Судьба египетской царицы Клеопатры – словно готовый сценарий для театральной сцены, она настолько необычна, что кажется, нет необходимости что-то придумывать: материала с избытком хватило на десятки пьес, романов и фильмов, начиная с шедевра В. Шекспира и заканчивая знаменитым фильмом Джозефа Манкевича с Элизабет Тейлор в главной роли.
Исполнительницы роли Клеопатры: крайняя слева – Клодетт Кольбер, 1934 г., далее – Вивьен Ли, 1945 г., Элизабет Тэйлор, 1963 г., Моника Белуччи, 2002 г., Леонор Варела, 1999 г.
Тем не менее, законы жанра и художественная целесообразность требуют следования определённой схеме, "ненужные", не укладывающиеся в такую схему факты авторами, как правило, игнорируются. Самый известный голливудский фильм о Клеопатре, снятый в 1963 г. Джозефом Манкевичем, начинается как учебное пособие по
Прежде всего следует сказать, что Клеопатра не была египтянкой по рождению и к предыдущим династиям фараонов не имела ни малейшего отношения. С 323 г. до н.э. в Египте правила эллинистическая династия Птолемеев, основанная после смерти Александра Македонского одним из его полководцев – Птолемеем Сотером (Хранителем). Столица Птолемеев – Александрия, по размерам и накопленным богатствам превосходила Рим того времени (еще "кирпичный", "мраморным" он станет во времена Октавиана Августа). Египетскую столицу времен Клеопатры можно сравнить только с Афинами Классического периода истории Древней Греции – с поправкой на масштаб, разумеется. Население Александрии было смешанным: в городе жили македоняне, греки, евреи и египтяне (потомками коренного египетского населения являются современные копты). Можно было встретить в ней также сирийцев и персов. Помимо Александрии, в эллинистическом Египте было еще два "греческих" полиса: ранее существовавшая колония Навкратис (в дельте Нила) и основанная Птолемеем I Птолемаида (в Верхнем Египте). Древние египетские города, такие как Мемфис, Фивы, Гермополь и другие прав самоуправления не имели.
Главным богом эллинистического Египта и Александрии стал Серапис, изображаемый в облике бородатого мужчины в тунике с калафом (мера зерна) на голове. Большинство исследователей считают этот культ синкретическим (то есть, целостным, но состоящим из разнородных элементов), придуманным Птолемеем I для объединения пришлых греков и македонцев и своих египетских подданных. Сторонники этой точки зрения находят в Сераписе черты таких богов, как Осирис, Апис, Аид и Асклепий. Но некоторые считают Сераписа вавилонским богом, либо – одной из ипостасей Митры. К однозначному мнению о происхождении этого культа не пришли даже Плутарх и Климент Александрийский (150-215 г.г. н.э.), которые в своих трудах излагают сразу несколько версий. После присоединения Египта Римом, культ Серапипса широко распространился по всей Империи, его храмы найдены даже на территории современной Англии. Косвенным свидетельством популярности данного культа являются слова Тертуллиана (II-III в.в. н.э.) о том что "вся земля клянется Серапису".
Серапис, бюст, мрамор, римская копия с греческого оригинала, IV в. н.э.
Руины храма Сераписа в Александрии
Руины храма Сераписа в Поццуоли, Италия
Армия Птолемеев традиционно формировалась из македонских и греческих наемников. Что касается коренного населения Египта, положение его мало изменилось при Птолемеях, в основной своей массе местные египтяне занимались земледелием и, в сущности, находились на положении государственных крепостных.
Подражая фараонам, для сохранения "чистоты" царской кро¬ви, правители Египта брали в жёны своих сестёр. Во дворце разговаривали только по-гречески, и потому Клеопатра была македонкой по кро¬ви, и гречанкой по воспитанию.
Шекспир, описывая внешность Клеопатры, употребил выражение "смазливое цыганское лицо" (ни больше, ни меньше!). Неудивительно, что все актрисы, играющие роль Клеопатры, традиционно представляют её нам жгучей брюнеткой (после Элизабет Тэйлор по-другому её даже и я уже представить не могу):
Э.Тейлор в роли Клеопатры, 1963 год
Однако, учитывая происхождение нашей героини, можно предположить, что, на самом деле, она была блондинка с голубыми или серыми глазами – у македонцев тех лет были светлые волосы.
