Одинокий путник при желании способен преодолеть огромные расстояния. Но то, что по силам одиночке, может оказаться невыполнимой задачей для коллектива. Оттого во все времена военных терзает логистическая задачка – как перебросить более-менее крупную армию в удаленные от мест квартирования земли.
Первыми решение нашли римляне. Они поступали просто: массово строили дороги. С таким расчетом, чтобы из метрополии имелся прямой благоустроенный путь в любую из провинций. Это позволяло и пользоваться дарами отдаленных регионов и в случае неповиновения этих земель доставить карательные силы для подавления мятежа.
В Средние века римская практика пошла на убыль. И в качестве путей сообщения стали чаще использовать реки, не забывая, правда, и об остатках инфраструктуры Рима. Потом армии массово обзавелись лошадями и вроде бы решили вопрос перемещения отрядов на дальние расстояния. Вот только отряды эти не отличались многочисленностью. И, как показала практика крестовых походов, послать массу людей далеко можно было. Но потери по дороге оказывались слишком большими. И это даже на хорошо знакомом и оборудованном маршруте. Просто те земли, по которым прокладывались маршруты, не могли прокормить столько ртов разом.
В XVI столетии один из Габсбургов подложил Испании и Фландрии свинью – назначил своим наследником сына, известного историкам под именем Филиппа II. И если в Испании этот король пришелся как-то к месту (чай, не чужой, народу понятный), то с Нидерландами у него отношения не заладились – новый правитель не отличался ни умом, ни дальновидностью, ни религиозной терпимостью. И начал правление с того, что в буквальном смысле слова полез в чужой монастырь со своим уставом. И принялся рьяно навязывать радикальное католичество в стране, где к вере относились весьма терпимо. Да еще надумал ввести инквизицию. И перекроил границы прежних архиепископств. Этого Филиппу показалось мало, и он к морально-религиозным проблемам добавил экономические, введя ограничения на торговлю с Англией.
Эффективное руководство жадным и недалеким правителем весьма скоро дало прогнозируемые результаты – Нидерланды попросту взбунтовались. И стали громить испанцев везде, где те появлялись. Пришлось Мадриду думать, как бы ликвидировать источник беспокойства. Впрочем, выход был один – нагнать туда войск из метрополии. Вот только Голландия далековато расположена от Испании. И ладно бы если все измерялось только расстоянием. Дело выглядело гораздо хуже – прямой дороги туда просто не существовало. Приходилось договариваться с правителями земель, лежавших на пути.
Испания в ту пору считалась владычицей морей. Так что могла отправлять солдат и морским путем. В теории. А на деле выходило, что по скромным расчетам требовалось отправить к месту беспокойства десятки тысяч солдат. А по тем временам на столько пассажиров не хватало плавсредств даже у Испании. Вдобавок, Ла Рошель, игравшая роль ключевого перевалочного порта в морской логистике тех лет, оказалась в руках гугенотов. То есть той публике, что сочувствовала кальвинистам Нидерландов. А тут еще первая жена Филиппа II умерла. Это была Мария Кровавая – королева Англии. И островной трон заняла Елизавета Девственница, которая не очень-то жаловала испанскую публику и относилась к инициативам Испании явно враждебно. Она могла изрядно подкорректировать пропускную способность морского маршрута. Так что первый советник Филиппа кардинал Антуан Перрено де Гранвела настоял на сухопутном маршруте.
Пришлось договариваться с кучей больших и малых правителей, контролировавших транзит. Чтобы не создавать неподъемных нагрузок на земли, по которым проводились войска, маршрут не был единым. У него всегда были варианты, разветвления. Неизменными оставались только несколько ключевых пунктов. А между ними можно было варьировать пути-дорожки.
Сначала пробовали создавать склады на маршруте. Грабить-то население нельзя. Но эти склады требовали охраны и вообще обходились слишком дорого. И потому применили французский опыт, слегка его доработав. Речь идет о направлении квартирьеров по заранее согласованному маршруту. Которые договаривались о местах постоя и поставках питания.
Расплачивались с населением двумя способами: или давали расписки, позволявшие получить налоговые послабления на некую сумму при торговых операциях с испанской стороной, или находили некоего посредника, который оплачивал все расходы из своего кармана. За что получал от испанской казны вексель, гарантировавший компенсацию затрат с разумными процентами. Схема оплаты, словом, не была лишена недостатков, но вполне себе работала.
Маршрут получил известность как "испанская дорога". И до сих пор в Испании существует идиома, которую можно перевести как "отправить пикинера во Фландрию". То есть успешно решить очень сложную задачу. А за время действия схемы (полвека с небольшим) было переброшено 120 тысяч солдат – огромная масса людей по тем временам. А если учесть, что подсчитывали только комбантантов, не принимая во внимания вечных спутников армий вроде проституток, солдатских жен, попов и торговцев, то количество людей, прошедших испанской дорогой, легко приближается к 200 тысячам.
Испанская дорога проблем империи не решила. И со временем Нидерланды все одно обрели независимость. Но дорога эта позволила затянуть конфликт на продолжительное время, что заметно смягчило удар по Испании, позволив удержать в руках испанцев юг Фландрии. Катастрофа Испанской империи случилась позднее.
Комментарии (4)