300 лет назад, в мае 1719 года, русская эскадра под командованием капитана 2-го ранга Н. А. Сенявина в районе острова Эзель нанесла поражение отряду шведских кораблей. Русскими трофеями стали линейный корабль «Вахтмейстер», фрегат «Карлскрона» и бригантина «Бернгардус». Это была первая победа русского корабельного флота в открытом море.
Создание корабельного флота
Принято считать, что флот в России впервые был создан при Петре Первом, однако это не так. Русские люди (русы, славянорусы) с древнейших времен умели строить суда класса «река – море» — лодьи, ладьи, струги и т. д. Они служили для походов на Каспийском, Русском (Чёрном), Средиземном и Варяжском (Венедском) морях. Искусными мореплавателями считались славянорусы – венеды – венеты – варяги. Варягом-русом были основатель династии Рюриковичей – Рюрик (Сокол). Первые князья рода Рюриковичей были организаторами масштабных военно-морских экспедиций.
В ходе развала империи Рюриковичей Русь была отрезана от Чёрного и Балтийского морей. При этом русские сохранили традиции быстрого создания речных флотилий и морских судов. В частности, эта традиция была сохранена на севере, в Новгороде и на Белом море, а на юге действовали казачьи флотилии. Попытка создать корабельный флот на Балтике была предпринята Иваном Грозным во время Ливонской войны (
Проблема была в том, что Русское государство было лишено выхода к Балтике и Чёрному морю. Необходимо было отвоевать утраченные земли, чтобы иметь возможность построить корабельный флот. Первую попытку создать флот Пётр совершил во время войны с Турцией за Азов. После неудачного похода 1695 года Петр Алексеевич быстро осознал свои ошибки и в самые короткие сроки создал флотилию, которая помогла в 1696 году взять Азов. Россия получила Азовскую флотилию, но далее необходимо было отбивать у османов Керчь, Крым, или Северное Причерноморье, чтобы выйти в Чёрное море.
Тем временем Пётр в 1700 году ввязался в войну со Швецией, которая длилась аж до 1721 года. В результате планы прорыва на южном направлении пришлось отложить в долгий ящик. Более того, Порта использовала благоприятный момент, чтобы восстановить свои позиции в Приазовье. Прутский поход Петра 1711 года завершился неудачей и России пришлось отказаться от Азова и Азовского флота, разрушить на юге уже построенные укрепления.
Конраад Деккер. Вид города Астрахани и фрегата «Орёл» с флотилией. XVII век. Источник:
Строительство Балтийского флота и его первые победы
На севере Россия, вступив в войну со Швецией, мощной военно-морской державой, которая считала Балтику «шведским озером», сначала использовала древнюю, проверенную временем тактику. Строила малые гребные суда, которые могли атаковать большие вражеские корабли и брать их на абордаж (штурм). Таким образом, прежний опыт казачьих флотилий, Азовских походов и постройки флота в Воронеже был полностью использован при подготовке к борьбе за Балтийское море. Так же как на юге, на северо-западе России развернулось строительство транспортных судов, а затем и боевых парусно-гребных кораблей. Суда строили, а также покупали уже готовые у владельцев, на р. Волхове и Луге, на Ладожском и Онежском озёрах, на Свири, Тихвине и т. д. Однако требовалось время, что построить свои корабли, вооружить их, подобрать кадры, обучить экипажи. Поэтому сначала Пётр делал ставку на иностранные командные кадры.
В 1702 году начали строить верфь на реке Сясь (впадающей в Ладожское озеро), где начали строить первые боевые корабли. В 1703 году корабли стали строить на р. Волхов и Свирь. У Лодейного поля создали Олонецкие верфи, которые стали одним из главных центров создаваемого Балтийского флота (первым кораблем стал «Штандарт»).
Отряды небольших речных судов, которые ранее служили в для перевозки грузов по рекам и озёрам, с командами солдат, сыграли ведущую роль в борьбе с эскадрами шведских кораблей в районе Ладожского и Чудского озёр (они имели на вооружении по 10-20 орудий, экипажи опытных моряков). Так, в мае 1702 года русские суда нанесли поражение шведскому отряду в узком проливе, соединявшем Чудское озеро с Псковским. Русские на своих небольших суденышках, не имевших артиллерийского вооружения, смело атаковали врага, ведущего артиллерийский огонь. Русские взяли на абордаж яхты «Флундран», «Виват» и «Вахтмейстер». Тем самым прорвались в Чудское озеро. Затем русские суда нанесли поражение шведской эскадре адмирала Нумерса и на Ладожском озере. В итоге шведы по Неве отступили в Финский залив.
