Китай. Источник: Инь Шилинь, Чжан Цзяныо Китай 5000 лет
Три империи
В предыдущей статье мы остановились на том, что собственно государство китайцев, возглавляемое династией Сун, столкнулось на севере с новой ситуацией, когда соседние этносы не просто совершали набеги на земледельческие государства, но стали захватывать их территорию, создавая собственные государства, включая в них китайские территории.
Когда я пишу о трех империях в Китае, в канун монгольского вторжения, получается точно так же, как в романе А. Дюма «Три Мушкетера». Когда возникает закономерный вопрос – а почему три, когда вроде их четыре? Так и в нашем случае.
Ляо было первым кочевым государством племенного союза киданий, занявшего северные территории китайцев.
Параллельно с ним возникло государство тангунов, империя Си Ся, занявшее земли северо-запада Китая. В начале XII в. Ляо сменила новая империя, Золотая – Цзинь.
А Сун вела попеременно оборонительные и наступательные войны с ними. Как происходили эти события, мы расскажем в отдельных статьях, посвящённых этим империям.
Итак, в момент монгольской экспансии на территории современного Китая находилось три империи, две из которых не были китайскими.
Кидани
Русское наименование «Китай» происходит от названия «кидани», которое использовали различные тюркские народы для названия «Поднебесной».
Кидани – кочевой племенной союз, монгольской, возможно, с элементами тунгуской языковой группы. Распад родоплеменных отношений у киданей произошёл в период, когда основные их враги, уйгурский каганат и империя в Китае, значительно ослабли.
Причёски киданей
Они находились на 2-й стадии кочевания, по классификации Е. А. Плетневой, когда уже используются зимники и летники, а не только временные становища. Первые полулегендарные вожди киданей учили их строить жилища и обрабатывать землю, но в целом они оставались кочевниками. Когда кидани захватили север Китая, их император проводил время в перекочевках, проживая как в кочевом лагере, орде, так и в городских дворцах.
В основе киданьского государства лежала орда, кидани были разделены на орды-роды. В это время они находились в переходном периоде от родоплеменных отношений к территориальной общине, что нашло отражение в «цифровом» делении войска на тысячи, сотни и т. д.
У кочевников, как и у оседлых этносов, периода родовых отношений построение войска происходит по родам, периода территориальной общины – по десяткам, сотням и тысячам.
Такой стадии развития соответствует неудержимая экспансия и агрессия.
Это, а также суровые природные условия подвигли киданей на завоевание земель на юге от земель Северного Хань до побережья Восточно-Китайского моря, в том числе и территорий вокруг Пекина (современные провинции Хэбэй и Шаньси). Что произошло в правление их вождя Абаоцзи.
Карта. Дальний Восток Х в.
Создание Железной империи
Двадцать лет кидани вели борьбу с государством Бохао, тунгуско-маньджурской народности мохэ. Это было первое государство на территории российского Дальнего Востока, занимавшее земли от северной части Кореи до Ляонина, а среди этносов, населявших его, были мохэ, кидани и корейцы.
Войска Бохая имели восемь командующих, которые именовались «левый свирепый», «правый свирепый», «северный левый страж», «северный правый страж», «южный левый страж», «южный правый страж», «страж - гималайский медведь», «страж - бурый медведь». Но это мало помогло им. Кидани захватили это государство в 926 г., переселив многих бохаев на территорию Ляо, а из их государства сделали вассальное княжество, назвав его по монгольской традиции, Восточное Красное - Дундань.
В 20-х гг. Х в. Ляо захватывают часть племён чжурчжэней в бассейне р. Амноккан (ныне пограничная река между КНДР и КНР), расселив их в районе г. Ляоян, назвав «покорными». Всего чжурчжэней (нюйчжэней) было 72 племени, которых кидани делили на «покорных», «приписанных», плативших им дань, и «диких».
В 936 г. кидани захватывают «16 округов в Лянь и Юнь», собственно китайские земли у династии Поздняя Цзинь, а в 946 г. даже временно захватили столицу – Кайфын.
Основатель династия Сун, Чжао Куан-ин был провозглашен императором во время похода против киданей в 960 г. Он начал объединять китайские земли, уже имея постоянного противника в лице грозной Ляо.
А ситуация с захватом земель оседлого Китая привела к перевороту в психологии кочевников. Длительная борьба Ляо с Сун показала обитателям степи, что Китай может стать лакомым куском и постоянным источником безбедного существования в благодатных климатических условиях:
«обладание китайскими землями, – писал ещё в XIX в. В. П. Васильев, – должно было произвести великий переворот и между обитателями Монголии; они научились владеть китайскими землями и увидели, что можно этот первый опыт повторить и в более обширных размерах.»
В 986 г. три армии сунского императора Тан-цзуна вторглись в Ляо с целью вернуть северные округа, но потерпели сокрушительное поражение. В это же время тангуты новой империи Ся признали вассалитет от империи Ляо.
