Кейптаунская гавань в 1937 году
Во второй половине 1942 года верховное командование немецких подводных лодок Befehlshaber дер Unterseeboote (BdU) признало, что результаты побед в Северной Атлантике значительно снизились.
Успехи союзных противолодочных операций в Северной Атлантике исключали успешное применение немецких подводных лодок в указанных водах. Противодействие противника на растущую угрозу со стороны подводных лодок Германии, значительно увеличилось во второй половине 1942 года, благодаря приобретенному опыту командиров конвоев и эскорта, наличию новых надежных средств обнаружения подводных лодок и значительному совершенствованию противолодочного
Весной 1941 года командование Кригсмарине уже оценило тот факт, что маршрут конвоев Кейптаун–Фритаун станет отличной мишенью для атак подводных лодок. Порт Фритаун в Сьерра-Леоне служил сборным пунктом для всех торговых судов, идущих в Европу, на Ближний Восток и Дальний Восток. Этот маршрут проходил вдоль стратегической морской узловой точки – мыс Доброй Надежды. Это гарантировало, что все суда, проходившие по этому пути, должны были останавливаться в одном из ключевых южноафриканских портов Салданья, Кейптаун, Ист-Лондон, Порт-Элизабет или Дурбан.
Во Фритауне более медленные торговые суда формировались в конвои для дальнейшего следования, в то время как более быстрые корабли плыли самостоятельно. Немецкое командование, понимая трудности с логистикой, связанные с удаленными операциями в Центральной и Южной Атлантике, экспериментировало с использованием подводных лодок снабжения (дойных коров) в течение 1941 года. Благодаря нескольким точкам встречи с кораблями снабжения или (дойными коровами), подводные лодки в Центральной и Южной Атлантике могли оставаться в море в два раза дольше, чем раньше.
Одна из первых групп немецких подводных лодок волчья стая «Eisbär» (Белый медведь), в южноафриканских водах 1942 года была нацелена на причинение сокрушительного удара по судоходству у берегов южной Африки. К концу декабря 1942 года немецкими подводниками в том районе было потоплено судов общим тоннажем 310 864 брт. Успех операции «Eisbär» привел к тому, что до окончания Второй мировой войны BdU предприняло еще две крупные операции в южноафриканских водах с применением подводных лодок.
В феврале 1942 года служба немецкой военно-морской разведки (B-Dienst) сообщила, что британские трансатлантические перевозки у берегов Фритауна значительно увеличились.
Неэффективность Панамериканской зоны безопасности, прекратившей свое существование после вступления Америки в войну в декабре 1941 года, привела к тому, что торговому судоходству пришлось использовать маршрут вдоль западного побережья Африки и вокруг мыса Доброй Надежды. Приказав своим волчьим стаям двигаться на юг, Дениц надеялся на отвлекающий эффект, в результате которого противник будет вынужден разделить свои силы: между защитой Северной Атлантики, восточно-американского побережья и обширного африканского берега.
Во второй половине 1942 года воды Кейптауна были лишены какой-либо существенной подводной активности. Однако до 1942 года были случаи, когда одиночные подводные лодки отваживались заходить на юг до Кейптауна и атаковали суда. В октябре-ноябре 1941 года U-68 удалось потопить два британских судна «Хазелсайд» (Hazelside) и «Брэдфорд-Сити» (Bradford City) у берегов Юго-Западной Африки.
«Брэдфорд-Сити»
Однако верховное командование немецких подводных лодок не одобряло заход одиночных субмарин столь далеко, поскольку их самостоятельные действия могли бы насторожить противника и вынудить принять жесткие противолодочные меры. Кроме того, действия одной подводной лодки были бы неэффективны. Проведение действий у Кейптауна возможно только после того, как будет сформирована достаточная крупная группировка подводных лодок, чтобы начать операцию. И проводить ее необходимо в течение длительного периода для достижения высоких результатов.
Во второй половине 1942 года противники Германии сосредоточили большую часть своих эскортных флотов для защиты североафриканских и средиземноморских вод из-за кампании в Северной Африке, тем самым подтолкнув Деница нанести удар по
«мягкому подбрюшью»
Южной Африки.
Объявление ЮАС (Южно-Африканский Союз до 31 мая 1961 года) войны Германии 6 сентября 1939 года гарантировало безопасный проход всех дружественных судов, идущих вдоль южноафриканского побережья и их охрану при посещении портов.
