Несмотря на то, что российское учебное парусное судно «Крузенштерн» отметило 2 года назад свой 90-летний юбилей, оно находится в прекрасном состоянии и ежегодно совершает несколько рейсов. Но, оказывается, этот парусник не всегда так назывался, а его изначальное предназначение сильно отличалось от тех учебных целей, которым он служит сегодня.
Четырехмачтовый барк, а именно так звучит название этой категории судов, был спущен на воду в далеком 1926 году. Парусник построили в Германии, на верфи в Гестемюнде, и он получил имя «Падуя». Это был последний барк из серии «Летучий П-Лайнер» (Flying-P-Liner) и последний крупный парусник, построенный без вспомогательного двигателя. Все предыдущие парусники из этой серии, а их насчитывалось 15, также имели названия, начинающиеся на букву «П» и являлись крупными грузовыми парусниками, способными совершать дальние плавания через океаны и перевозить большие объемы грузов.
«Падуя» и многие подобные ей суда предназначались не просто для перевозки грузов, а для доставки из Южной Америки особо важного груза — селитры. Из этого сырья в Германии производили взрывчатые вещества для нужд военной промышленности. Поэтому большая грузоподъемность таких судов была главным их достоинством, обеспечивающим рентабельность их производства.
В первое свое плавание «Падуя» отправилась к берегам Чили под управлением капитана Карла Шуберга. До начала Второй мировой войны «Падуя» совершила множество рейсов к берегам Южной Америки и Австралии и даже установила несколько скоростных рекордов. Из Чили она доставляла селитру, а обратно в Южную Америку везла готовый динамит. Но после начала войны барк со снятыми парусами находился в порту и не совершал морских путешествий.
После окончания войны, в 1946 году, парусник «Падуя» перешел по репарациям в собственность СССР. Судно получило имя «Крузенштерн», в честь адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна. Но в послевоенные годы крупные парусники без двигателей, подобные «Крузенштерну», уже считались устаревшими, да и заминированное Балтийское море в течение нескольких лет после войны было не самым подходящим местом для плавания. После недолгих раздумий было решено, что самым лучшим вариантом будет переоборудовать судно в общежитие, и к 1948 году барк стал плавучим общежитием на 400 мест, которое располагалось в Ленинграде.
Кто знает, как сложилась бы судьба парусника, если бы не капитаны И.Г.Шнейдер и П.С.Митрофанов, которые приложили много усилий для того, чтобы спасти судно. Благодаря их стараниям в 1955 году барк «Крузенштерн» был выведен в акваторию Финского залива, где прошел его смотр на предмет годности к морской службе. Парусник показал себя прекрасно, и с этого момента началась его новая жизнь.
Реконструкция «Крузенштерна» продолжалась вплоть до 1961 года. За это время на судне были установлены паровые котлы, два дизельных двигателя, уложен твердый балласт, повышающий устойчивость, а также было модернизировано внутреннее устройство парусника. Преобразования коснулись и внешней части: для «Крузенштерна» были сшиты новые паруса, а его корпус был выкрашен в белый цвет.
«Крузенштерн» превратился в научно-исследовательское судно, которое совершило в этом качестве множество рейсов. Впоследствии барк стал учебным судном и по сей день находится на морской службе.
Из всех парусников серии «Летучий П-Лайнер» «Крузенштерн» (бывшая «Падуя») является единственным судном, которое до сих пор ходит по морям и океанам. Парусник-долгожитель не только совершает учебные рейсы, но и до сих пор участвует в международных парусных регатах, последняя из которых прошла этим летом в Северном море.
Источник:
Комментарии (4)