30 июля 1970 года в небе над Египтом разыгралось одно из самых засекреченных сражений Холодной войны. В ходе блиц-боя, длившегося всего несколько минут, израильские ВВС сбили четыре советских истребителя МиГ-21.
Этот инцидент, известный как операция «Римон 20», навсегда изменил ход конфликта на Ближнем Востоке и стал горьким уроком для советских военных.
Предыстория конфликта
К 1970 году советские летчики-инструкторы не только обучали египтян, но и самостоятельно участвовали в боевых вылетах, прикрывая небо Египта от израильских атак. Однако, по признанию будущего президента Египта Хосни Мубарака, тогдашнего командующего ВВС, отношения между союзниками были далеки от идеальных. Советские пилоты часто демонстрировали превосходство, что вызывало раздражение у египетских коллег. Как следствие, когда египетская разведка получила данные о готовящейся израильтянами ловушке, предупредить советское командование решили не в полной мере.
Как была устроена ловушка
План израильтян, по описанию историка Шломо Алони, был прост и блестящ. В качестве «приманки» выступила четверка истребителей «Мираж», имитировавшая разведывательный полет. Основная же ударная группа — элитные пилоты на «Фантомах» и «Миражах» — ждала в засаде на малой высоте, невидимая для советских радаров. Расчет был на стандартную реакцию: советские МиГи поднимутся на перехват «разведчиков» и попадут в капкан.
Ход боя
Первое звено МиГ-21 3-й эскадрильи 135-го истребительного авиационного полка, направленное с аэродрома Ков-Авшим на уничтожение вражеских «Миражей», вышло из боя, лишившись одного самолета – пилот, сманеврировав, потерял обзор и уменьшил перегрузку, после чего его МиГ сбили. Второе звено советских истребителей на смену первому взлетело с базы Бени-Суэйф. Командир одного из самолетов не успел выполнить «кадушку» (маневр, позволяющий уклониться от захвата вражескими ракетами себя как цели), и истребитель поразила ракета «Миража».
У второй пары МиГов один из истребителей был подбит ракетой «Фантома», зашедшего в хвост нашим самолетам. Летчику удалось катапультироваться, при падении он повредил позвоночник, но после длительного лечения вернулся в строй. Ведущего второй пары сбили потому, что он не сумел быстро сориентироваться и предпринять необходимые маневры. Он также смог катапультироваться, но при приземлении разбился о камни. В результате погибли капитаны Николай Юрченко и Владимир Журавлев, разбился при катапультировании капитан Евгений Яковлев (пилот Сергей Сыркин после приземления, несмотря на полученные травмы, выжил).
Говорят еще о пятом сбитом МиГе, но этот истребитель после атаки сумел приземлиться на запасную площадку, пилот остался жив. Советские летчики в этом трехминутном бою сумели подбить только один «Мираж» под управлением майора израильских ВВС Ашера Снира. Мощность ракеты Р-3С оказалась недостаточной, самолет сумел долететь до авиабазы Редифим. Больше ни в каких боевых операциях советские ВВС на территории Египта не участвовали.
Как писал Александр Акименков, командир эскадрильи, потерявшей в бесславном бою трех офицеров и четыре истребителя, Григорий Дольников крайних после разбора полетов искать не стал. Всех троих погибших посмертно наградили орденами Красного Знамени и египетскими «Звездами воинской доблести».
Комментарии (0)