Как то я вам рассказывал о своих впечатлениях после просмотра российского фильма "Легенда о Коловрате". Ну что касается фильма, то все там. А вот что же это за былина хорошо бы узнать подробнее.
Евпатий Коловрат — былинный русский богатырь, рязанский боярин или воевода, герой народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Данная повесть сохранилась в списках, самые старые из которых датируются концом XVI века. При этом в трех древнейших списках были отражены три разновидности данного текста согласно классификации академика Дмитрия Лихачева.
Несмотря на отдаленность событий, касающихся этой личности, Евпатий Коловрат является известной фигурой, которая была достаточно широко представлена в русской литературе, главным образом в стихах, поэмах и балладах.
Вот что там говорится...
Фрагмент диорамы "Оборона старой Рязани в 1237 году"
История Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных эпизодов истории Руси — Монгольским нашествием, также известным как Нашествие Батыя. Это было вторжение войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237-1240 годах в рамках Западного похода монголов 1236-1242 годов. Серьезная внешняя угроза пришла на Русь в не самый подходящий для нее момент, русское государство находилось в состоянии феодальной раздробленности и не могло противостоять силам захватчиков объединенными силами. С другой стороны противостоять монгольской армии того периода не могли и объединенные племена и государства, о чем свидетельствует завоевание крупных государств Китая, Кавказа и Средней Азии.
Непосредственно вторжение монголов на Русь началось в конце 1237 года. Первым под каток Нашествия Батыя попало Рязанское княжество. Разбив объединенное войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича на реке Воронеж, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь уцелел в этом сражении и вернулся в Рязань, к осаде которой монгольское войско приступило 16 декабря 1237 года. Первые приступы рязанцы смогли отбить, однако силы защитников таяли, а к монголам подходили все новые и новые отряды, которые возвращались из-под взятого 16-17 декабря Пронска, Ижеславля и иных городов. Стоит отметить, что Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых находились высокие дубовые стены с бойницами. Укрепления зимой поливались водой, которая замерзала, делая их еще более неприступными для штурмующих войск.
Защитники Рязани героически обороняли город в течение пяти дней, обрушивая на головы монголов камни, стрелы, кипящую смолу, сражались в рукопашных схватках. Однако на шестой день их силы практически иссякли, многие воины к тому моменту были убиты и ранены, а остававшиеся в строю практически бессменно вели бой на стенах, тогда как монголы могли давать своим войскам отдых, проводили ротацию и получали подкрепления. К тому же на заключительном этапе штурма монголы широко использовали стенобитные машины. Последний штурм города начался в ночь с 20 на 21 декабря, после упорного боя монголы ворвались в город, он пал на шестой день. При этом захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления также были полностью разрушены, а сам город больше никогда не восстанавливался на этом месте. При этом монголы разорили не только Рязань, но и все княжество, уничтожив большое количество городов и городищ. Некоторые из них историки не могут идентифицировать и сегодня. К примеру, неизвестно точное месторасположение Белгорода Рязанского, который был стерт туменами Батыя с лица земли и так и не был восстановлен.
К моменту нашествия монголов на Русь Евпатию Коловрату было порядка 35 лет. По всей видимости, он занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был боярином или скорее воеводой. Также он был достаточно опытным воином, талантливым командиром и обладал большой физической силой. Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани и смерти князя.
Вернувшись в родные края, он застал город и княжество разоренными и разграбленными. Он встретил лишь выжженную землю и пепелища, заваленные трупами убитых. Коловрат был потрясен жестокостью завоевателей. Возможно, он вернулся в родные земли уже с небольшим отрядом рязанских воинов, находившихся при посольстве к черниговскому князю. На месте он пополнил свои силы уцелевшими людьми, которые находились вне стен города и прятались в лесах. Всего ему удалось собрать отряд общей численностью до 1700 человек. С этими небольшими силами Евпатий Коловрат пустился в погоню за монголами.
