Форт Ларами сегодня – это Национальный исторический парк с типи возле самой реки Ларами, где и был заключен договор 1868 года. Первоначально договор должен был быть подписан в самом форте, но там не было достаточно травы для индейских лошадей. В конце концов было решено двигаться вниз по течению, поэтому он был подписан в 30 милях вниз по течению от форта Ларами в устье реки Хорс-Крик, в одном из индейских типи. Договор поэтому иногда называется также Договором Хорс-Крик
Я устал от ваших распрей,
Я устал от ваших споров,
От борьбы кровопролитной,
От молитв о кровной мести.
Ваша сила — лишь в согласье,
А бессилие — в разладе.
Примиритеся, о дети!
Будьте братьями друг другу!
Г. Лонгфелло. Песнь о Гайавате
Индейские войны. «А я хочу читать про индейцев!» — написал один из наших читателей. Почему бы ему этого и не хотеть? Другое дело, что тут нужно, чтобы его хотенье сложилось с желанием и возможностями одного из авторов «ВО». Причем даже если бывает так, что у автора есть текст для того, чтобы превратить его в статью с высоким уровнем новизны и «читабельную» в смысле изложения, не всегда удается обеспечить ее должным качеством иллюстраций. Есть, например, такие музеи, которые неизвестно по каким причинам даже не отвечают на посланные им письма. Молчат, как партизаны перед гестапо, хотя имеют интереснейшие артефакты, фотографии которых могут украсить любую статью. Чтобы получилась такая статья, должны сойтись три обстоятельства: наличие соответствующего доступного информационного поля, желание и настроение журналиста, возможность получить соответствующие фотографии из соответствующего музея. Конечно, в идеале я мог бы и сам сесть на самолет, слетать на день куда надо и все отснять, а потом написать: «Фото автора», только вот итоговый счет вряд ли сможет оплатить и администрация сайта, и сам заказчик статьи, ну, если он, конечно, не Дерипаска… Но в данном случае тому, кто «хочет читать про индейцев», судьба улыбнулась, потому, что факторы недавно сошлись! В итоге все это выльется в продолжение цикла «Индейские войны», в котором мы будем понемногу рассказывать о воинах-индейцах Северной Америки и их сражениях за свою землю с «уайтчуинами» — «белыми людьми». Одним из таких воинов как раз и был вождь племени дакота Красное Облако.
Сегодня мы продолжим наше знакомство не только с
Мокасины индейцев сиу-брюле (дакота) были очень красивы. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Начнем с того, что Красное Облако (1822—1909) являлся одним из наиболее влиятельных лидеров союза индейцев Оглала Лакота с 1868 по 1909 год. Достаточно сказать, что по его имени была названа целая война индейцев с армией США в 1866–1868 годах в районе реки Паудер в северо-восточных районах штата Вайоминг и на территории южной Монтаны. Именно тогда произошла битва Феттермана, стоившая жизни 81 американскому солдату, и это было самое крупное военное поражение, нанесенное индейцами армии США на Великих равнинах, вплоть до битвы при Литтл Бигхорне, случившейся лишь десять лет спустя.
Абсароки: леггинсы мужские. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Арапахо: леггинсы женские вместе с мокасинами. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Красное Облако родился недалеко от современного города Норт-Платт в штате Небраска. Мать его звали «Тропа, которую она выбирает», а принадлежала она к племени Оглала Лакота. А вот отец был тоже дакота, но принадлежал к союзу Брюле. Всего же у дакота (лакота, как они себя сами называли) было «семь костров племенных советов», так что неудивительно, что даже внутри себя договориться им зачастую было совсем нелегко.
Рубашка ассинибойнов. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Рубашка кроу, 1885 г. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Поскольку у дакота дети принадлежали к клану и народу матери, Красное Облако в детстве воспитывал его дядя по материнской линии, который был вождем и звался коротко и ясно – Дым (1774–1864). Он же был еще и вождем внутриплеменного общества воинов «Плохие лица». Когда в 1825 году родители мальчика умерли, он взял его к себе. Повзрослев, Красное Облако участвовал в набегах на ничуть не менее воинственных пауни и кроу, в ходе которых приобрел большой боевой опыт.