Скульптурный портрет Клеопатры, мрамор, музеи Ватикана. Согласитесь, эту девушку на прижизненном портрете легче представить светловолосой, чем брюнеткой
Самый известный пример – внешность Александра Македонского. Вот, Плутарх, например, пишет о Пирре:
"О нем много говорили и считали, что и внешностью своей, и быстротой движений он напоминает Александра… все думали, будто перед ними тень Александра, или его подобие…"
А Пирр, как известно, был рыжеволосым. Следовательно, рыжие волосы, были и у Александра. И нет никаких оснований думать, что его ближайшие друзья и сподвижники (среди коих был и Птолемей) резко отличались от него – в этом случае, современники не преминули бы отметить уникальность его внешности, а подхалимы использовали бы "нестандартный" и нетипичный цвет волос в качестве одного из доказательств божественного происхождения завоевателя.
Немного забегая вперед, скажем также о внешности римских женщинах, которые будут упомянуты в данной статье – Фульвии, двух Антониях, Октавии. Многие исследователи полагают, что среди женщин Древнего Рима периода Республики встречалось немало блондинок, особенностью цвета волос которых был рыжеватый оттенок. После смешения коренного римского населения с многочисленными выходцами из колоний, такие волосы стали считаться признаком аристократического происхождения, и женщины все время пытались воспроизвести прежний цвет. Рецептов было два. Женщины побогаче натирали волосы смесью мыла из козьего молока (оно было заимствовано у галлов в I в н.э.) и золы букового дерева, после чего сидели целый день с непокрытой головой на солнце. Самые богатые еще и наносили на волосы золотую пудру. Бедные же обливали волосы бычьей мочой – и, опять-таки, отправлялись на солнце. Мода благополучно пережила крушение Римской империи, и вышеперечисленные методы сделать свои волосы такими же, "как у настоящих римлянок", были известны даже в эпоху Возрождения. Этот особый, золотисто-рыжий, цвет волос мы сейчас можем видеть у всех женщин, изображенных на картинах Тициана: данный оттенок позже получил название "волосы цвета Тициан". Посмотрите, вот такие волосы могли быть у многих женщин Древнего Рима:
Тициан, фрагмент картины "Любовь земная и любовь небесная"
Волосы именно такого цвета, по мнению Микеланджело, должны были быть и у Клеопатры:
Микеланджело, "Клеопатра", 1533-34 г.г.
Современная химия также предлагает красители с маркировкой "Тициан", однако добиться настоящего "римского" оттенка с их помощью, как правило, не удается: волосы получаются слишком яркими, слишком рыжими, выглядят неестественно, а порой даже вульгарно.
Но, вернемся к нашей героине. Имя Клеопатра означает "Славная по отцу", она носила его седьмой по счёту в своей семье, была дочерью царя Птоле¬мея XII, о наклонностях которого дают представление его прозвища. прозвища которого дают представление о его наклонностях. Первое из них – "Флейтист", и даже более презрительно – "Дудочник": игра на флейте не считалась занятием, достойным царя. Второе – "Новый (или "Молодой") Дионис", говорит об увлечении этого царя к религиозными мистериями.
Тетрадрахма Птолемея XII
Возможно, Вы не раз слышали о том, как толпа египтян расправилась с римлянином, убившим кошку – этот рассказ, взятый из сочинений Диодора Сицилийского, постоянно приводится в различных статьях о почитании и обожествлении кошек в Египте. Произошло это как раз в период правления Птолемея XII – около 66 г. до н.э.
Это говорит, с одной стороны, о ненависти простого народа к Риму и римлянам, которые фактически распоряжались всем в Египте и искали лишь повод для окончательного подчинения страны, а с другой – о недовольстве Птолемеем, который шел на любые уступки Риму, лишь бы не спровоцировать его к прямому нападению.
Клеопатра – не единственный ребенок в семье, у неё были два брата и три сестры: родная и две сводные (от первого брака отца). Именно мятеж, который привел к власти сводных сестер Клеопатры – Трифаэну (она могла быть еще и женой Птолемея) и Беренику, послужил поводом к вмешательству Рима в дела Египта. Причиной восстания стал захват Римом острова Кипр, где правил брат Птолемея (58 г. до н.э.). Об отношении римских чиновников к "друзьям и союзникам римского народа" красноречиво свидетельствует встреча Птолемея и Марка Порция Катона Младшего (в то время он был квестором с полномочиями пропретора) на острове Родос: Катон принял царя Египта, который не так давно присылал свои войска на помощь воевавшему в Палестине Помпею, "сидя на стульчаке и опорожняя кишечник". Хочется верить, что Мари Йованович ведет себя в Киеве более прилично.
