До наступления эры стали и бетона камни и кирпичи были почти эксклюзивными строительными материалами, из которых зодчие создавали свои шедевры и проектировали в том числе мосты.
Старинные строительные материалы вполне соответствовали запросам своей поры. Кирпич, конечно, не может соответствовать качеству стали, но мосты были незыблемы. Их существует огромное множество по всей Европе и Азии. Возраст некоторых составляет несколько столетий, а то и тысячелетий. Многие из них переживут даже современные постройки.
Железо и сталь пришли на смену кирпичам в середине 19 века. Гибкий металл позволял архитекторам придумывать разные необычные формы, кроме того был устойчив к огню. Мосты из стали тверже и дешевле. Но у каменной кладки есть неоспоримое достоинство — составленные из нескольких арочных пролетов, такие строения выдерживают больший вес, чем мосты из железа.
Интересно, но чем больше веса приходится на арочный мост, тем он крепче. Железнодорожные инженеры отказались от чугунных мостов после нескольких трагических случаев, связанных с гибелью людей. Постройка из кирпича шла почти до 20 века.
Одним из замечательных образцов может послужить железнодорожный мост, созданный во времена королевы Виктории в 1842 году. Он раскинулся над рекой Уз и соединил города Хейвордс-Хит и Балкомб в графстве Сассекс.
Материалом для создания 500-метрового гиганта послужил красный кирпич и светлый гладкий известняк. Такой контраст между материалами привлекает внимание смотрящего к стройным и элегантным верхним элементам, включающим в себя парапеты и четыре прямоугольных итальянских павильона. Его характерной особенностью являются перевернутые арки в нижней части внутри каждого пирса. Они расположились по прямой линии, что позволяет смотреть через мост насквозь.
Возведение такого шедевра вынуждало сильно потратиться. 11 миллионов кирпичей переправлялось через пролив Ла-Манш из Голландии. И это без учета материала собственного изготовления. Камень, задействованный в строительстве парапетов, шел из Нормандии.
Сегодня по мосту каждый день проезжают поезда из Лондона в Брайтон и обратно.
Но это не самый большой кирпичный мост. Пальму первенства стоит отдать мосту Гёльчтальбрюкке в Северной Саксонии. Он расположился неподалеку от города Райхенбах-им-Фогтланд. Его создали в 1851 году в долине реки Гёльч. Высота 250 футов поддерживается множеством арок, развернувшихся на четырех уровнях.
Создатель моста Иоганн Андреас Шуберт использовал кирпич, так как в окрестностях было много суглинка, что дало возможность сэкономить на строительстве. Вдоль железнодорожного полотна построили около 20 кирпичных заводов. Они выпустили со своих конвейеров более 27 млн кирпичей для архитектурного шедевра.
В 10 км от моста на реке Гёльч расположился мост, занимающий второе место по величине, — Эльстерский виадук. На его строительство ушло 12 миллионов кирпичей. Он на девять метров короче в высоту и вполовину меньше по длине.
Источник:
Комментарии (4)