Эффективность «воздушных путешествий» штурмовиков - незначительна
Успех в бою – и наземном, и воздушном, и морском в значительной степени зависит от того, кто сумеет обмануть противника. Способы такого военного обмана постоянно меняются, старые становятся известны противнику и перестают быть эффективными, приходится новые придумывать.
Вот, например, с каким немецким «фокусом» пришлось столкнуться будущему маршалу авиации Ивану Пстыго. 504-й штурмовой авиаполк, оснащенный самолетами Ил-2, в котором он воевал, «работал» по немецким колоннам, рвавшимся к Дону. Летали часто, успешно, казалось бы, штурмовали немецкие колонны, скрывавшиеся в густой степной пыли.
Вот только командующий 8-й воздушной армией генерал-майор Тимофей Хрюкин часто был недоволен действиями полка. Недоволен до такой степени, что лично звонил командиру полка, минуя штаб дивизии, и подробно разъяснял всю глубину своего недовольства.
Командир полка то и дело сообщал летчикам: «Звонил командарм... Не в духе! Разговаривал сердито. Досталось мне на орехи».
Командующий упрекал летчиков полка в том, что эффективность от их «воздушных путешествий» незначительная – только перевод горючего.
Однажды летчики сумели понять причину этого. Пстыго так это описал в мемуарах:
«В одном из вылетов еще издалека мы заметили вражескую колонну, подошли ближе, и я скомандовал:
- Внимание, атакуем!
Точно в цель ударили наши «илы», уложили все бомбы. Заходим на второй круг, и тут, припомнив слова командарма, я впервые усомнился: « Да поразили ли мы ту цель? Пока ведь лишь можно утверждать, что побросали бомбы в пыль. А под пылью что?..»
Я занял место замыкающего группы, чтобы проследить результаты работы ведомых. Штурмовики в атаке пронеслись над колонной. Потянул ветерок, образовались просветы. Смотрю внимательно и вижу, что к машине что-то прицеплено - будто борона. Зачем машинам борона? Да и борона ли это? И машины далеко одна от другой.
Положил самолет в левый крен. Поедаю глазами колонну. Мать честная, чего же это немцы удумали!.. А было так. Идет машина. На ней укреплен канат, на канате метрах в 10-15 объемные связки хвороста. Хворост этот волочится по дороге, от него идет пылища, да такая, будто дивизия прошла. На самом деле техники в колонне раз, два и обчелся. Приказываю всем прекратить атаки. Нашли другую цель и по ней израсходовали остатки боеприпасов. Когда вернулись с задания, рассказал командиру о своих наблюдениях. Он - на телефон. Докладывает Хрюкину. Генерал хмыкнул в трубку:
- Хвалю за наблюдательность. Мне только что доложили о том же. Пошли-ка ты туда своих молодцов еще раз. Только пусть летят не вдоль какой-то отдельной колонны, а поперек всех колонн.
И вот со звеном мы пошли поперек дорог уточнить, что к чему. Оказалось, что параллельно «пыльным» колоннам двигаются не столь пыльные, зато насыщенные техникой. Дороги им иногда даже поливают специальные машины... В дальнейшем чересчур пыльные колонны нас сразу настораживали. Хотя, конечно, крупные воинские соединения на марше не пылить не могут».
Казалось бы, все просто до предела – машина и канат со связками хвороста в «липовых» колоннах, машины для полива дороги перед настоящими колоннами, идущими по параллельным дорогам. Но ведь срабатывал этот трюк, летчики 504-го штурмового авиаполка какое-то время яростно «штурмовали» канаты с хворостом, будучи совершенно уверенными в том, что громят колонны врага.
А командарм Хрюкин, располагавший данными авиаразведки, и, возможно, другими источниками информации, понимал, что следов разгромленных немецких колонн как-то не наблюдается. Но при этом он не мог знать, что именно придумали немцы, это уже летчикам удалось установить.
Сколько же таких хитростей пришлось придумывать или разгадывать по обе стороны линии фронта за время войны – вряд ли кто-то возьмется подсчитать…
Комментарии (7)