Эти необычные люди словно застыли во времени в прямом смысле этого слова, так как они живут только сегодняшним днем. У пирахан нет понятия вчера или завтра, они не ведут календаря, не запасают продукты, а сон считают одной из главных неприятностей в жизни. Эти индейцы боятся спать, меняют себе имя каждые несколько лет и при этом считают себя самыми счастливыми людьми на Земле.
Индейцы пирахан, или пираха — это племя охотников-собирателей, которые обитают на реке Маиси в бразильском штате Амазонас. Численность этого народа невелика — всего около 400 человек. Но интерес к ним со стороны лингвистов и этнографов очень велик, ведь племя пирахан обладает сразу несколькими удивительными особенностями.
Нельзя сказать, что индейцы пирахан могут совсем обходиться без сна, ведь сон является важнейшим условием существования человеческого организма. Но они боятся длительного сна, поэтому спят по 20-30 минут несколько раз в день. Пирахан полагают, что сон несет в себе множество неприятностей, он отнимает силы, от него люди стареют и могут проснуться совсем другим человеком. Кроме того, в амазонской сельве полно опасных змей, перед которыми спящий человек беззащитен.
У пирахан отсутствует понятие времени, чему может позавидовать любой человек, живущий в цивилизованном мире. Они никуда не торопятся, не имеют четкого распорядка дня и всегда все успевают. Потому что есть только временное понятие сейчас, а завтра и вчера нет. Хотя ощущение возраста у них имеется, ведь каждые несколько лет пирахан берут себе новое имя, которое соответствует новому периоду в их жизни. Они верят только в то, что видят сами, что происходит здесь и сейчас. По этой причине нескольким поколениям миссионеров так и не удалось обратить их в христианство: зачем принимать новую веру ради будущего спасения души, ведь будущего не существует. Да и рассказы о Христе воспринимались ими с трудом, ведь никто из пирахан его не видел, то есть его не существует здесь и в настоящем времени, и никто из миссионеров лично его не встречал, поэтому его существование вызывало у них массу сомнений.
По причине своеобразного восприятия времени у этого необычного народа отсутствует культура запасания продуктов питания впрок. Они съедают сразу всю рыбу, которую поймали или все орехи и фрукты, которые собрали в лесу. Пирахан считают, что когда они захотят есть, то пойдут и найдут себе новой еды, поэтому запасать ее нет никакого смысла. Кроме того, они вообще не относятся к еде как к чему-то важному и нужному. Если не удалось найти ничего на обед, то можно и не обедать, а поесть, например, завтра, когда удастся поймать рыбы.
Не менее интересное отношение у пирахан и к имуществу или ресурсам. У них нет как такового понятия собственности, у индейцев все общее, поэтому и нет вражды на почве перераспределения благ жизни. Общая еда и инструменты, общая земля, на которой каждый выращивает, что хочет, общая река, где каждый может наловить себе рыбы. Такой, казалось бы, примитивный характер общества привел к тому, что у пирахан нет социальной иерархии. Нет властной верхушки племени, которая распоряжается имуществом, все равны между собой. Может быть, по этой причине исследователи отмечают удивительное жизнелюбие индейцев пирахан. В их племени нет зависти, злобы, воровства, убийств и интриг, индейцы не испытывают стресса и не страдают депрессией.
Такое легкое отношение к жизни распространяется и на семейные узы. Супруг может спокойно уйти к другой жене, если решит, что его спутница больше ему не подходит. В своих поступках свободны и женщины.
А вот язык пирахан, несмотря на наличие всего лишь трех гласных и семи согласных, не так прост для овладения. В нем присутствуют свистящие и шипящие звуки, а также тоновая окраска звуков, отчего меняется их значение. Лингвист Дэниэл Эверетт, который жил с племенем несколько лет, был одним из немногих, кому удалось выучить их невероятный язык. К числовым понятиям у пирахан тоже особое отношение. Они различают понятие несколько и много, четкой границы между которыми также не существует.
Несмотря на то, что пирахан общаются с некоторыми соседними племенами и даже идут на контакт с бразильскими социальными службами, они не проявляют интереса к достижениям современной цивилизации. Да и образ жизни современных людей им непонятен: как можно столько спать и столько времени уделять еде.
Источник:
Комментарии (3)