Смартфоны прослушивают наши разговоры в рекламных целях, и это ни для кого не секрет. Каждый из нас замечал, что после упоминания вблизи телефона каких-либо предметов или услуг спустя какое-то время появлялась их реклама в «Гугле» и прочих поисковиках. Так что это — странное совпадение, паранойя или развитие технологий?
Аудиотриггеры
По словам доктора Питера Хенвея, старшего консультанта по вопросам кибербезопасности компании Asterix и бывшего лектора и исследователя университета Эдит Коуэн, смартфоны действительно могут прослушивать разговоры, и в этом нет ничего дьявольского и ужасного.
Для активации записи голоса телефон должен среагировать на фразу-триггер — например: «Привет, Сири» или «Окей, Гугл». В отсутствие перечисленных триггеров любые предоставленные данные обрабатываются только в телефоне. Это не кажется чем-то предосудительным, но любые сторонние приложения — например, тот же Facebook, — имеют доступ к необрабатываемым данным и могут их использовать. Установить факт использования информации этими программами сложно.
Ключевые слова
«Время от времени фрагменты собранных аудиозаписей передаются на сервера различных приложений, но понимания того, какой конкретно триггер активирует передачу, нет,» — объясняет Питер. — Вне зависимости от того, какие это конкретно данные — время, местоположение или прочие функции, приложения периодически пользуются доступом к микрофону. Полученные сведения передаются в зашифрованном виде, поэтому определить слово-триггер практически невозможно."
Приложения, подобные Instagram или Facebook, могут реагировать на тысячи слов. Обычного разговора между друзьями о необходимости покупки новых штанов может быть достаточно для активации. Впрочем, ключевое слово здесь — «может», поскольку все крупные компании, в том числе и Facebook, активно отрицают, что прослушивают разговоры пользователей.
«Учитывая то, что Google открыто говорит об этом, я могу предположить, что и прочие компании не гнушаются такой технологии,» — рассказал Питер. — С точки зрения маркетинга подобное более чем уместно, пользовательские соглашения и законодательство позволяют это, поэтому вполне можно предположить, что компании все же прибегают к таким способам отслеживания."
Пошепчи на ушко телефону
Питер Хенвей решился на проведение эксперимента: на протяжении пяти дней дважды в сутки он произносил различные фразы, которые теоретически могут быть использованы как триггеры. Фразы наподобие: «Я думаю о возвращении в университет» или «Мне нужна дешевая рубашка для работы.» После он аккуратно отслеживал рекламные сообщения в Facebook.
Результаты не заставили себя ждать: доктор начал получать сообщения о семестровых курсах в разных университетах и брендах, предлагающих дешевую одежду, буквально спустя одну ночь. Разговор с другом о закончившемся трафике привел к появлению рекламных постов о тарифных планах на 20 Гб. Несмотря на то что эти приложения были невероятно выгодными, сам факт отслеживания разговор приводил в шок и ужас.
Чем опасна прослушка
Питер уверил, что в 2019 году ни одна компания не будет продавать свои данные напрямую рекламодателям. Впрочем, рекламодатели и не нуждаются в данных пользователей, чтобы демонстрировать свою рекламу.
Доктор уверен, что ценность данных пользователей для операторов и технических компаний отнюдь не гарантирует их защиту от правительственных учреждений. Поскольку большинство компаний находится на территории США, теоретически ЦРУ или АНБ могут воспользоваться информацией пользователей вне зависимости от законодательства конкретной страны.
Можно не переживать за собственное психическое здоровье: смартфоны действительно прослушивают наши разговоры — все, что звучит поблизости от телефона, может быть использовано против нас. Впрочем, Питер Хенвей считает, что бояться этого большинству людей определенно не стоит.
Маркетинговый ход
Причина проста: данные обычных смертных интересуют только рекламодателей, а вот обладатели конфиденциальной информации — журналисты, юристы, госслужащие, — должны позаботиться о защите сведений. Если вы просто обсуждаете с друзьями летний отпуск, поездку в Японию и прочие обычные вещи, то эта информация никого не заинтересует и вряд ли будет отличаться от просмотра истории в браузере.
«Это просто закономерное развитие телевизионной рекламы, — убежден Хенвей. — Если раньше они отслеживали аудиторию в прайм-тайм, то теперь интересуются просмотрами веб-страниц и голосовыми запросами. Конечно, это не идеальный маркетинговый ход, но он не несет никакой опасности и вреда большинству людей.»
Конечно, с точки зрения ценности записываемой информации разговоры о необходимости покупки новой рубашки или дешевых билетов в Турцию не стоят ничего, но для многих пользователей сам факт того, что они не могут спокойно говорить рядом со своими телефонами, возмутителен и ужасен. Никому не понравится, что его разговоры прослушиваются, записываются и передаются на сервера различных компаний. Личные диалоги должны оставаться личными.
Michail Sunrise
Источник:
Комментарии (7)