Это позволило русским войскам взять шведские крепости Нотебург (Орешек) и Ниеншанц. В ночь на 6 мая 1703 года гвардейцы на 30 лодках во главе с сами царем Петром и Меншиковым подошли к стоявшим при устье Невы шведским кораблям «Гедан» и «Астрильд», и взяли их на абордаж. Таким образом, русские заняли всё течение Невы и получили выход в Финский залив. Пётр начинает строительство новой морской крепости – Петропавловск, которая положила начало основанию новой столицы Русского государства – Санкт-Петербурга. В это же время Пётр решил создать передовой форт, защищающий Петербург со стороны моря. Его стали возводить на острове Котлин, так заложили крепость Кроншлот (Кронштадт).
Кроншлот выдержал атаки шведов. Однако было очевидно, что для зашиты Петербурга необходим корабельный флот. Осенью 1704 года первые корабли стали прибывать по Неве к Петербургу. Весной 1705 года прибыли новые корабли. Молодой Балтийский флот уже имел около 20 вымпелов. На кораблях было 270 орудий и около 2200 человек экипажу. Командовал флотом контр-адмирал Крюйс. Летом 1705 года батареи Кроншлота и русский флот выдержали нападение сильного шведского флота. Вражеский десант, который шведы пытались высадить на острове, был разгромлен. После поражения 14 июля 1705 года шведские корабли покинули восточную часть Финского залива.
Тем временем Петербург становится новой кораблестроительной базой русского флота. В 1704 году на левом берегу Невы, недалеко от моря и под защитой Петропавловской крепости, заложена большая верфь – Главное Адмиралтейство. В 1706 году в Главном Адмиралтействе спустили первые корабли. Одновременно в Петербурге строили и другие верфи: Партикулярная верфь – для строительства вспомогательных судов, Галерный двор – для гребных судов. В итоге Петербург стал одним из крупнейших центров кораблестроения не только в России, но и в Западной Европе. Только в Адмиралтействе через десять лет после его закладки работало около 10 тыс. человек. Только в первые семь лет войны со Швецией в состав Балтфлота было включено около 200 боевых и вспомогательных судов. Понятно, что первые корабли русского флота по своим мореходным качествам и артиллерийскому вооружению уступали кораблям ведущих западных морских держав. Однако темпы технического прогресса в русском кораблестроении в годы Северной войны были весьма высокими. Уже через 10—15 лет после закладки первых кораблей на верфях Балтики в составе русского флота появились корабли, которые могли соперничать с лучшими западными судами по основным характеристикам.
Большая работа была проделана для подготовки морских кадров. В 1701 году в Москве была открыта Навигацкая школа, в 1715 году в Петербурге – Морская академия. Кроме них при Петре Алексеевиче было открыто около 10 школ, которые готовили кадры для флота – адмиралтейские школы в Воронеже, Ревеле, Кронштадте, Казани, Астрахани и т. д. Активная подготовка национальных кадров привела к тому, что русское правительство смогло отказаться от услуг иностранных специалистов. В 1721 году императорским указом было запрещено принимать иностранцев на службу во флот. Правда, этот указ не мешал иностранцам занимать высшие командные посты, особенно после смерти первого российского императора. Рядовой состав на флоте комплектовался, как и в армии, путем рекрутского набора среди податных сословий. Служба была тогда пожизненной.
Эзельский бой. Художник Алексей Боголюбов
Новые успехи
Победа русской армии в Полтавской битве 27 июня 1709 года привела к тому, что Россия закрепила за собой прежние успехи русского
Война с Турцией 1710—1713 гг. на некоторое время отвлекла Россию от войны со Швецией. В кампанию 1713 года русские отбили у шведов их базы на северном берегу Финского залива: были взяты Гельсингфорс, Бьернеборг и Ваза. Русские силы вышли на берега Ботнического залива. На верфях Балтики заметно возрос размах кораблестроения, никогда прежде здесь не закладывали столько кораблей, как в 1713—1714 гг. Строили корабли и в Архангельске. Построенные на Архангельской верфи два линейных корабля пополнили Балтфлот. Также русский царь купил несколько кораблей в Западной Европе. К кампании 1714 года в составе корабельного флота на Балтике было уже 16 линейных кораблей, а гребной флот имел более 150 галер, полугалер и скампавей. Кроме того, имелось значительное количество вспомогательных и транспортов. В Стокгольме попытались блокировать противника в Финском заливе, останавливая русский флот в наиболее удобном месте – у полуострова Гангут. Однако Россию остановить не удалось. 27 июля 1714 года в русский галерный флот под командованием Петра I разгромил шведский отряд шаутбенахта Эреншильда. Русскими трофеями стали фрегат «Элефант», 6 галер и 3 шхербота.
Эта победа обеспечила успех русского оружия в Финляндии и позволила перенести боевые действия на территорию самой Швеции. А шведский флот, ещё недавно господствующий на Балтике, перешёл к обороне. Русский флот получил свободу действий, угрожая морским коммуникациям и важнейшим промышленно-экономическим районам Швеции. Русский флот в 1714 году совершил поход на Аландские острова, осенью отряд Головина овладел Умео.
