Положение армии Антония теперь было почти критическим, и Клеопатра настаивала на возвращении в Египет, где находилась еще одна армия, насчитывавшая 11 легионов. Отступление по суше через уже разоренные огромной армией земли было, вряд ли, возможным, и потому было принято решение об эвакуации наиболее боеспособных частей армии морем. Из флота Антония были выбраны 170 лучших кораблей, на которые посадили 22 000 наиболее опытных солдат. Кроме того, к Египту отправлялись 60 кораблей Клеопатры. На флагманский корабль была перенесена и войсковая казна. Остальные корабли были сожжены, что, в сущности, обрекало на гибель, оставляемых на суше солдат. Возможно, эти части уже представляли собой вооруженную и плохо управляемую толпу, и Марк Антоний, подобно Наполеону у Березины, не считал нужным спасать их ценой гибели элитных соединений. Все это дает основание предполагать, что основной целью Антония в знаменитом сражении у мыса Акций (которое принято считать последним великим морским сражением Античности) была не победа, а попытка прорыва от берегов Греции к Египту. Накануне решающей битвы дезертировали два капитана Антония, которые рассказали о его планах Октавиану. Не менее важные события произошли и в лагере Антония: в ночь с первого на второе сентября 31 г. до н.э. в присутствии многочисленных гостей Клеопатра протянула мужу кубок с вином, кинув туда цветок, украшавший её волосы. В последнюю минуту она бросила кубок на пол, объявив, что цветок был отравлен, и заявила при этом, что ей ничего не стоит избавиться от Антония в любую минуту. После этой ссоры корабли египетского флота получили приказ вступить в битву только по специальному сигналу. В результате 170 кораблей Антония вынуждены были вступить в бой с превосходящими силами римлян – 260 кораблей.
В начавшемся морском сражении тактика противоборствующих сторон была следующей: корабли Антония пытались таранить более легкие суда Октавиана и Агриппы, римляне же осыпали их зажигательными снарядами катапульт и баллист и старались, сблизившись с кораблями противника, перевести битву в абордажную схватку, в которой хорошо обученные экипажи Октавиана имели преимущество.
Ричард Бёртон в роли Марка Антония в сражении у мыса Акций, 1963 год
Следуя утвержденному плану, авангард и часть судов центра Антония завязали бой с римскими кораблями, остальные в это время ставили паруса и уходили в море. Прорваться удалось примерно трети кораблей Антония, за ними последовали более легкие и маневренные египетские корабли. Плутарх сообщает:
"Битва сделалась всеобщей, однако исход ее еще далеко не определился, как вдруг, у всех на виду, шестьдесят кораблей Клеопатры подняли паруса к отплытию и обратились в бегство, прокладывая себе путь сквозь гущу сражающихся, а так как они были размещены позади больших судов, то теперь, прорываясь через их строй, сеяли смятение. А враги только дивились, видя, как они, с попутным ветром, уходят к Пелопоннесу".
Иоганн Георг Платцер, Антоний и Клеопатра, битва у мыса Акций, English Heritage, The Wellington Collection, Apsley House
Марк Антоний, прыгнув в лёгкую галеру, последовал за Клеопатрой, не передав никому командования.
Монумент в Пренесте в честь победы при Акции, Музей Ватикана
Традиционно считается, что бегство египтян привело к панике на продолжавших сражаться кораблях Антония. Но корабли Антония отчаянно защищались в течение нескольких часов, а некоторые из них – ещё два дня. И 7 дней ждала своего вождя, оставленная им на берегу армия. Плутарх сообщает:
"Немногие видели бегство Антония собственными глазами, а те, кто об этом узнавал, сперва не желали верить – им представлялось невероятным, чтобы он мог бросить девятнадцать нетронутых легионов и двенадцать тысяч конницы, он, столько раз испытавший на себе и милость, и немилость судьбы и в бесчисленных битвах и походах узнавший капризную переменчивость военного счастья. Воины тосковали по Антонию и все надеялись, что он внезапно появится, и выказали при этом столько верности и мужества, что даже после того, как бегство их полководца не вызывало уже ни малейших сомнений, целых семь дней не покидали своего лагеря, отвергая все предложения, какие ни делал им Цезарь".
Однако современные исследователи скептически относятся к этому свидетельству Плутарха, считая, что, на самом деле, легионеры не ждали Антония, а вели активный торг с Октавианом, и весьма преуспели в этом занятии: желающие продолжить службу, были приняты в его армию, ветераны – получили землю в Италии или провинциях.
Так или иначе, поведение Антония в том сражении многие сочли малодушным, а цинизм, проявленный в отношении оставляемой армии – граничащим с предательством. Шекспир приписывает, узнавшему о смерти Антония Октавиану, такие слова:
"Не может быть. Обвал такой громады
Вселенную бы грохотом потряс.
Земля должна была бы, содрогнувшись,
На городские улицы швырнуть
Львов из пустынь и кинуть горожан
В пещеры львиные. Его кончина
Не просто человеческая смерть.
Ведь в имени "Антоний" заключалось
Полмира".
На самом деле в Александрию вернулся тогда опозоренный, смертельно уставший человек, который никогда уже не станет прежним Марком Антонием. Его воинская репутация погибла безвозвратно, это прекрасно понимали и враги, и союзники. Поэтому у Октавиана не было необходимости выражаться столь пафосно.
