Первоначально слово «рыцарь» никакого романтичного ореола не имело и в переводе с немецкого означало «всадник». Но в XII веке во Франции появилось новое выражение «куртуазность», согласно которому рыцарь должен был быть не только силен, но и красив, образован и учтив — одним словом, безупречен. А славу рыцарю, помимо военных побед, теперь приносили поведение в бою и манеры.
Лимузен — это юго-западный регион центральной части Франции, который входил в состав герцогства Аквитания. Красивое и богатое место, привлекающее море паломников. В конце XI века в Лимузене возникли новые аббатства, что были тогда центром средневековой культуры. После крестовых походов обители получили прекрасные библиотеки, состоящие не только из жизнеописаний святых, но и из литературных
В XXVIII песни «Ада» в «Божественной комедии» Бертран предстает, держа собственную голову в руках, и горько кается за то, что «брань воздвиг меж сыном и отцом» памятников Древней Греции и Древнего Рима. В одном из таких монастырей получил образование Бертран де Борн, родившийся в 1140 году.
Среди королей
С 1152 года вследствие брака Алиеноры Аквитанской и Генриха Плантагенета Лимузен находился под английским влиянием. Плантагенет вскоре стал королем Генрихом II, самым могущественным королем XII века. Его владения простирались от Пиренеев до Шотландии. Но когда время дошло до раздела территории между наследниками, то возникли конфликты между отцом и братьями. Старший из сыновей, Генрих Молодой Король, был коронован в 1170 году и назывался правителем Нормандии, Бретани, Анжу, Манэ, но реально не владел ничем. Ричард Львиное Сердце имел графство Пуату, но желал большего.
Бертран служил молодому Генриху. Де Борн был умным образованным рыцарем и мечтал воспитать идеального короля. Зная на собственном опыте, что такое «иметь», но не «владеть» (Бертран и его брат Константин получили в наследство замок Отфор -один на двоих), он советовал Генриху Молодому Королю бороться за свои права. И в
1173 году тот потребовал от короля полной передачи власти хотя бы над одной из своих земель. Другой же сын также захотел большей доли. Вспыхнул конфликт. Генрих II пытался примирить сыновей, но это ему не удавалось. Братья были слишком разными.
Генрих Молодой Король отдавал все, что имел, своим вассалам, а Ричард Львиное Сердце, не слишком балуя своих наемников, грабил брата. Де Борн открыто и повсеместно осуждал поступки Львиного Сердца. Возможно, именно это отчасти привело к восстанию вассалов Ричарда. Генрих Молодой Король поддержал мятежников. Но Константин де Борн служил Ричарду и стал на его сторону, за что Бертран выслал его из замка.
В 1183 году Генрих Молодой Король умер из-за внезапной болезни, и Бертран остался без покровителя. Генрих II и Ричард решили отобрать замок, чтобы сделать Константина единовластным правителем. Они с войском подступили к Отфору. Земли Лимузена были сожжены, а замок разрушен. Это случилось из-за предательства короля Арагона Альфонсо II, которого Бертран считал своим другом. Он принимал его в замке, снабжал провиантом, а тот тем временем уже служил английскому королю.
Войдя в крепость, Генрих II заявил, что теперь Бертрану понадобится весь его необъятный мозг. Глядя на вероломного Альфонсо, рыцарь ответил, что горечь о смерти Генриха Молодого Короля полностью разрушила его разум. Это поразило короля-отца в самое сердце. Ричарду же Бертран заявил, что побежден, но к стенке не прижат. Результат сражения получился весьма неожиданным: Генрих II приказал вернуть Бертрану его замок и возместить материальные потери. Ричард же поцеловал де Борна и предложил перейти к нему на службу. Бертран согласился, что навсегда примирило его с Константином.
По словам самого Бертрана де Борна, всю жизнь он только и делал, что воевал. Насколько де Борн был хорошим воином можно судить по тому, что Ричард передавал ему правление, когда уходил в походы.
Размолвка с дамой
Экономический подъем конца XI века изменил отношения людей. Дворяне стали объединяться вокруг могущественной особы, имеющей власть и золото. Придворный должен был не только обладать достоинствами, он обязан был их показать. Основным способом были турнирные состязания. Но не меньше ценились светские беседы и поэзия. Конечно, нужен был кто-то, способный все это оценить, — для этого появился культ прекрасной дамы. Спор между рыцарями заключался в том, чтобы добиться благосклонности самой лучшей из женщин общества.
