То что нужно настоящему мужыку!

«Лесные люди»: почему жители Сибири никогда не едят медвежатину

Запрет на медвежатину до сих пор распространен в дальних деревнях и селах Сибири, где живут потомки русских переселенцев. Этнографы связывают его с древним пластом славянской культуры, в котором медведь выступал как тотемное животное – предок людей, их родственник или даже оборотень-бог, который появлялся перед людьми в «шубе», но где-то в глубине лесов жил без нее. Подобный запрет существовал не только у русских, но и у народов Сибири и Дальнего Востока: у якутов, нивхов, гольдов, эвенов. Правда, у этих народов запрет на медвежатину не был абсолютным – убийство зверя иногда все же случалось, но при этом сопровождалось ритуалом.

Русские «людей» не едят

У славянского населения Сибири запрет на медвежатину был вызван не только древними верованиями, множество из которых уже к XVIII векe были утрачены, но и самим видом освежеванного животного.

Этнограф из Иркутской области Галина Витальевна Афанасьева-Медведева в работе «Реликтовые формы медвежьего культа у русских Восточной Сибири» указывает, какие причины привели к запрету поедания медвежатину у русских.

На первом месте оказывается схожесть туши медведя с человеческим телом. Жители деревень указывают на похожее строение лап медведя и человеческих рук, туловища зверя с туловищем человека, а главное, наличие у медведицы молочных желез, похожих на женскую грудь.

Второе, что заставляет таёжников отказываться от медвежатины – это антропоморфность поведения медведя. Например, медведь во время купания моется так же, как человек: «Рыбачили вот на Сухой... медведь вышел к реке... он как человек, причинно место вымыл, гузённо и морду». Более того, медведица учит медвежат мыться, сама сталкивает их в воду и показывает, как это надо делать.

Медведь музыкален – может «играть» на сломанном стволе дерева, оттягивая щепу, отпуская и прислушиваясь к звукам, умеет свистеть, танцует.

Медведь любит играть, жители Иркутской области видели, как медведь играл с ведрами, которые побросали женщины, а потом надел ведро для потехи на ногу и ушел в лес, побрякивая им.

На Камчатке рыбаки не раз видели, что медведь при рыбной ловле прибегает к таким же приемам как человек: делает для рыбной ловли запруду – топь, мутит воду в улове, чтобы запутать рыбу, сбить ее с толку, а потом поймать. Бывалые таежники рассказывают, что медведь умеет плеваться и делает это весьма искусно – целит человеку в лицо.

Отмечают у животного и эмоции, схожие с человеческими – например, испуг. Считают, что «у медведя сердце слабое», и его можно напугать до смерти. Верят, что медведь может стыдиться и уйдет, если женщина покажет грудь или задерет юбку.

Таежники отмечают, что медведь занимается «любовью» как человек, а не как собака – «У их гон когда... они как люди, спят, – передком!»

Медведь, как и человек, умеет мстить. Афанасьева-Медведева указывает случай, когда в тайге добытчик кедрового ореха выстрелом из ружья напугал на берегу медведя. Ночью медведь пришел в лагерь, раскидал кучу кедровых шишек именно этого добытчика, обгадил ее, не тронув при этом шишки других людей.

Медвежатину сибиряки не едят из-за болезней, которые передаются через мясо медведей, а так же из чувства брезгливости. Последнее особенно касается медведей-людоедов. Запрет употреблять в пищу зверя, который сам ел или мог есть человечину – вот основной мотив наложения табу на медвежатину.

Лесных людей не едим!

Запрет на медвежатину у сибирских народов тоже связан с тем, что животное похоже на человека. У якутов существуют предания о том, что когда охотники убивают медведя, то во время свежевания под шкурой находят то кожаный мужской пояс, а то – серебряные женские украшения, которые обнаруживают на пальцах в виде колец или на лапах – в виде браслетов.

Якутские охотники находят освежеванного медведя похожим на женщину. На эту тему существует предание, по которому женщина выходит замуж за медведя, рожает от него детей, воспитывает их, а сама уходит в лес и становится медведицей.

