Пишет житель Германии: Мне 35, я живу в Берлине, работаю в IT, женат, и по утрам у меня есть своя традиция — проверять, по какой причине сегодня опаздывают электрички и поезда. Чаще всего это «кража кабеля». Для моих читателей из России это может звучать как шутка из диких 90-х, однако для Германии воровство кабеля превратилось в системную проблему.
Только в 2023-м году по всей Германии было зафиксировано 450 случаев краж металла, что привело к 3 200 задержкам поездов, 667 часов простоя и ущербу около 7 миллионов евро. И это только железная дорога. Если добавить повреждения кабелей операторов связи и коммунальных служб, суммы будут ещё больше. Только по Берлину вышло 75 суток простоя.
Активно воруют и кабель с станций зарядки электромобилей. Кабели зарядных станций содержат медь и часто не имеют полноценной охраны, поэтому они становятся лёгкой добычей.
В 2024-м и 2025-м фиксировались десятки случаев по всей Германии: в Гамбурге, Дрездене и Баварии воры буквально за ночь «обезглавливали» по 4–6 зарядных устройств. Для сетей операторов это убытки в тысячи евро за каждый инцидент, не считая простоев станции. Крупные сети уже начали переход на кабели с внутренними стальными жилами и замками-фиксаторами, чтобы резка стала сложнее.
Кража кабеля — это не просто пропажа провода: это сбои в транспорте, перерасход государственных и частных средств на ремонт, риск для безопасности (сбои в сигнализации), и дополнительные неудобства для бизнеса и пассажиров. Дорожают проекты по расширению сетевой инфраструктуры: компании начинают закладывать в сметы не только прокладку кабеля, но и дополнительные меры защиты, что повышает стоимость цифровизации и электрификации.
За 2024 год официальной статистики по кражам кабеля в Германии пока нет, но есть данные по отдельным крупным случаям и расследованиям, которые дают представление о масштабах.
Например, в декабре 2024 года в рамках совместной операции Eurojust и Europol была задержана крупная преступная группа, занимавшаяся кражей силовых кабелей в нескольких землях Германии. Ворам удалось сбыть награбленное на общую сумму около 1 миллиона евро.
Почему количество краж выросло? Высокий спрос на медь вызвал повышение цены, а наличие лёгкой ликвидной товарной ценности в виде кабелей привлекает и одиночек, и организованные группы. Журналисты и аналитики указывают также на то, что хотя некоторые крадут ради прибыли, но есть и анархисты, которые наносят ущерб из нематериальных соображений, выводя из строя локальную инфраструктуру.
Кража кабеля в Германии в особо тяжких случаях карается лишением свободы до 10 лет. В 2023-м были реальные приговоры по таким делам, но часто следствие упирается в то, что кабель уже переплавлен и ушёл в другой регион или страну. Срезать кабель быстро, а вот на расследование преступления и поиск виновных уходят месяцы.
Эксперты советуют ужесточать контроль над пунктами приёма металлолома, ограничивать экспорт лома, ставить датчики и камеры на ключевых участках, а также быстро реагировать на первые признаки повреждения кабеля.
Железнодорожные компании инвестируют в охрану, скрытую маркировку кабелей и системы акустического мониторинга, которые фиксируют резку кабеля в реальном времени.
В следующий раз, когда вы будете стоять на платформе и слушать «опоздание из-за кражи кабеля», помните — это не абстрактная «техническая проблема». Это конкретные 7 миллионов евро убытка в год, месяцы простоев поездов и чёткая схема, по которой кто-то превращает инфраструктуру в лом.
По немецким СМИ
France Info: Прокуратура французского города Нант объявила о задержании троих мужчин подозреваемых в краже нескольких километров кабелей сети «Orange Telecoms».
Около двух километров телефонного кабеля были обнаружены в машине. Украденный медный кабель стоит около 20 000 евро.
Банда, за которой неделями следила полиция, подозревается в 21 краже на общую сумму 700 000 евро.
Их методы работы хорошо отработаны. "Они отрезают один конец, а затем прикрепляют кабель к своей машине, а затем тянут километры кабеля", - объясняет прапорщик полиции Филипп, руководитель группы по расследованию серийных преступлений.
"Мы только что обнаружили около 200, 300 кг медных кабелей, которые были извлечены из их оболочки, чтобы удалить все опознавательные знаки ", - заявил Пьер Кутюр, региональный представитель «Orange Telecoms». По данным компании, количество краж меди увеличилось в 8 раз за 3 года.
BILD: В Германии растет число краж кабелей с электрозарядных станций. Особенно сильно пострадали Северный Рейн-Вестфалия, Саксония и Нижняя Саксония. В одном только Ганновере за июнь зарегистрировано не менее пяти случаев краж, а в Лейпциге за месяц исчезли более 40 зарядных кабелей. В результате многие владельцы электромобилей просто не могут зарядить свои машины.
Наибольшие потери понес крупнейший оператор EnBW, у которого по всей стране более 7000 зарядных станций. Воры получают за один кабель около 50 евро, однако ущерб от таких краж может достигать 16 тысяч евро на одну станцию. (7000*16000= 112 млн евро ущерба)
Landundforst: По данным полиции Нижней Саксонии, медные кабели ветряных турбин воруют всё чаще, и эти кражи обычно приводят к значительному материальному ущербу.
В последнем случае полиция Эмсланда разыскивает преступников, которые в течение часа повредили ветряные турбины в Лингене и, по всей видимости, оборвали 16 высоковольтных медных кабелей. Ущерб составил около 150 000 евро.
Комментарии (0)