Марк Порций Катон Младший
В Риме все же решили помочь Птолемею вернуть трон Египта, но сила бюрократии была такова, что целых три года в Сенате не могли решить, кого из полководцев отправить "наводить порядок" в Александрии. Кончилось тем, что римский наместник в Сирии Авл Габиний самовольно направил в Египет войска, которые подавили мятеж и восстановили на престоле Птолемея (вопреки известной поговорке, победителя в Риме судили и довели до разорения штрафом в 10 000 талантов). Трифаэне посчастливилось умереть до поражения, а Береника была казнена по приказу отца. Молодой полководец, командовавший римской конницей в том походе, видимо, был наслышан о красоте и талантах старшей из оставшихся в живых дочерей царя – из всех детей Птолемея он пожелал увидеть только её. Так впервые встретились Марк Антоний и Клеопатра, которой в то время едва исполнилось 14 лет. Позже Антоний утверждал, что полюбил Клеопатру с той первой встречи.
Вот как описывает Клеопатру и Плутарх в своих "Жизнеописаниях":
"Красота этой женщины была не тою, что зовётся несравненной и поражает с первого взгляда, зато обращение её отличалось неотразимой прелестью, и потому её облик, сочетавшийся с редкой убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, каждом движении, накрепко врезался в душу... Говорили, что она изучила многие языки, тогда как цари, правившие до неё, не знали даже египетского, а некоторые забыли и македонский".
Клеопатра, бюст, гранит, королевский музей Онтарио
Портреты Клеопатры VII на различных монетах, отчеканенных в её правление
Общение с умной и обаятельной Клеопатрой произвело на Марка Антония такое впечатление, что он стал искать новой встречи, и это привело царский двор в смятение – ничем не примечательный молодой римский "генерал" плебейского происхождения, видимо, не считался подходящей партией для египетской принцессы. Воспитатель царевны, евнух Аполлодор, сделал всё возможное, чтобы под разными предлогами предотвратить новую встречу.
Марк Антоний, бюст, музей Монтемартини, Рим
Через три года Птолемей XII умер, свой трон он завещал 18-летней Клеопатре и её 13-летнему брату, ставшему ей супругом и царём под именем Птолемея XIII.
Таким увидели Птолемея XIII зрители фильма "Клеопатра" (1963 г., Ричард О`Салливан в роли Птолемея).
В кадре мы видим не светловолосого македонца, каким должен был быть Птолемей, а типичного египтянина, да еще и с явными признаками вырождения на лице (сразу же начинаешь сочувствовать "красавице" Клеопатре, вынужденной жить с этим "чудовищем"), такими же предстают люди из его окружения. Но, посмотрите, как выглядел Птолемей XIII на самом деле:
Птолемей XIII, бюст, Altes Museum, Берлин.
Симпатичный и вполне интеллигентного вида молодой человек, не правда ли? Если поставить рядом бюсты Птолемея XIII из Старого музея Берлина и Клеопатры VII из Ватикана, внешнее сходство просто бросается в глаза, сразу становится понятно, что перед нами близкие родственники.