Головной убор сиу. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Головной убор пикуни. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Вождь сиу Железный хвост в традиционном головном уборе. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Когда на территории штатов Вайоминг и Монтана хлынули белые, северные шайены в союзе с дакота и арапахо выступили против армии США, защищавшей переселенцев. Наиболее острое противостояние между 1866 и 1868 годами вылилось тогда в настоящую войну, которая привела к большим потерям среди американцев, совершенно не готовых, как выяснилось, сражаться с индейцами Великих равнин. Впрочем, многие из понесенных американцами поражений стали следствием общих проблем цивилизованного общества, которые лучше всего и весьма забавно были отражены в вердикте одного из судебных разбирательств страхового общества Ллойда:
«Во время трагических обстоятельств капитан корабля уединился в каюте и пил спиртное. Его первый помощник уже был мертвецки пьян, а второй помощник отдал по-английски команду рулевому греку, который английского языка не знал и к тому же страдал дефектами слуха!»
Ожерелье из когтей гризли. Сиу. Сиу считали, что убить гризли — значит совершить подвиг больший, чем убить бледнолицего, или кроу. Поэтому те из них, кто имели такое украшение, пользовались всеобщим уважением. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Считается, что индейцы не носили защитных доспехов, но это не так. Перед нами нагрудный панцирь из костей бизона, так называемые волосяные трубочки. Вытачивались из крупных костей, просверливались и соединялись на шнурах из конского волоса. Давали хорошую защиту от стрел и ударов холодным
Примерно нечто похожее имело место и в ходе Битвы за сотню убитых (другое название битвы Феттермана), когда капитан Уильям Дж. Феттерман из форта Фила Керни был послан вместе с двумя гражданскими лицами и 79 кавалеристами и пехотинцами с тем, чтобы прогнать небольшую группу индейцев, напавшую неподалеку от этого форта на группу лесорубов. На «дело» отправили даже не одного, а двух офицеров: капитана Фредерика Брауна и капитана Уильяма Феттермана, и оба они были уверены в своих солдатах и горели желанием «проучить этих краснокожих». Феттерман имел опыт войн с индейцами и сражался с ними в Семинольских войнах, но, видимо, пренебрег полученным опытом. Во всяком случае не подчинялись приказу остаться за хребтом Лодж Трейл и начали преследовать небольшую группу воинов противника во главе которых скакал индеец явно на раненой лошади. А это был сам Крези Хорс, Бешеный Конь, — вождь хитрый и коварный, и закончилось его преследование тем, что Феттерман и его солдаты попали в засаду, где их окружили около 2000 сиу, шайеннов и арапахо. Солдаты принялись отбиваться, но смогли убить всего лишь 14 индейцев, в то время как те убили весь отряд из 81 человека. А исполни они приказания в точности, ничего такого, возможно, и не случилось бы…
Хункпапа-дакота: покрышка для седла. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
После этой битвы в 1867 году специальная комиссия США по вопросам мира отправилась в поездку по Равнинам, чтобы собрать информацию, которая помогла бы установлению мира между племенами индейцев и правительством США. Комиссия все выяснила и порекомендовала выделить индейцам территории для проживания, куда белым вход должен быть запрещен. После этого лакота, северные шайенны, арапахо и ряд других племен заключили мир с США и подписали так называемый Договор о форте Ларами. По нему США согласились отказаться от всех фортов на территории этих племен, и полностью уйти с мест проживания индейцев дакота!
Генерал Шерман с индейскими вождями в форме Ларами, 1868 г. Фото из архива Конгресса США
Традиционным оружием индейцев являлся томагавк. Но… производили их в основном белые и продавали индейцам. Чтобы удешевить их производство, белые начали отливать томагавки из бронзы! Перед нами бронзовый томагавк сиу-дакота. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Договором была установлена «Великая резервация сиу», охватывающая территорию к западу от реки Миссури в современном штате Небраска (которая получила статус штата в 1867 году), и в Южной Дакоте. То есть все вроде бы закончилось так, как этого хотели индейцы, однако непростые отношения между ними и непрерывно расширяющимися Соединенными Штатами, тем не менее, продолжались. В 1870 году вождь Красное Облако посетил Вашингтон и встретился с комиссаром по делам индейцев Эли С. Паркером (генерал армии США) и президентом Улиссом С. Грантом.