Настигнуть завоевателей отряду удалось уже на территории Суздальских земель. Нападения с тыла монголы не ожидали, уверенные в том, что рязанские дружины уже уничтожены полностью. Атаки Евпатия Коловрата на арьергарды монгольского войска оказались для последних внезапными. Скорее всего, Коловрат использовал также тактику партизанских действий, нападения из засад, из леса. В любом случае он с небольшими силами нанес противнику серьезные потери. Монголы, которые не ожидали нападения со стороны разоренного Рязанского княжества, были в ужасе, считая, что это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. При этом, сколько именно боев провел отряд Евпатия Коловрата доподлинно неизвестно, никакого единого мнения на этот счет не существует. Считается, что их могло быть несколько и они были достаточно успешными, так как смогли посеять в тылах монгольского войска настоящую панику.
Происходящее в тылу взволновало Батыя, и он развернул против нападавших значительные силы. В конечном итоге подавляющее преимущество в численности войск решило исход противостояния. Монголы смогли навязать отряду Евпатия Коловрата полевое сражение, фактически в полном окружении. При этом Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула. Он похвалился хану, что привезет ему Коловрата живым, однако сам погиб в бою. Как отмечалось в летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат рассек его мечом пополам, прямо до седла.
Согласно преданиям, Батый, который не хотел больше терять своих людей, выслал к русским воинам посла с вопросом: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» — последовал ответ. В конечном итоге, видя упорство, с которым сражается горстка русских воинов, монголы использовали против них пороки (камнеметные машины, предназначенные для разрушения укреплений). Именно под градом камней погибли последний русские воины из дружины Коловрата и сам богатырь. Считается, что восхищаясь храбростью Евпатия Коловрата, а также в знак уважения его мужеству Батый отпустил захваченных в плен ранеными рязанских воинов из его отряда с телом убитого витязя, чтобы они похоронили его согласно своим обычаям.
Личность Евпатия Коловрата, как и многих персонажей и событий XIII века, по понятным причинам окутана множеством вопросов и тайн. К примеру, достаточно часто обсуждаются вопросы был ли Евпатий христианином или язычником? Считающие его язычником указывают на его имя и фамилию. По их мнению, коловрат — это славянский языческий символ солнца, а имени Евпатний нет в Святцах. Неверными являются оба утверждения. Не существует ни одного этнографического источника, который подтверждал бы древнеславянское языческое происхождение слова коловрат и его отношение к солнцу. Напротив, достоверно известно, что коловратом самострельным называли зубчатое приспособление для взведения станковых самострелов, установленных на особом станке — раме с колесами (на Руси самострелами называли арбалеты). И фамилия Евпатия может иметь прямое отношение к данному устройству или арбалетному делу.
Если же говорить про само имя Евпатий, то это видоизмененная форма греческого имения Ипатий. В Древней Руси оно было достаточно распространенным, так как было связано с почитаемым святым священномучеником Ипатием Гангрским. В честь него в Костроме даже был сооружен один из самых старых русских монастырей. При этом небольшие изменения в произношении и написании имени Ипатий связаны с особенностями языковой традиции и не представляют собой чего-то особенного. То же греческое имя Георгий в славянской традиции видоизменилось сразу в два разных производных имени — Егор и Юрий.
Памятник Евпатию Коловрату в Рязани
Также существует версия о том, что Евпатий — это собирательный образ, который может символизировать собой даже не различных людей, а всю Русь, которая гибнет, но не сдается захватчикам. Той же «Повести о разорении Рязани Батыем» характерны черты эпичных былинных песен XIII-XIV веков. Данное произведение можно рассматривать больше как художественное, нежели историческое. На это же может указывать символизм и гипербола, которые присутствуют в повествовании, также в тексте повести имелись многочисленные неточности, связанные с историческими персонажами. Однако даже если Евпатий Коловрат — это лишь красивая легенда и сам он собирательный образ лучших русских богатырей или даже всей Руси, она все равно важна для нашей истории. Как бы там ни было, во время Монгольского нашествия на Русь вполне можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение самых разных подвигов. Благодаря таким людям русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ.
В настоящее время в нашей стране существует три памятника, посвященных Евпатию Коловрату. Все три расположены на территории Рязанской области. Первый был размещен в городе Шилово, по некоторым источникам именно этот населенный пункт и был родиной Коловрата. Второй памятник, он же самый известный, в 2007 году установили в самой Рязани, он расположен в центре города на Почтовой площади и находится сравнительно недалеко от Кремля. Третий памятник был установлен на выезде из деревни Фролово в сторону деревни Ряссы (в Шиловском районе области).
П.С. Прежде чем вы начнете разбирать в деталях эту легенду, я поинтересуюсь у вас, а про Илью Муромца вы тоже будете разбирать правильно ли он со Змеем Горынычем воевал или нет? Илья то Муромец - точно реальный человек
Нет, бузыкин,я отнюдь не русофоб в твоём понимании. Я не продвигаю "русскую идею", в России живут не только русские, а множество других национальностей. Мне "за державу обидно". Я не "повёрнут на этой теме", так что со мной разобрались. А вот про себя ты правду сам сказал-"у кого то на уме задницы"...
Вроде бы толково написано! Но почему за основу берётся псевдонаучная чушь? Я имею ввиду фейк про монголов, которому всего то лет ничего! Сами монголы узнали о своих "подвигах" только в прошлом веке. Надо же, такую славу проспали! А куда вы дели татар. Нам же по истории впаривали что это были братья по походам. Так и писали: монголо-татары. Они поодиночке ни куда не ходили. Только вместе. Не разлучайте, автор!
Предлагаю научно разобрать в следующий раз былину, как монголы списались с татарами (где они тогда жили не ведаю) и договорились пойти на Русь. Других народов не брать (а то слишком длинное имя у завоевателей будет). В договоре прописали авторские права, чтоб всё точно: монголо-татары!
Мужики, прекращайте уже что-то доказывать, а тем более втягиваться в бессмысленный спор с этими СЛЮНОБРЫЗГАМИ, типа ситнянскими и бузыкиными, они, пока в своей же слюне не утонут, не успокоятся. Марк Твен про таких красиво сказал: "Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом."
Поддерживаю полностью. Стоит ли говорить о том что историю всегда правили в угодном ключе для тех кто у власти. И всякий кто идёт против будет оплеван. Так что думающий промолчит, а дурак поперек скажет.
Тему Ильи Муромца под конец звтронул автор... По последним исследованиям этот богатырь, причисленный к лику святых, был татарином... Понятно, тогда наименование "татарин" к этому тюркскому народу никто не применял. Были "булгары"... Если не вдаваться во все исторические подробности, достаточно обратить внимание на наименование его родной деревни - "Карачарово". Никто не сможет поспорить, что это тюркские топоним ("кара яр" - "черный берег")... А ведь в те времена, не как сейчас, деревни не были многонациональными образованиями... Можете по Интернету поискать, много интересного найдете по этой теме...
"...с. Карачарово. Одно из древнейших поселений в Муромском крае, неоднократно воспетое в легендах, былинах и преданиях, связанных с Ильёй Муромцем. По всей вероятности, тюркского происхождения: кар «чёрный» и чар «четыре». Но в этом случае получается бессмысленная этимология. Известна напечатанная «версия» происхождения названия Карачарово исследователя И. Е. Савельева в одном из муромских 180 Издательство «Грамота» www.gramota.net сборников. Суть её состоит в том, что в XI-XII веках по окраинам Черниговского княжества (куда входила и территория Мурома) половцами было построено как минимум 7 крепостей по границам княжества на расстоянии 130-150 километров друг от друга. Такие названия были под Владимиром и Москвой, в Смоленской области и других местах. Часть из них сохранилась (около Мурома и Москвы), большая часть утратилась.
В переводе с половецкого языка кара «крепость», а Карачарово переводится как «крепость на четыре стороны» [7, с. 145-152]. С этой версией можно согласиться;..."
(Сывороткин Михаил Михайлович, д. филол. н. Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых oid@mivigu.ru
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ МУРОМСКОГО КРАЯ)
Не пиши хрень если не знаешь. "Четыре" по-татарски да и по-тюркски "дюрт". а 'ЧАР" ИЛИ "ЧИР" - это "болезнь". "Карачир" или "карачюр" - это лепра или проказа. Был такой тюркский хан,создатель Первого Тюкютского каганата КАРАЧУРИН -ТЮРК. Он имел такое прозвище из-за огромного родимого пятна на поллица.
Не нужно в простых вещах искать "сложности"... "Кара" почти во всех тюркских языках - "черный". Карамзина ("Кара-мурзу") хотя бы вспомните... "Яр" - "берег" - перекочевавшее в том числе и в русский язык, как тысячи и тысячи других тюркизмов. Обратите внимание на Красноярск, например... А "труды" не самых авторитетных авторов, работавших в угоду "гордости великороссов" с подачи "верхов", цитировать не стоит... Про половцев помнить надо, но и про татар-булгар забывать не стоит... И те, и другие внесли в генофонд русской нации такой "вклад", который и за тысячелетия не "вытравить"... Не забывайте про татар - Годунова, Минина, Пожарского, защитника Брестской крепости Гаврилова, генерала Карбышева и т.д... Менделеев, и тот, бывший яростным националистом-русофилом, в итоге, оказалось, татарские корни имел...
Странно, что татарин воевал против татарина. Обычно про татар говорят:хитрый татарин. А Евпатий какой-то не настоящий татарин. Уж больно на русского похож по характеру. Только тюрки ордой нападают, потому что ссыкуны.
А такой факт, старательно замалчиваемый историографами, как Вам?.. Поинтересуйтесь, благодаря кому и Александр Невский, и Дмитрий Донской одерживали свои победы? Подскажу немного... Половецкая конница, находившаяся в составе русских войск (в том числе в "засадных полках" ), решала судьбу тех сражений...
Евпатий Коловратий - собирательный образ, народное творчество. Возможно, подобный багатур и существовал наяву, но в гораздо скромных масштабах, что бы на него обратил внимание сам Бату хан.
Это называется не лизнул, а обратил внимание на несоответствие величин.
Хан Бату имел положение в средневековом мире намного выше чем какой неизвестный никому воевода. Саинхан Бату был чингизидом по крови, внуком Чингисхана. При Батые был сподвижник и первый нойон Тэмуджина - Субэдэй багатур. Именно он правил туменами и несомненно знал противника досконально - дислокацию, число, возможности и намерения. При Субэдэй багатуре были его ближние предводители тысяч (улгены). Они возможно и знали что то про бояр и воевод, чинивших препятствия для продвижения монголов на Суздаль и Владимир. Именно эти, несомненно храбрые и достойные воины, и послужили элементами собирательного образа Коловрата. В это нет ни грамма принижения подвига, только реальность и историческая обьективность.
Не мог, например маршал Жуков и генерал Рокоссовский знать лично каждого командира немецкого батальона. Разные уровни.
Да кто ты такой бузыкин, что бы мерять "величины? Жил тогда и был лично знаком? И не надо мне заливать из "изтории". У нас и недавнее прошлое переписали до тошноты.
Правда при этом "великороссы" скромно умалчивают о том, откуда в русском языке взялись монголоязычные топонимы - караул, казна, ямщик, таган, табун, узда и многие другие...
Или откуда в Оружейной палате кремля взялся монгольский шлем, а также воинский клич "ура"...
Мало того, известный факт, что "могучий" с точки зрения "крепкого словца", без которого не обходились многие невероятные "свершения" и подвиги, на 90 процентов тоже тюркского происхождения...
Бузыкины и Ситнянские давно прокололись,в том что они НИ Россияне,тка что не обращайте на них внимание.Отбросим в сторону "историю",возьмём лингвистику-Где Официально находится Прародина Тюркских Языков?и где Официально отмечают Это?Хакасия и Алтай.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (33)