Через полгода в Александрию прибыл посол от Октавиана. Тот предлагал Клеопатре жизнь и даже трон Египта, но требовал головы её мужа. Подозревающая, что Октавиан хочет уничтожить Антония её руками лишь для того, чтобы потом, воспользовавшись любым ничтожным поводом, расправиться с ней самой, Клеопатра не отвечала ни да, ни нет, и тянула время. А совершенно упавший духом Марк Антоний обещал отказаться от всего, если ему позволят жить как простому гражданину в Александрии или Афинах. Предчувствуя гибель, Клеопатра приказала закончить отделку своего мавзолея, построенного рядом с дворцом. В конце июля 30 г. до н.э., когда войска Октавиана вступили на территорию Египта, Антоний всё же вышел из оцепенения. 31 июля он одержал свою последнюю победу: атаковал и разбил кавалерию Октавиана. Окрылённый успехом, 1 августа он послал в море флот Египта и увидел, как тот без боя сдался неприятелю. Победоносная кавалерия без приказа двинулась вперёд и сложила
Значение поражения Клеопатры и Антония, и присоединение Египта к Риму (30 г. до н.э.) таково, что именно эти события традиционно считаются концом эпохи Эллинизма.
Но были еще живы главные герои этой трагедии. Уверенный в предательстве жены, Антоний вернулся во дворец. Клеопатра же, узнав об измене армии, скрылась с двумя служанками в мавзолее (их имена мы уже слышали в свидетельстве Плутарха – "Ирада, убирающая волосы своей госпоже, и Хармион"). Антонию, по её приказу, сообщили о том, что жена покончила с собой и его, готового только что убить Клеопатру, внезапно охватило отчаяние. Он просил своего любимого раба по имени Эрос убить его, но тот пронзил мечом самого себя. Попытка самоубийства Антония оказалось менее удачной. Тяжело раненный Антоний просил слуг добить его, но те в страхе бежали от него. Наконец, появились посланцы Клеопатры – уверенная в смерти мужа, она послала их за его телом. С помощью верёвок Антония на носилках подняли в мавзолей через окно второго этажа. Здесь он умер на руках у Клеопатры, а она ещё месяц вела переговоры с Октавианом в призрачной надежде сохранить за своими детьми трон Египта. Собрав в своей гробнице сокровища Египта, Клеопатра поклялась сжечь их, если Октавиан не простит её, и победитель, который заранее рассчитывал на богатые трофеи, должен был считаться с этими угрозами. Но охранявший её римский офицер Корнелий Долабелла (который влюбился в неё и сообщал о намерениях Октавиана) сообщил, что Октавиан убьет всех её детей, если лишится добычи. А участь старшего из них, Цезариона, уже решена – он будет убит в любом случае. Сама же царица нужна Октавиану лишь как трофей – её с позором проведут по улицам Рима. Вот тогда Клеопатра и сделала свой выбор между смертью и бесчестьем. Потеряв надежду, Клеопатра по ночам спускалась в подвалы, где опробывала на рабах различные яды. "Опыты" убедили её, что самая безболезненная смерть – от укуса египетского аспида: он не причиняет страданий, человек быстро погружается в сон и не просыпается.
Египетский аспид (змея Клеопатры, гая). Именно его изображение можно увидеть на лбу фараонов в качестве символа могущества и власти. По рассказу Элиана, гаи жили в домах египтян, которые считали, что эти змеи могут ужалить только злых людей, но никогда не приносят вреда добрым. Хлопком ладоней этих змей призывали на обед, таким же образом их предупреждали о своем приближении (чтобы не наступить). Смерть от укуса этой змеи наступает в течение 15 минут.
По приказу Клеопатры одна из таких змей была принесена ей в корзине фиг.
Корзина с фигами и змеёй, фильм Клеопатра, 1963 год
Нарядившись в праздничные одежды, царица уколом иглы разбудила и разозлила змею. Ирада и Хармион последовали её примеру. Гибель Клеопатры стала сюжетом многочисленных картин мастеров Эпохи Ренессанса, но не все они правильно представляли обстоятельства её смерти. Вот некоторые из этих картин:
Самоубийство Клеопатры при помощи двух змей, миниатюра в манускрипте 1505 года, Нант, Франция
Andrea Solari (Solario) (1460-1524) Cleopatra
Джованни Боккаччо "О знаменитых женщинах", Первая четверть XV века. Опять-таки, обратите внимание на цвет волос: именно таким он должен был быть у римской женщины благородного происхождения. Микеланджело (рисунок которого приведен выше) и Бокаччо забывают, что Клеопатра была македонкой.
Так в возрасте 38 лет умерла ещё совсем недавно всесильная царица Востока. В последнем послании Клеопатры к Октавиану всего одна фраза: "Хочу быть похоронена в одной могиле с Антонием". Октавиан, перед походом публично обещавший устроить в Риме триумфальное шествие с царицей Египта, привязанной к его колеснице, вышел из положения, приказав приковать к ней золо¬тую статую Клеопатры, которую и тащил за собой по земле. Цезарион и сын Антония от Фульвии Антулл, в которых Октавиан видел претендентов на власть в Риме, были казнены. Остальных детей Антония и Клеопатры воспитала в своей семье его бывшая жена Октавия, сестра победителя.
Таков финал одной из самых романтичных историй, которые знало человечество.
Автор:
Комментарии (0)