Хотя и не всем удалось достичь полного успеха. В недавней статье я рассказывал об адмирале Чичагове и его неудаче в разгроме Наполеона при Березине.
А сегодня поговорим и о других . И тут никак нельзя не вспомнить о Константине Николаевиче Посьете, изображённом на гравюре. Он один из отпрысков древнего французского рода Посьет де Россье (Possuet de Rossiet), пустившего корни в России ещё при Петре I. Оставим в стороне его морскую карьеру, она была исключительно разнообразна, от участия в исследовательских экспедициях и плаваний с дипломатическими миссиями до написания учебников по артиллерийскому делу. В географии осталось его имя, присвоенное заливу на дальнем Востоке. А на Новой Земле бухта, где была расположена по его инициативе самая северная спасательная станция, получила более сложное название - "Бухта Посьета и его жены". Это была одна из множества станций основанного им в 1872 году Императорского российского общества спасения на водах, известного до сих пор под названием ОСВОД. Правда, в советское время название бухты отменили.
Но полностью его могучий талант организатора развернулся после назначения вице-адмирала Посьета министром путей сообщения. При его руководстве было построено порядка 9000 километров железных дорог и начато сооружение Транссиба. Причём Посьет установил премии фабрикантам за каждый изготовленный на русских заводах пуд рельсов. Благодаря этому в стране укрепились заводы по производству всех без исключения металлических принадлежностей для железных дорог, по своему качеству не уступавших изделиям, изготовленным за границей, зато намного дешевле импортных. Слава богу, о современной породе "эффективных менеджеров" тогда не было известно.
Адмирал всячески способствовал замене древесины углём в качестве топлива, а чтобы не закупать его за границей, создал комиссию по оценке качества российских углей.
Он организовал реконструкцию старых портов и создание новых, таких, как Новороссийский, создана система новых транспортных речных каналов и реконструирована старая. Посьет был активным противником участия частного капитала в железнодорожном транспорте, считая, что этим должно заниматься государство. И как чувствовал, - именно на коммерческом участке железной дороги, эксплуатировавшемся с грубыми нарушениями и хищническим отношением, произошла катастрофа царского поезда, когда только благодаря физической мощи Александра III, удерживавшего крышу разрушенного вагона на руках, удалось спастись членам императорской семьи. Это нечеловеческое усилие подорвало здоровье царя, и возможно, в итоге свело его в могилу.
Посьет, считая себя, как министра, скомпрометированным, подал в отставку (вот были времена!). Царь утвердил указ об отставке только на четвёртый раз.
За 52 года государственной службы адмирал Константин Николаевич Посьет был в отпусках только 9 раз общей продолжительностью 27 недель.
А.Ф.Можайский
А все ли помнят, что Александр Фёдорович Можайский, создатель первого русского самолёта, а по существу самолёта вообще, имел звание контр-адмирала? В более ранние годы своей службы он также отдал дань географическим открытиям в Средней Азии, но в основном служил на Балтике. Над созданием летательного аппарата тяжелее воздуха он начал работать ещё в 1876 году. Исследовал проблему создания подъёмной силы, каким должен быть воздушный винт, идея элеронов пришла к нему за 30 лет до Фармана, а братья Райт в своих первых самолётах до неё вообще не додумались.
Двигателей кроме паровых машин ещё не существовало, что создавало большие проблемы, средств на проект выделялось мало и нерегулярно. К тому времени Можайский уже вышел в отставку. То что он на верном пути, подтвердила действующая модель с пружинным двигателем, не только взлетавшая в воздух, но и поднимавшая полезную нагрузку в виде морского кортика :) Адмиралу ещё удалось увидеть в воздухе своё полноразмерное детище, но на дальнейшее его развитие ему не хватило ни средств, ни отпущенных судьбой дней жизни.
А.С.Меншиков
Александр Сергеевич Меншиков, адмирал, к службе на море никакого отношения не имевший, что не помешало ему стать начальником Главного морского штаба, а по сути - морским министром.
Правнук фаворита Петра I, он отличался отменной храбростью. Показал себя в многочисленных боях с турками, во время наполеновских войн, был несколько раз ранен. 1 февраля 1812 года он имел звание подпоручика, а в ноябре того же года после участия в Бородинском сражении был произведён в штабс-капитаны. В 1813 году после участия в ряде сражений на территории Европы он стал полковником, а уже в 1816 году - генерал-майором и переведён в свиту Его императорского величества. Долго перечислять все его ордена. Таким он был в 1826 году:
Именно в этом году он был послан в качестве посланника ко двору персидского шаха, где его на год посадили в тюрьму. Восток - дело тонкое!
И вот по возвращению на родину его "бросили", как говорилось на канцелярском языке в СССР, на укрепление военно-морского флота. Будучи помощником морского министра, тем не менее лично участвовал в боевых действиях в русско-турецкую войну в 1828 году, командовал десантом, захватившим Анапу, под Варной был ранен ядром в обе ноги.
Через год стал начальником Главного морского штаба, ещё через два параллельно этим обязанностям стал финляндским генерал-губернатором, в 1833-м получил звание адмирала. Повторно отметился на дипломатическом поприще, в 1853 году побывав с миссией в Стамбуле. Правда избежать очередной войны не удалось.
В начальный период Крымской войны назначен командующим всеми войсками на полуострове. И тут удача его оставила. Считается, что сражения на Альме и Инкерманское были проиграны, хотя при той же Альме, противник, имевший двукратное превосходство в живой силе, не считая превосходства и в качестве вооружений, разгромить русские войска не сумел.
Тем не менее и русские войска под руководством светлейшего князя переломить ход войны не смогли. В 1855 году он был назначен военным губернатором Кронштадта, а после восшествия на престол Александра II окончательно отстранён от государственных дел.
Ф.В.Дубасов
Комментарии (1)