В 993 г. кидани атаковали Корею, но получив серьёзный отпор, перешли к переговорам, потребовав от Кореи не сотрудничать с Сунами.
А в 1004 г. кидани чуть не взяли столицу Сун – Кайфын, отойдя от неё после получения огромной дани.
Мирные отношения Ся с Сун вызывали недовольство со стороны Ляо, в 1020 г. император отправился на охоту с всадниками в количестве 500 000 (?) и напал на Ся, но потерпел поражение и подписал мирный договор.
А в 1044 г. император Син-Цзун (1031–1055 гг.) напал на ослабленную войной с Сун, Си Ся, но был разбит и чуть не попал в плен. В таком этнически неустойчивом государстве, как Ляо, тут же против киданей подняли восстание чжурчжэни и бохао.
В 1049 г. Ляо снова с огромными силами вторглось на территорию Ся, на Хуанхэ действовал их флот, особенно успешно воевала западная группировка. Она атаковала из монгольских степей и захватила огромный полон, тысячи овец и верблюдов.
В 1075 г. Ляо под угрозой нанесения удара по Сун вынудили империю отдать им пять округов. Это был пик могущества империи киданей.
Империя кочевников
Кочевники уже захватывали земли китайских земледельцев, так, тюркоязычные табгачи (тоба) захватили север Китая и основали династию Северный Вэй (386–552 гг.).
Но, в отличие от Вэй, впервые в истории взаимоотношений степи и Китая кочевники не просто заявили о создании империи в 916 г., а добились реального равенства с китайским государством. Вождь киданей Абаоцзи провозгласил себя императором Тяньхуан-ваном, а кочевая «империя» получила наименование Ляо - Железная. Император Сун - Ши Цзинтан вынужден был признать кочевого хана отцом.
Китайские администраторы, решившие служить новым властителям, способствовали укоренению кочевников в захваченных провинциях:
«Янь-хуэй впервые научил киданей, – писал в XII в. Е Лун-ли, – организации официальных учреждений, постройке городов, обнесённых внутренними и внешними стенами, и созданию торговых местечек для поселения китайцев, что дало каждому из них возможность иметь жену и заниматься распашкой и обработкой пустующих земель.
В результате все китайцы стали спокойно жить и заниматься своими делами, а количество беглецов стало всё более сокращаться. В покорении киданями других государств большую роль сыграл Хань Янь-хуэй.»
Так возник симбиоз «кочевой» империи и земледельческого государства, где китайская система управления и организации преобладала для большинства оседлого населения, для киданей одновременно существовала система «орды».
Империя Ляо была многоэтнической структурой, и в этом была её слабость – большинство народов вынуждены были подчиняться лишь силе, никаких иных побудительных моментов находиться в государстве киданей у них не было: большинство было киданей (30 %), почти столько же было китайцев (25-27 %), другие этносы составляли оставшиеся 30 % населения.
В начале XI в. Сун подписала договор с Ляо, увеличив выплаты подарков и даней, с 200 тыс. отрезков шёлка и 3730 кг серебра до 300 тыс. отрезков шёлка и 7460 кг серебра. Именно кризис серебра вынудил ввести в империи династии Сун бумажные деньги, кредитные ассигнации, хотя, скорее всего, выплаты дани киданям производились натуральной продукцией.
Военные силы киданей
В «Ляо-Ши» подробно описана тактика и вооружение этого монгольского союза племён, которая предвосхитила тактику монголов Чингисхана.
«Согласно военной системе, существовавшей в государстве Ляо, всё население в возрасте от пятнадцати до пятидесяти лет было занесено в военные списки. На одного воина регулярных войск приходилось три лошади, один фуражир и один человек, обслуживающий лагерь.
Каждый имел железные латы из девяти предметов, чепрак, узду, железные или кожаные латы для коня в зависимости от силы животного, четыре лука, четыреста стрел, длинное и короткое копьё, гудо (палицу), топор, алебарду, небольшой флаг, молоток, шило, нож, огниво, лохань для лошади, один доу сухой пищи, мешок для сухой пищи, крюк, [войлочный] зонт и двести чи верёвки для связывания лошадей. Всё это воины запасали самостоятельно.»
Перед войной производился обязательный смотр войска, а перед началом боевых действий устраивалось жертвоприношение. Главное жертвоприношение происходило на горе Муе. По дороге войска, отправляющегося в поход с императором, расставляли приговорённых к казни преступников и их расстреливали из луков, принося в жертву. На обратном пути так же приносили в жертву пленных. Это называлось «стрельба стрелами дьявола».
Воины-кидани. Современная китайская реконструкция
У кочевого «императора» была гвардия из 3 тыс. отчаянных богатырей. После смерти императора гвардия поступала на службу во дворцы (гун) и юрты (чжан) его вдовы и наложниц, во время войны молодые гвардейцы шли в поход, а пожилые охраняли могилы императоров.
