В одно прекрасное гималайское утро, когда ещё не улёгся наш завтрак, и есть полчаса а может и час перед началом восхождения, самое лучшее время бесцельно пошататься по старой тибетской деревне, послушать как на ветру шелестят молитвенные флажки и отпустить все переживания и мысли в свободное плавание.
Так, наслаждаясь утренним затишьем перед походной каторгой, я забрёл на задворки монастыря, а там вовсю готовилось варево в огромном чане. О, да это же приправа для далбата, понял я, рассматривая месиво в огромной кастрюле.
Кстати, этой приправы в тарелку кладут не много, и раз готовят такой объём только приправы, это сколько же риса и для какого количества народу надо сварить? За стенами большого здания слышался многоголосый хор и любопытство потянуло меня на этот праздник жизни.
Стены большого здания оказались монастырём. Просто тут, в горах, монастыри не всегда и не со всех сторон выглядят красиво, сказывается суровость мест и сильное ограничение в деньгах, хотя многие иностранные организации помогают непальцам.
И пару слов про приправу. В этом чане на небольшом огне от ячьих какашек, которые ещё называют кизяком, тушится картошка вместе с приправами. Судя по цвету, это индийские приправы типа "кари", цвет у этой приправы узнаваемый. Разумеется, туда кидают всё что есть и неизменно добавляют острый перец. Острая еда помогает лучше переносить холод, по крайней мере, первые часы после еды, организму тепло. Мне трудно рассуждать о пользе и вреде такой еды, но скорее всего для европейца такая еда будет в большей степени вредной чем для местного человека.
Зайдя во двор я обнаружил там огромное количество маленьких падованов ))) В это время, будущие святые, ламы, подвижники и монахи вкушали вполне земной завтрак, рис с той самой приправой. Оказалось, это не только монастырь, а как тут нередко бывает, в стенах монастыря работала школа, и судя по количеству молодых адептов, весьма востребованная. Вообще, раньше существовала традиция, когда из семьи один мальчик уходил в монастырь, но думаю теперь так мало кто делает, в семьях стало гораздо меньше детей да и стремления у родителей и самих детей тоже поменялись. Но традиции пока ещё живы и стены подобных монастырей наполнены детскими голосами.
Как и во всём Непале, тут действует одно простое и незыблемое правило далбата (далбатом называют рис с приправой ), если просишь добавки - всегда дадут. Остаются вопросы вкуса, питательности и тп и тп но в целом не плохо - всегда можно набить желудок до отказа. Другой вопрос, как после этого сидеть на занятиях, но это второстепенный вопрос, и между рядами молодых адептов бегает непалец с кастрюлей, докладывая вкусный рис или приправу будущим светилам.
Порции у этих детишек, вы можете это увидеть, совершенно не детские. И не забываем про добавку, эти маленькие проныры, как пылесосы всасывают в себя кашу. В обычных условиях европеец много риса, таким образом приготовленного не съест. Всякие пловы не в счёт, это совершенно другое, а есть простой рис в таких количествах, вот это подвиг! У нас родилось по этому поводу соответствующее слово - обдалбатится.
Интересно что юные дарования не сами подходят за добавкой а между ними работает пара взрослых непальцев. Вообще то раньше тут были сильны кастовые различия и я думаю, это оттуда. Монахи и те кто ими становился, явно из более высокой касты, и разумеется, им служили те, кто был из более низкой касты. Традиции меняются быстро, а вот некоторые привычки остаются на сотки лет.
Парень с кухни, ранее бегавший с добавкой для молодых дарований, теперь подливает чай старикам и знатным людям а те, постоянно посмеиваясь, говорят. Вообще, тут в горах, если встречаются люди, они не могут не остановится и не поговорить. Как то был случай когда мы шли по тропе и разойтись там было крайне сложно а наш проводник и встречный непалец встали и начали трепаться, рассказывая новости друг-другу. Позади нас и впереди уже образовалась основательная пробка а они продолжали болтать, пока возмущённые крики с обеих сторон не заставили их попрощаться друг с другом.
Комментарии (3)