Южноафриканское побережье в то время простиралось от устья реки Кунене в Атлантическом океане до залива Коси в Индийском океане и включало в себя важный морской узел – мыс Доброй Надежды. Все торговые суда, которые путешествовали вдоль побережья Южной Африки во время войны, заходили в один из нескольких портов: Уолфиш-Бей, Салданья-Бей, Кейптаун, Порт-Элизабет, Ист-Лондон и Дурбан.
Непрерывное функционирование морского торгового пути вокруг южноафриканского побережья обеспечивало важнейшие военные поставки со всего Британского Содружества в Великобританию.
Защита морских торговых путей Южной Африки делилась на две зоны с учетом различных морских угроз, преобладающих в Атлантическом и Индийском океанах.
Морская угроза у атлантического побережья Южной Африки оценивалась возможностью атак немецких подводных лодок и надводных рейдеров, когда они действовали сообща далеко на юге, вплоть до южной части Атлантического океана.
Морская угроза вдоль побережья Индийского океана Южной Африки ограничивалась японскими подводными лодками, действовавшими в этом районе. Японские подводные лодки, несмотря на расстояние до ближайшей базы в 5 000 миль, действовали на юге вплоть до Мозамбикского пролива. Своими действиями они представляли угрозу торговому судоходству всего восточного побережья Южной Африки.
Присутствие японских и немецких надводных военных кораблей в Южной Атлантике и Индийском океане рассматривалось, но считалось маловероятным.
Управление британской военно-морской разведки (Naval Intelligence Division) и, в частности, начальник генерального штаба сил обороны Союза (Южная Африка, Union Defence Force, UDF) генерал Риневельд, предполагали: основная угроза для морских торговых путей вокруг побережья Южной Африки будет исходить от японских и итальянских подводных лодок, действующих в Индийском океане.
Генерал сэр Гесперус Андриас ван Риневельд
Военные действия со стороны Германии рассматривалась, но считались маловероятными. Из-за огромных расстояний от Бискайского залива, где базировались немецкие субмарины, до Индийского океана.
Вероятной угрозой для Южной Африки в 1940 году были итальянские подводные лодки, которые базировались в Красном море в порту Массава, всего в 3 800 милях от стратегического порта Дурбан.
Итальянские корабли
Британская разведка считала, если итальянские подводные лодки смогут использовать портовый город Кисмаю в Сомали в качестве оперативной базы, то судоходство вплоть до Кейптауна может оказаться под прямой угрозой срыва. Однако этого не произошло из-за успешной кампании союзников в Восточной Африке, которая к 1941 году устранила итальянскую военно-морскую угрозу в Красном море и Индийском океане.
В конце декабря 1941 года начальник штаба руководства морскими операциями Seekriegsleitung (SKL) вице-адмирал Курт Фрике встретился с японским военно-морским атташе в Берлине Наокуни Номура, чтобы обсудить совместные японские и немецкие действия по всему миру.
Курт Фрике
В марте 1942 года Фрике и Номура встретились опять. На этот раз обсуждалось стратегическое значение Индийского океана и проходящих морских торговых путей через него.
8 апреля Номура принял предложение Фрике начать наступление японских подводных лодок в Индийском океане. Впоследствии японский флот выделит от четырех до пяти подводных лодок и два вспомогательных крейсера для наступательных операций в Индийском океане между Аденским заливом и мысом Доброй Надежды.
В течение месяца (с 5 июня по 8 июля 1942 года) после начала операции «Броненосец» японским подводным лодкам удалось потопить 19 торговых судов у берегов Мозамбика (общим тоннажем 86 571 брт). Самая южная атака произошла всего в 95 милях к северо-востоку от Дурбана, когда 6 июля 1942 года I-18 торпедировала и потопила британский торговый корабль «Мандра».
Убедив японцев начать подводное наступление в Индийском океане к середине 1942 года с акцентом на операции вокруг Сейшельских островов, Цейлона (Шри-Ланка) и Мадагаскара, Дениц фактически создал отвлекающий эффект, на который он надеялся.
Внимание противников Германии теперь было разделено между кампаниями в Северной Африке, вторжением на Мадагаскар и защитой судоходства у берегов Западной Африки и Америки. Из-за растущей японской угрозы у восточного побережья страны в течение 1942 года ван Риневельд и его штаб были вынуждены готовиться к любой возможности, даже к полномасштабному японскому вторжению.
Таким образом, все внимание было направлено на восточное побережье Южной Африки.
Продолжение следует... Автор:
Комментарии (0)