Томагавк дакота 1880-1890 г. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
В 1871 году правительство учредило «Агентство Красного Облака» на реке Платт, ниже по течению от форта Ларами. Как это и было указано в «Договоре 1868 года», сотрудники агентства должны были еженедельно выдавать индейцам Оглала продовольственные пайки, а также обеспечивать ежегодное распределение между ними наличных денег. Разумеется, пайки поставлялись нерегулярно, а деньги иногда не выплачивались совсем. Но тем не менее, это было хотя бы что-то, что давало возможность индейцам существовать. И Красное Облако в этих непростых условиях сделал очень много, чтобы помочь своему народу в переходе на другой образ жизни.
Апачи и команчи предпочитали томагавки, напоминавшие секиру. Их поставляли им испанцы. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
По словам Чарльза А. Истмана, Красное Облако был последним, кто подписал знаменитый договор, «отказавшись сделать это, пока все форты на их территории не будут освобождены. Все его требования были приняты, новая дорога заброшена, гарнизоны выведены, и в новом договоре было четко указано, что Блэк-Хилс и Большой Рог были индейской страной, выделенной индейцам для постоянного проживания, и чтобы ни один белый человек не мог въехать в этот район без согласия сиу...» Однако едва только этот договор был подписан, как в Блэк-Хилс нашли золото, и все, кто отправился его туда искать, немедленно завопили: «Уберите индейцев!» Правительство США попыталось протестовать, чтобы спасти свое лицо, но в итоге никаких серьезных попыток предотвратить массовое нарушение договора оно так и не предприняло. Ясно, почему. Ну кто же может устоять перед блеском золотых самородков?!
«Прикладная палица» индейцев. По своей популярности томагавку не уступала и была страшным оружием в рукопашном бою. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
В 1874 году подполковник Джордж Кастер сообщил о добыче золота в Блэк-Хилс, который местные индейцы считали своим священным местом. Ранее армия безуспешно пыталась удержать золотоискателей от проникновения в этот район, но теперь их поток стал просто неудержим. В мае 1875 года делегации дакота во главе с вождями Красное Облако, Пятнистым Хвостом и Одиноким Бараном отправилась в Вашингтон и попыталась убедить президента Гранта выполнить существующие договоры, а главное, не пускать золотоискателей в их земли. Делегаты неоднократно встречались с Грантом, министром внутренних дел Делано и комиссаром по делам индейцев Смитом. 27 мая он сказал им, что Конгресс готов заплатить племенам 25 000 долларов за их землю и переселить их на другую территорию. Делегаты отказались подписать такой договор, а Пятнистый Хвост сказал об этом предложении так:
«Когда я был здесь раньше, президент дал мне мою страну, и я поставил свою стоянку в хорошем месте, и хочу там остаться. …Вы говорите о другой стране, но это не моя страна; меня это не касается, и я не хочу иметь с ней ничего общего. Я не родился там. …Если это такая хорошая страна, вы должны отправить белых людей в эту нашу страну и оставить нас в покое».
Индейские вожди в Вашингтоне. Сидят, слева направо: Желтый Медведь, Красное Облако, Большая Дорога, Маленькая Рана, Черный Ворон; Стоят, слева направо: Красный Медведь, Юноша, Который Боится Своей Лошади, Хороший Голос, Бегущий Гром, Железный Ворон, Белый Хвост, Молодой Пятнистый Хвост, ок. 1860-1880 гг. Библиотека Конгресса США
Хотя Красному Облаку так и не удалось найти мирного решения проблемы, он и его клан не принимали участия в Лакотской войне 1876–1877 гг. Воинами, которые тогда вышли на тропу войны, руководили вожди Ташунко Витко (Бешеный Конь) и Татанка Йотанка (Сидящий Бык). Война, как известно, закончилась поражением, хоть индейцам и удалось уничтожить отряд подполковника Кастера при Литлл Бигхорне.