Специалист по палеоазиатам Лев Яковлевич Штернерг описывал подобный сюжет, существовавший в Приамурье у гольдов (нанайцев). По нему нанайская женщина родила детей (нани-хаlа) от медведя, а потом ушла в лес, к «мужу», взяв с детей обещание три года не убивать медведей, но дети ослушались и уже на третий год пошли охотиться и убили мать. Обнаружили они это, свежуя зверя – под шкурой у того был найден женский нагрудник.

Советский этнограф Ерухим Абрамович Крейнович в работе «Медвежий праздник у кетов» писал, что нивхи тоже считали медведя человеком – они верили, что у каждого зверя на поясе под шкурой есть мешочек, в котором медведь носит огниво и трут для розжига огня.

Не ешь родных!

Но в некоторых случаях у сибирских народов допускалось охотиться на медведя и даже лакомиться его мясом. Подобная охота происходила редко, не чаще одного-двух раз в год и сопровождалась множеством запретов, соблюдение которых, как указывает культуролог Юлия Александровна Кошкарева в работе «Ритуальные запреты во время медвежьего праздника» должно было оградить охотников от мести животного.

Нельзя было называть зверя по имени или вслух говорить о цели охоты, после добычи медведя обязательно проводили ритуал прощания с ним, а позже – соблюдали целый ряд обычаев, связанных с мясом, костями и шкурой животного. У кетов существовал запрет оставлять тушу медведя у берлоги, они верили, что в берлоге зверь оживет. Нельзя было давать собакам слизывать кровь зверя-предка – это было вызвано все той же схожестью медвежьей туши с человеческим телом. При разделывании туши нельзя было ломать медведю кости, а все остатки пиршества следовало особым образом похоронить.

Множество запретов сосуществовало в части поедания разных частей туши медведя или отдельных органов. У орочей женщинам вообще запрещалось притрагиваться к мясу медведя – есть его могли лишь мужчины. Подобный запрет существовал у манси и хантов – он был связан с мифом, по которому «человеческая дочь медведя» не должна была есть медвежатину из страха съесть своих родных.

Подытоживая написанное, можно с уверенностью сказать, что основной мотив запрета на медвежатину была опасность каннибализма – реального, если медведь же ел человечину или мифологического – если его почитали как предка и близкого родственника людям.


Источник: «Лесные люди»: почему жители Сибири никогда не едят медвежатину
Опубликовал:
Теги: женщина Грудь любовь мужчина животные человек