Отдельно действовали отряды смелых и храбрых воинов – дальней разведки, ланьцзы, которые были и в авангарде, и в арьергарде. Они действовали по обстановке, уничтожали небольшие отряды противников, а о крупных сообщали авангарду.
Конное охранение двигалось и спереди, и сзади, и по флангам. Благодаря этим отрядам войско киданей никогда не действовало вслепую и имело точные сведения о противнике.
По дороге разрушались все постройки и вырубались деревья, мелкие населённые пункты брались сходу, средние и крупные – после разведки, в зависимости от обстановки. При осадах кидани использовали пленных, даже стариков и детей, их же первыми гнали под
Кидани перерезали коммуникации, не давая противнику объединить силы, в том числе и обманным путём. Они имитировали обманные нападения и изображали огромные силы там, где их не было, поднимая пыль или стуча в большие барабаны.
Кидани. Шёлк. Из открытых источников
На привале войско располагалось куренем, на отдыхе они всегда устанавливали укреплённый лагерь, который им возводили китайские подданные Ляо, ополчение земледельцев. Китайцы служили в обозе и инженерных частях. На одного киданя в армии было два воина из обслуживающего персонала.
При встрече с противником в поле, если враг не сдавался после первой атаки, его пытались измотать постоянными атаками, периодически изображая обманное бегство. Если это не помогало, кидани не давали возможность противнику отдохнуть, атакуя волнами, специально поднимая тучи пыли с помощью мётел, прикреплённых к лошадям фуражиров. Такая тактика часто приносила им удачу.
Охота с участием всей орды была основным способом тренировки войск.
Изображение киданей по средневековым источникам
Монгольское племя киданей использовало ту же тактику, что и монголы в XIII в., разница заключалась лишь в том, что монголы смогли сконцентрировать значительно большие ресурсы для ведения войны. А у киданей хватало сил лишь на постоянные походы против территории династии Сун.
Гибель Ляо
А вот могильщиками полукочевой, по сути, империи Ляо стали племена чжурчжэней. Они, вступив в союз с Сун, к 1125 г. полностью разгромили государство киданей, захватили и низложили их императора.
Собственно, кидани стали жертвой процесса оседания на землю, как и многие другие их предшественники и последователи. Такая метаморфоза происходила со многими воинственными кочевниками, добивавшимися успеха будучи даже слабовооружёнными. Но как только они приобщались к плодам цивилизации, происходило ослабление, а затем и распад племенной структуры, которая, собственно, и обеспечивала их военные победы.
Жизнь последнего кочевого императора киданей подтверждает эти наблюдения:
«Положение ещё более усугубил Тянь-цзо, который шёл по неправильному пути, запустил все дела: неумеренно предавался охоте и разврату, использовал на службе своих любимцев, назначал на должности неподходящих лиц и не знал никаких запретов, чем вызвал волнения между своими слугами.»
Часть киданей под предводительством Елюя Даши откочевала на восток. В 1130 г. они, пройдя с боями земли енисейских киргизов, заняли Семиречье и покорили восточный Туркестан, создав Западную Ляо. Другая часть отошла на северо-восток, где в 1216–1218 г. безуспешно нападали на Корею, часть же осталась на прежних местах обитания и подчинилась чжурчжэням.
Великая китайская стена. Фото автора
Кидани будут активно поддерживать монгольские завоевания.
Земледельческая цивилизация Китая использовала систему «и и чжи и» – «с помощью варваров усмирять варваров». Так чжурчжэни, при поддержке Сун, уничтожили империю Ляо.
Здесь Китай, как оседлое государство, не был оригинален. И Византия, долгое время не имея собственных военных средств в достаточном количестве и качестве, привлекала для борьбы с кочевыми народами других кочевников.
Союз с чжурчжэнями (нюйчжэнями), данниками киданей, принёс династии Сун тактический успех, вернув провинции, попавшие в империю Ляо. Но, как покажут дальнейшие события, это была «пиррова победа».
Список литературы:
Е Лун-ли. История государства киданей (Цидань го чжи), М., 1979.
Васильев В. П. Истории и древности восточной части Средней Азии от X до XIII века. ТВОРАО. Т. .3-4. СПб., 1859.
История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974.
Итс Р. Ф. Смолин Г. Я. Очерки истории Китая. Л., 1961.
Кляшторный С.Г. Первый тюркский каганат// История Востока в шести томах. СПБ.: Филологический факультет СПбГУ, 2002.
Кычанов Е. И. История приграничных с Китаем древних и средневековых государств (от гуннов до маньчжуров). СПб. 2010.
Кычанов Е. И. Кешиктены Чингис-хана// Mongolica. К 750 летию «Сокровенного сказания». М., 1993.
Самойлов Н. А. Россия и Китай. // История России, Россия и Восток. СПб., 2002.
Худяков Ю. С. Сабля батыра. Вооружение и военное искусство средневековых киргизов. СПб., 2003.
Продолжение следует… Автор:
Комментарии (4)