Осенью 1877 года «Агентство Красного Облака» было перенесено в верховья реки Миссури, а в следующем году она была переименована в индейскую резервацию Пайн-Ридж.
Ножны пикуни. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Все это время Красное Облако играл важную роль в общественной жизни своего племени, но у индейцев никогда не было такого уровня вождизма, чтобы вождь в племени играл чрезмерно большую роль. Его можно было слушать, а можно было и не слушать. Вся его власть держалась на авторитете. И он его получил, неоднократно посещая Вашингтон и добиваясь от белых хотя бы каких-то уступок. С другой стороны, эти же поездки убедили его в необоримой силе американцев и утверждении во мнении, что Оглала должны искать мира с бледнолицыми, а не воевать с ними.
В 1874 году он встретился и познакомился с американским ученым-палеонтологом и геологом Отниэлем Маршем из Нью-Хейвена, а затем и посетил его в 1880 году. Причем, вернувшись из своей поездки к индейцам, Марш неоднократно писал о том, что они страдают из-за того, что выделяемые им продукты до них не доходят, что им выдается несъедобная свинина, низкокачественная мука, плохие сахар и кофе, гнилой табак.
В бою не так важно убить противника и не снять с него скальп, как дотронуться до него специальной палочкой или рукой и при этом крикнуть: «Ку!» Кто сделал больше «ку», тот и был героем. Перед нами палочка для «ку». Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Интересно, что, общаясь с белыми, Красное Облако проникся идеей христианства и в 1884 году вместе со своей семьей и пятью другими вождями крестился по католическому обряду.
В 1887 году он выступил против закона Дауэса, по которому общинные земли индейцев должны были быть поделены между отдельными семьями и переданы им в собственность. Затем в 1889 году Красное Облако выступил и против договора о продаже большего количества земли дакота.
В итоге Красное Облако пережил всех других вождей, участников индейских войн и умер в своей резервации Пайн-Ридж в 1909 году в возрасте 87 лет. Его похоронили на кладбище, которое стало носить его имя. Незадолго до смерти он как-то сказал о белых:
«Они дали нам много обещаний, больше, чем я могу вспомнить. Но они выполнили одно: они обещали взять нашу землю... и они ее взяли».
Объявления о смерти Красного Облака, равно как и описание всех его заслуг, напечатали все крупные газеты по всей стране. Забавно, что в газете «Нью-Йорк таймс» даже написали, что он был вождем всех племенных групп сиу, чего, разумеется, просто не могло быть, да и никогда не бывало. Впрочем, то, что он был хорошим вождем и прирожденным дипломатом, отметили все американские газеты.
Красное Облако. Фотография Джона К. Хиллера, 1880 г. Библиотека Йельского университета, Нью Хейвен, Коннектикут
«Красное Облако и Американская Лошадь, два самых известных из ныне живущих вождей индейцев». Фотография из коллекции 1887-1892 гг. Библиотека Конгресса США
Красное Облако оказался и самым часто фотографируемым индейцем XIX века. Первый раз его сфотографировали еще в 1872 году во время его первой поездки в Вашингтон, незадолго до встречи с президентом Грантом. Затем его фотографировали много раз, так что на сегодня известны 128 его фотографий. А в 2000 году он был посмертно выбран в Зал славы штата Небраска. Ну а почтовым ведомством США была выпущена серия почтовых марок «10 великих американцев», среди которых была и марка с изображением вождя Красное Облако. Есть и город, названный в его честь, и находится он тоже в штате Небраска.
Красное Облако. Бронзовая скульптура пензенского художника Германа Феоктистова
Дошло до того, что президент Джон Ф. Кеннеди подумывал даже о том, чтобы назвать его именем один из 41 американских подводных ракетоносцев, но, по-видимому, согласился с опасениями Пентагона, что это название, пусть даже и историческое, многие американцы воспримут как прокоммунистическое.
Продолжение следует…
Автор:
Комментарии (0)