Гарантом исполнения своей воли Птолемей XII назначил Рим, а конкретно – Помпея Великого, одного из членов первого триумвирата (Помпей, Цезарь, Красс). Птолемей XIII, по мнению его воспитателя грека Потина, должен был стать (по крайней мере, на ближайшие годы) фигурой чисто декоративной, управлять страной он собирался сам, но, к огромному удивлению, нашел сильного противника в лице старшей сестры и супруги нового царя. Но у Птолемея имелась еще одна сестра – Арсиноя, на которой он мог жениться, не нарушая традиций, поэтому неудобную для всех Клеопатру было решено убить. Однако уже знакомый нам Аполлодор вовремя узнал о заговоре и вместе со своей подопечной скрылся в Сирии, причем не с пустыми руками: из Египта удалось вывезти некоторое количество золота, использованное для вербовки наемников. Кроме того, было решено обратиться за поддержкой к старшему сыну Помпея Великого – Гнею Младшему, который как раз находился с дипломатической миссией в Египте. Сын триумвира отреагировал на знакомство вполне ожидаемо, и уже готов был в мешаться в конфликт на стороне Клеопатры, но в 48 г. в Риме началась гражданская война, и Гнею стало не до Египта. Когда армия Помпея Великого была разбита войсками Цезаря под Фарсалой, друг и душеприказчик отца враждующих супругов бежал на галере в Египет и обратился к Птолемею XIII с просьбой об убежище. Перед советниками юного царя встала практически неразрешимая задача: отказать Помпею означало превратить его в опасного врага, а принять – бросить вызов победившему его Юлию Цезарю. В результате доверившийся египтянам Помпей был убит и голова его преподнесена Цезарю, который, к удивлению советников царя, вовсе не обрадовался такому подарку. Узнав о прибытии Цезаря в Александрию, Клеопатра решила, во что бы то ни стало, встретиться с ним, а поскольку все подходы к столице с суши были блокированы войсками Птолемея XIII, она отправилась туда морем. Причём знаменитая сцена, в которой Аполлодор вносит её в покои Цезаря в свёрнутом ковре – вовсе не выдумка сочинителей пьес: речь шла о жизни и смерти царицы, и это был единственный способ проникнуть во дворец. Цезарю исполнилось 53 года, возраст весьма опасный для начинающих стареть мужчин: шансов устоять перед Клеопатрой у него не было. Но не все было так просто, вот что рассказывает о дальнейших событиях Дион Кассий ("История"):
"Когда Птолемей узнал о появлении во дворце Клеопатры и намерении Цезаря защищать её, он стал кричать, что его предали, на глазах у собравшейся толпы он сорвал с головы царскую диадему и швырнул её на землю. Восставшие египтяне могли бы сразу же захватить дворец, поскольку римляне, полагая, что находятся среди друзей, не были готовы к нападению. Напуганному Цезарю удалось путём обещаний выполнить все требования египтян успокоить толпу. Ссылаясь на завещание прежнего царя, он передал царство Птолемею и Клеопатре с тем, чтобы они вступили в брак, а Арсиное и Птолемею Младшему подарил Кипр".
"Подарил", конечно, громко сказано: на самом деле, вернул Египту ранее захваченный Римом остров.
Однако Цезарь не привык терпеть поражения: Птолемей XIII вскоре "утонул", а Клеопатра "вышла замуж" за другого брата, которому было всего одиннадцать лет. Но симпатии народа и египетской армии, возмущённых своевольством римлян, были на стороне младшей сестры Клеопатры – Арсинои, которая и была провозглашена царицей. Так началась длившаяся 8 месяцев война, в ходе которой сгорела знаменитая Александрийская библиотека. После победы Цезарь со своей подопечной совершил путешествие по Нилу, наслаждаясь любовью, славой и божественными почестями. Но в Малой Азии вспыхнул мятеж Фарнака, сына царя Понта Митридата, которого Цезарь когда-то разбил в одном сражении – помните: "Пришёл, увидел, победил". Цезарю вновь пришлось воевать в Причерноморье, а потом он вынужден был отправиться в Африку, где Сципион и Юба пытались собрать сторонников Помпея. Вернувшись, наконец, в Рим, Цезарь отпразд¬новал за месяц сразу четыре триумфа, и среди пленников, что шли за его колесницей, была несчастная Арсиноя. После этого он отправил в Александрию официальное приглашение "нильским государям" прибыть к нему для пожалования им титула "друзей и союзников римского народа". В ноябре 46 г. до н.э. Клеопатра прибыла в Рим, поразив всех богатством и роскошью.
Царица Египта прибывает в Рим – Элизабет Тэйлор в роли Клеопатры, фильм 1963 года. Рядом с Клеопатрой мы видим её сына – Цезариона, который родится лишь через полтора года.
Цезарь встречает Клеопатру в Риме. Р.Харрисон в роли Цезаря и Р.Макдауэлл в роли Октавиана в фильме Клеопатра, 1963 г.
Но уже в декабре этого года Цезарь отправился в Испанию, где поднял восстание Секст Помпей. Во время этой, длившейся несколько месяцев, экспедиции диктатор влюбился в жену царя Западной Мавритании – молодую гречанку Эное, и охладел к Клеопатре. Царицу же в это время часто посещал попавший в немилость и отстранённый от командования войсками Марк Антоний. Так что историкам до сих пор неясно, кто именно стал отцом родившегося в апреле 44 г. до н.э. сына Клеопатры – Птолемея Цезаря, которого чаще называли Цезарионом.
Цезарион, Cincinnati Museum Center
Этот ребёнок родился в Александрии, куда Клеопатра бежала после убийства Цезаря (15 марта 44 г. до н.э.).
Комментарии (0)