Комментарии (18)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Юра Праздник 
Медведи любопытные. Шел как-то на шишкобой, кедровую шишку добывать. И вот он в трех метрах от меня идет, идет и смотрит. Я, ясно, испугался. А кроме топора ничего нет. Достал топор. Он все понял и ушел.
sergey chernyaev
Мне кажется,что мы сильно недооцениваем ум зверей.
Сергей Шендо 
еще бы медведя убедить не есть людей
Андрей Жадаев
В жизни почти каждого человека был или есть медведь (маленький, средний, большой главное что он мягкий и с ним спать хорошо).
Виктор Игнатов
Красивая сказка в жизни их иногда просто так убивают
Сергей Ремнёв 
В Сибири медвежатину ели всегда, но в нынешние времена это просто очень опасно, поскольку часто заражено жуткими просто болезнями, от которых очень трудно вылечиться!
Борис
За лайки напишут что угодно.
Василий Пупкин 
Употребление мяса хищных животных меняет характер человека. Он приобретает качества хищника. Для человека это нехорошо, ведь ему нужно жить в социуме. Вот так.
Валиев Марат
А какие качества приобретает человек поедая мясо свиньи, барана, курицы, лягушки, личинки, ... ?
Зырин Николай 
Вот, о свинье, что приобретает человек.
http://www.ansar.ru/science/vred-svininy-tolko-nauka-i-nikakoj-religii
Ремгидромаш ООО 
Человек и так хищник, по своей сути, только более разумный, и всегда ел мясо, в т.ч. и хищников
Кручинин Владимир 
Дикий конгломерат из надерганных со всех углов баек, легенд и побасенок.
Когда попы припёрлись на Русь, дабы крестить её, то не разбираясь в местных обычаях, насочиняли всякой хрени. На свой лад. Аналогично и автор сей статьи.
"Медвежьи праздники были и есть у всех народов, которые живут рядом с сим животным. И на всех этих праздниках, главным блюдом является медвежье мясо. Добытое накануне на охоте, либо здесь-же на празднике во время ритуального действия. И даже на Руси в "Праздник пробуждающегося медведя" - Комоедицу, медведей ублажали первым блином, а потом разрушали берлогу, убивали и раздавали мясо всей деревне. У коренных жителей Восточной Сибири и дальнего Востока, табуирование на поедание медведей, сводилось к тому, чтобы все кости (либо только череп) после съедения мяса, необходимо было вынести в определенное место. Японцы говорят: "Хочешь нарисовать (понять) медведя, - сам стань медведем" Для этого достаточно отведать медвежьего мяса и часть медведя станет частью тебя. Примерно аналогичный сюжет прослеживается в мифах и легендах почти всех народов. А вот байка о том, что медвежатина вредна, родилась от того, что в медвежьей печени, в 100 граммах, примерно 600 разовых доз витамина D. Самый легкий результат - дичайший понос. Чаще - мучительная смерть.
Евгений Попов 
До крещения Руси наши предки (в большинстве своём) совсем не ели мясо. Этот период постарались стереть из нашей памяти переписыванием истории.
Александр Шипицин 
Да едят медведей, едят. Мне бабулька жена сторожа на пирсе в Ванинском районе говорила, что пельмени из медвежатины очень вкусные. А на северном Сахалине в процессе Медвежьего праздника все присутствующие съедают 4-х летнюю медведицу. Она считается собакой Верховного Человека. Почитайте Юрия Рытхеу "Легенды Ых мифа".Он писатель из местных и пишет увлекательно.
Тут много вранья.Эвенки едят медведя и даже любят его мясо. В еду даже идут его лапы.
Сергей Кармышов 
я слышал что печень медведя нельзя есть-она ядовитая
Андрей Кирпичников 
Когда очень достают, то убивают и едят. Кстати свежее мясо очень вкусное. Дульдурга это Сибирь, а писатель?
Игорь Владимирович
интересно.... то что освежеваная туша медведя похожа на женскую? тоже освежованную? или как? ну дальше вы поняли мою мысль
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Почему арабы и евреи не едят свинину
Почему арабы и евреи не едят свинину
27
Мужской журнал 11:01 26 мар 2020
Почему крестьяне XVIII-века в Сибири старались селиться подальше от Сибирского тракта, и зачем, их заставляли садить берёзы
Почему крестьяне XVIII-века в Сибири старались селиться подальше от Сибирского тракта, и зачем, их заставляли садить берёзы
7
Мужской журнал 09:01 13 янв 2022
Видео: почему народ тубу питается только финиками, никогда не устает и не стареет
Видео: почему народ тубу питается только финиками, никогда не устает и не стареет
9
Мужской журнал 10:00 14 июн 2021
Почему финны не собирают грибы?
Почему финны не собирают грибы?
4
Мужской журнал 12:00 01 июн 2021
Почему мусульмане и евреи не едят свинину?
Почему мусульмане и евреи не едят свинину?
19
Мужской журнал 08:02 15 фев 2018
Обратная сторона Литвы: Лесные братья
Обратная сторона Литвы: Лесные братья
3
Ваши новости 00:01 28 май 2019
Находки Сибири которые наука не может объяснить
Находки Сибири которые наука не может объяснить
20
Мужской журнал 07:01 05 июн 2019
Почему в Америке люди ходят в обуви в доме
Почему в Америке люди ходят в обуви в доме
9
Все о работе руками 09:01 24 май 2024
Полосатая лошадка — почему люди не приручили зебру
Полосатая лошадка — почему люди не приручили зебру
2
Мужской журнал 08:01 05 май 2021
Почему у таксистов никогда не будет своего агрегатора
Почему у таксистов никогда не будет своего агрегатора
0
Авто-Тема 18:08 06 июн 2021
Почему на востоке едят палочками?
Почему на востоке едят палочками?
22
Мужской журнал 05:57 17 фев 2019
Зачем англичане мучаются, смешивая воду в раковине из двух кранов
Зачем англичане мучаются, смешивая воду в раковине из двух кранов
0
Все о работе руками 10:00 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства