Когда я писал о Мариинской водной системе и о реке Волхов мне все представлялось гораздо проще: "
Казалось бы старый и известный путь из балтики в Вогу и каспий… все ясно и понятно — суда ходят туда сюда, множество раз в разных источниках это все описано! В комментариях много чего написали и разные версии, альтернативны взгляды на историю конечно же, вплоть до потопа! Я предполагая что Нева являясь важнейшей артерией всей системы тоже может быть каналом стал искать этому подтверждение… и обнаружил Ивановские пороги!
Ива́новские поро́ги — верхняя часть древнего водораздела между Тосной и Мгой, который существовал до образования Невы.
Пороги представляют собой двухкилометровый участок Невы между устьями впадающих в неё рек Святки и Тосны (на левом берегу Невы в этом месте находится мачтопропиточный завод и порт города Отрадное, на правом — деревня Большие Пороги). Посередине этого участка, у узкого мыса Святки, вдающегося в русло реки, она имеет минимальную ширину — 210 метров и наибольшую скорость течения — до 3-4 метров в секунду. До недавнего времени этот отрезок Невы был самым сложным для судоходства. Малая глубина, наличие подводных камней и отмелей, быстрое течение представляли большую опасность для судов. Огибая отмель (Ивановскую луду) у левого берега реки, основной водоток разделяется на две ветви. На правой возможно движение судов вверх и вниз по реке; она называется спусковым фарватером. Левым протоком пользуются только небольшие суда, следующие к истоку Невы; её называют взводным фарватером.
С открытием Волго-Балта движение по Неве значительно увеличилось. Чтобы обеспечить нормальные условия судоходства в районе Ивановских порогов, в 1973—1978 годы Невско-Ладожский технический участок пути выполнил здесь большой объём взрывных и дноуглубительных работ, срезав каменную мель. В результате, скорость течения реки значительно снизилась, спусковой фарватер стал шире и глубже — его ширина возросла с 85 до 160 метров, что сделало возможным двухстороннее движение судов.
Понятно о чем речь идет? Двухстороннее движение судов стало возможным только в 70х годах 20 столетия! То есть вниз по течению через пороги было опасно и сложно но возможно, а вот вверх против течения через пороги не возможно!!!
Что бы понять что такое скорость течения 3-4 метра с секунду вглядитесь в это фото.
Это бакен на фарватере склонен течением, против такого течения на слабом моторе и думать нечего… ни какие волоки и бурлаки не утащут! Но ведь система существует и именно для прохода до Петербурга! Иначе вся ее значимость просто обнуляется! Все три водные системы — Вышневолоцкая, Тихвинская и Мариинская имеют выход в балтику только через Неву! Нева очень странная река — самая короткая из всех полноводных рек мира, по сути дела это сток из Ладожского озера, это даже сток всей водной системы, ее единственный сток! И тут такая заковыка — ивановские пороги, которые как бы и не должны существовать!
Вот на старой карте из как бы и нет.
На некоторых картах есть что то типа черточки поперек, есть форты-звезды, но каких то специальных надписей типа: — ОСТОРОЖНО!!! Ивановские пороги, нет!
Река судоходна, поскольку широких отмелей и кос на Неве нигде нет, а берега почти всюду приглубые, что позволяет судам подходить к ним вплотную, за исключением немногих мест. В конце XIX века была устроена Уткина Заводь для отстоя судов на реке. Является крупной водной магистралью, входящей в состав Волго-Балтийского водного пути и Беломорско-Балтийского канала. В связи с неудовлетворительной пропускной способностью Невы, сильно ограниченной сводящимися днём мостами, неоднократно поднимался вопрос о строительстве канала — дублёра Невы, начиная с XVII века. Нева доступна для судов грузоподъёмностью около 5000 т, грузы перевозятся без перевалки. Важнейшие грузы: с Кольского полуострова хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей в Прибалтику, Санкт-Петербург и на экспорт; чёрный металл из Череповца, донецкий и кузнецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли — для Северо-запада, Прибалтики и на экспорт; зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы для Северо-запада, Прибалтики и на экспорт. Через Неву поступают импортные грузы для разных районов страны… Прочитаешь и даже и не поймешь где тут подвох! Я дам большую выдержку из описания поломников проход Ивановских порогов вниз по течению!!! еще раз скажу… вниз по течению!!!!
Знаменитые и коварные Ивановские (Невские) пороги, служившие когда-то одним из главных препятствий судоходства на Неве, наводили на людей едва ли не суеверный страх. Место это считалось проклятым, гиблым. Пассажиры и даже опытные команды судов всегда облегченно вздыхали, миновав это место: «Пронесло!».
ДУРНАЯ ПРИМЕТА
Как отмечалось в изданном в 1912 году петербургским Тенишевским училищем специальном путеводителе «Образовательные поездки в средней школе», «невские пороги должны с первого взгляда разочаровать всякого, кто наблюдает их с заранее сложившимся представлением о надводных и подводных камнях, о пенящейся и скачущей каскадами воде. Они ничем не выделяют себя, кроме как стремительностью течения, узостью фарватера и крупной рябью на поверхности реки. Причина порожистости заключается в том, что здесь течение реки пересекает обнажающийся на дне каменный кряж».
Несмотря на производившиеся работы по расчистке фарватера, едва ли не каждый год на Ивановских порогах случались какие-нибудь происшествия. Одной из жертв Ивановских порогов стал в начале июля 1892-го пароход «Валаамо», на котором возвращались в Петербург богомольцы, посетившие Валаамский монастырь на праздник Петра и Павла. Вместе с «Валаамо» с острова в столицу отправились еще два парохода с богомольцами – «Петр I» и «Койта».
Стоял сильнейший туман, и корабли шли по Ладожскому озеру буквально на ощупь. Тяжелее всех пришлось пароходу «Валаамо», который, из-за плохой видимости, отделился от других кораблей и едва не налетел на каменистый риф, а потом, потеряв верный курс, запутался в рыбачьих неводах и сетях. Прибыв к вечеру в Шлиссельбург, пассажиры не скрывали свою радость, что им удалось добраться живыми: одни плакали, как дети, другие, собравшись в кучки, пели божественные гимны.
Однако, как оказалось, беда подстерегала впереди. Недаром в народе бытовало поверье, что не было ни одного года, когда бы возвращение богомольцев с Валаама обошлось бы без бури или других экстремальных обстоятельств. Увы, это дурное поверье подтвердилось, хотя ничего мистического в том, что случилось с «Валаамо» на Ивановских порогах, не было…
«ВАЛААМО» ЕЩЕ ПОВЕЗЛО…
Итак, переждав в Шлиссельбурге туман, «Валаамо» двинулся дальше к Петербургу. Дойдя до Островков, он бросил якорь, поскольку с капитанского мостика из-за тумана не было даже видно, что делается на баке. Предосторожность предписывала ждать хорошей погоды, тем более, что впереди, всего в двух верстах, лежали знаменитые Ивановские пороги, проходить которые боялись даже днем. Однако капитан был уверен в себе и в четыре часа утра дал полный ход. Уже через час пароход налетел на камни и стал тонуть. Над Невой понеслись крики: «Спасите! Тонем!».
К счастью, из-за того же злополучного тумана, под самыми порогами, у села Ивановского, стояло несколько буксирных пароходов и много лодок. Они пришли первыми на помощь. Потом подошли также пароходы «Петр I» и «Койта». Благодаря близости берега всех пассажиров удалось спасти.
Одна дама с терпевшего бедствие судна в панике бросилась в воду, но ее тут же вытащили и привели в чувство. Оправившись от шока, пассажиры «Валаамо» тотчас же пригласили священника и тут же, на берегу Невы, отслужили благодарственный молебен за избавление от неминуемой смерти, в шаге от которой они находились. Затем богомольцы продолжили свой путь в Петербург: «Петр I» принял с разбившегося корабля 106 пассажиров, «Койта» — около 40 человек, а остальные из трехсот пассажиров «Валаамо» пересели на невские пароходы.
Вот как выглядела картина катастрофы глазами очевидца: «Пункт гибели парохода оказался саженях в ста от самых порогов. Это – каменистая луда, на которой сидят два громадных, конусообразных камня, огражденных плавучим веслом. Когда идешь по течению, оно должно быть оставлено саженях в десяти влево. За туманом его не видели, и «Валаамо» с хода ткнулся о камень носом и разворотил всю переднюю часть корпуса. Пароход буквально сидит на камне, как на игле, глубина реки в этом месте по крайней мере три сажени. Если бы несчастный «Валаамо» уклонился бы еще малость в сторону и попал бы между двух камней, то его окончательно раздавило бы, и тогда Бог знает, сколько бы осталось в живых».
НЕ ПО ВИНЕ КОМАНДЫ
По факту катастрофы на Ивановских порогах, как это и полагается, проводилась проверка. Команда «Валаамо» настаивала на том, что пароход был крепок, имел достаточную команду и был снабжен всеми принадлежностями для плавания, поэтому несчастье произошло совершенно не по вине или нерадению команды. Причиной катастрофы капитан «Валаамо» называл сильный туман и невозможность остановить пароход из-за сильного течения, а также из-за того, что судно не слушалось руля…
Увы, катастрофа парохода «Валаамо» была не первой и не последней трагедией на печально знаменитых Ивановских порогах. Иногда они сопровождались человеческими жертвами. Чтобы избавиться от этого проклятого места, на порогах неоднократно проводились дноуглубительные работы.
Одна из таких операций проводилась в районе порогов, близ пристаней «Отрадное» и «Пирогова», в начале 1913 года, когда Нева была скована льдом, и осуществлялась на средства министерства путей сообщения. Впоследствии Неву здесь чистили еще не раз. Окончательно Ивановские пороги ликвидировали только в 1930-х годах: фарватер спрямили и расширили взрывными работами. Теперь Ивановских порогов больше не существует — они сохранились лишь в названии этого наиболее узкого отрезка Невы. Но и сегодня это место остается объектом пристального внимания тех, кто идет по Неве. Считается, что Ивановские пороги – место очень серьезное.
Сергей ГЛЕЗЕРОВ
Вот так уважаемые читатели… вот вам и мариинская система! Вот и экспансия Ольденбургов из Питера — как из базы!
Но ведь система есть и есть множество каналов, берега которых от самого Питера закатанны в гранит! Мне думается, что те кто смог закатать берега в гранит на том месте, где сейчас пороги создали гидротехническое сооружение регулирующее сбросы двух рек в этом районе, может это были шлюзы… а вот их развалины и стали теми подводными камнями — Ивановскими порогами!
Источник:
Комментарии (0)