При дворе Генриха II это была супруга Талейрана, донна Маэут де Монтаньяк. За ней ухаживали самые знатные люди своего времени: сыновья английского короля Ричард и Джоффруа, король Альфонсо Арагонский, граф Раймунд Тулузский и другие. Она же предпочла Бертрана де Борна, на что он ответил: «Высшей доблести грани в сердце зрит она, а не в сане… низость в складках богатой ткани видит — и благородство в рвани».
Однако просто восхвалять свою даму рыцарям было недостаточно. Вопреки церкви они желали любить не ангелоподобную женщину, а Еву, вкусившую греховный плод. Где нет ранящих стрел и огня, то совсем не любовь — считалось тогда. Мужчины горячили и возбуждали женщин турнирами, поэзией и тайными встречами. Дни же отсчитывались не с восходом солнца, а с наступлением ночи…
В одной из песен Бертран подчеркнул интимные отношения с прелестницей де Монтаньяк. Разумеется, это не могло не вызвать зависти у иных поклонников дамы. Кто-то пустил слух, что Бертран любит другую — Гвискарду, жену виконта Комборнского. С ней рыцарь был давно знаком. Обрадовавшись приезду Гвискарды, он написал песнь о ее красоте. Разгневавшись и поверив слухам, Маэут прогнала его. Де Борн послал множество писем с оправданиями, но это не помогло. Считая, что уже не вернет свою возлюбленную, Бертран создал песню о чудо-даме, собранной из достоинств женщин своего круга. От одной он взял цвет ланит, от другой — дурман сладкой речи, от третьей -белый атлас рук и так далее. Но подчеркнул, что даже это совершенство не может соперничать в его сердце с любовью к Маэут.
Бертран очень страдал, просил свою даму закончить ссору, но Маэут была непреклонна. Пожалев рыцаря, донна Тибор де Монтозьё, которая считалась одной из лучших дам общества, предложила помирить их, что и сделала.
О дальнейших отношениях с донной де Монтаньяк, к сожалению, неизвестно.
Честные строки
Бертран де Борн был не только славным воином, но и одним из самых известных трубадуров (от французского trobar — «слагать песни»). Тогда к поэтам относились со всем почтением, так как они могли не только сочинить произведение с любым содержанием, но и разнести его повсеместно. Для этого у каждого трубадура были свои профессиональные певцы — жонглеры.
Де Борн был мастером в написании канцон — любовных песен. В них он восхвалял не только донну Маэут. Поэт мог оценить достоинства любой дамы, заметив у кого лучшее образование, а у кого самые красивые ножки. Его песни о великолепных красавицах стали образцом для многих современников.
Но особую известность принесли де Борну его сирвенты — песни на злобу дня. В них он рассматривал вопросы морали и политики. Его стиль очень отличался от стиля других поэтов Средневековья. У него не было цели высказаться просто так, «для красного словца». Его интересовала истина, отчего его словесных ударов очень опасались. После предательства короля Арагонского де Борн тут же расписал, из каких низов произошел этот королевский род, и прокомментировал поступки Альфонсо, несопоставимые с рыцарской честью.
Хотя Бертран верно служил Молодому Королю, но не превращался в придворного льстеца. В песнях поэт восхвалял его храбрость и заботу о своих подданных. Но в то же время рыцарь порицал короля за то, что тот развлекался на турнирах, когда его народ грабили и убивали. Также он укорял короля, что тот слишком распустил своих вассалов (были случаи грабежа). Но при всем этом Бертран любил Генриха и искренне печалился о его гибели.
В европейской литературе Бертран стал первым поэтом, прославляющим войну. Отношение у потомков к этому факту было разное: Данте поместил его в ад, а Денис Давыдов научился писать хвалу брани в духе де Борна. Воспевал в своем творчестве рыцарскую любовь к ратным подвигам и Пушкин.
Бертран де Борн — одна из самых легендарных личностей среди поэтов Средневековья. Он привлекал внимание многих писателей, сделавших его героем своих произведений. Среди них — Генрих Гейне, Лион Фейхтвангер, Александр Блок и другие.
Юлия КРАВЧЕНКО
Источник:
Источник:
Комментарии (0)