Однако успехи русского флота встревожили Запад. Так, в Лондоне боялись, что Петру Алексеевичу удастся заключить со шведским правительством выгодный мирный договор, который закрепит успехи русских на Балтике. Поэтому Англия стала поддерживать шведскую партию войны и оказывать на Россию военно-политическое давление, угрожая флотом. С лета 1715 года соединенный англо-голландский флот под главным командованием английского адмирала Нориса стал дежурить в Балтийском море под предлогом торгового судоходства. С 1719 года позиция Англии стала ещё более откровенной. Англичане заключили союз со Швецией. С 1720 года британцы объединили свой флот со шведским и стали угрожать русским портам и базам на Балтике.
«Линейный корабль „Вахмейстер“ сражается против русской эскадры в 1719 году». Картина Людвига Рихарда
Эзельский бой
В 1715 1719 гг. русский флот проводил крейсерские и десантные операции. Русские корабли боролись со шведскими каперами, захватывали торговые суда и высаживали десанты на острова и побережье Швеции. В частности, в период с апреля по ноябрь 1718 года русские корабли захватили 32 шведских торговых судна, 14-пушечную шняву и 3-пушечный шхербот.
Так, весной 1719 года в море вышли два русских отряда. Отряд капитан-командора Фангофта (Вангофта) в составе 3 кораблей, 3 фрегатов и 1 пинка вышел из Ревеля к берегам Швеции с целью разведки сил противника. Он в мае высадил разведчиков на острове Эланд, а затем благополучно вернулся в Ревель. 15 мая из Ревеля в море вышел отряд капитана 2-го ранга Наума Сенявина. В составе русского отряда были шесть 52-пушечных корабля: «Портсмут» (вымпел Сенявина), «Девоншир» (капитан 3-го ранга К. Зотов), «Ягудиил» (капитан-поручик Д. Деляп), «Уриил» (капитан 3-го ранга В. Торнгоут), «Рафаил» (капитан 3-го ранга Я. Шапизо), «Варахаил» (капитан 2-го ранга Я. Стихман) и 18-пушечной шнявы «Наталия» (лейтенант С. Лопухин). Отряд Сенявина получил задачу перехватить вражеский отряд из 3 кораблей, который вышел по данным разведки, в крейсерство в Балтийское море.
24 мая 1719 года отряд Сенявина находясь у острова Эзель, обнаружил три корабля возможного противника. Корабли «Портсмут» и «Девоншир» под всеми парусами начали погоню. В пять часов наши корабли приблизились на дистанцию артиллерийского огня и сделали выстрелы, чтобы заставить капитанов неизвестных кораблей поднять свои флаги. На кораблях – это были линейный корабль, фрегат и бригантина, были подняты шведские флаги и брейд-вымпел их командующего капитан-командора Врангеля. По сигналу Сенявина русский отряд атаковал врага. Бой длился более трёх часов. На русском флагмане были перебиты штаги и повреждены марселя. Пытаясь использовать это, шведский 34-пушечный фрегат «Карлскрона» и бригантина «Бернгардус» атаковали «Портсмут». Сенявин сделал поворот, стал бортом к «Карлскроне» и отрыл огонь картечью. Не выдержав разрушительного действия огня, сперва капитулировал фрегат, а затем спустила флаг и бригантина.
Командующий шведским отрядом Врангель, видя, что фрегат и бригантина сдались, попытался сбежать на 52-пушечном линейном корабле «Вахместер». Однако русские корабли «Ягудиил» и «Рафаил» через три часа догнали вражеский флагман и заставили его принять бой. На некоторое время шведский корабль был поставлен в два огня (оказался между русскими кораблями). Шведский флагман были сильно поврежден. Видя, что к нему идут ещё два русских корабля — «Уриил» и «Варахаил», шведы капитулировали.
Таким образом, в результате Эзельского сражения врагу было нанесено полное поражение. Наши моряки захватили весь шведский отряд — линейный корабль, фрегат и бригантину. На кораблях капитулировали 387 человек во главе с капитан-командором Врангелем, более 60 человек было убито и ранено. Потери русских экипажей составили 18 человек убитыми и ранеными. Особенностью сражения стал тот факт, что русский корабельный флот одержал первую морскую победу, не прибегая к морскому штурму (абордажу). Успех был достигнут в результате хорошей подготовки матросов и офицеров и мастерству Сенявина. Русские обнаружили противника, не дали ему уйти, навязав решительный бой, вели огонь из корабельной артиллерии на различных дистанциях.
Русский командир после боя докладывал государю Петру: «Все сие... сделано без великой утраты людей, я иду со всею эскадрою и взятыми шведскими кораблями в Ревель...» Петр Великий назвал эзельскую победу «добрым почином Российского флота». Сенявин был произведен через чин в капитан-командоры, командиры кораблей были произведены в следующие чины. Участники сражения получили призовые деньги.
Автор:
Комментарии (1)