Пожалуй каждому из нас хоть раз приходилось провожать в последний путь близких. Мне, к примеру, ещё в школьные годы маму. Краем глаза видел, как взрослые ставили рядом с фотографией рюмку водки и накрывали ломтиком чёрного хлеба. Считалось, что вся эта «композиция» должна простоять 40 дней. За это время алкоголь испарялся. (Усопший пил?) А хлеб засыхал. Его, как учили старики, по-христианской тадиции следовало покрошить птицам. Позднее я узнал, что церковников этот обычай неслабо так бесит.
Наш местный отец Василий сказал мне так:
Ничего здесь общего с православием! Зачем они вообще несут на могилы яйца, водку и хлеб? Ты скажи! Разве душа сможет поесть земную пищу? Язы-че-ство! Понимаешь? Это как рыбаку в гроб удочку засунуть, или поварихе сковородку!
На самом деле церкви ещё в X веке пришлось смириться с хмельными гулянками в память об усопших. Тризны существовали на Руси с незапамятных времен. Но хлеб с рюмкой почившему не ставили. Ему полагался блин и чаша с водой. Средневековые славяне частенько подкладывали в гроб свечки, деньги и посох, снабжали умершего удобной обувью. Чтобы в пути было светлей и легче. (Н.И. Толстой «Славянские древности»).
Но вот незадача: предки, хоть и уважали уснувших вечным сном сородичей, побаивались, что они вернутся и будут пугать домашних.
Я уже рассказывал о навьях. Это вроде зомби у славян. Неупокоенными могли, например, стать пьяницы. Предки считали, что именно они вызывают засуху.
Поэтому одежду почивших иногда намеренно прибивали к доскам. Ногами вперёд выносили, чтобы волосы на затылке заметали дорожку в избу. Чтобы «по следам» обратно не вернулся. По той же причине хоронили в тёмное время суток. Зеркала закрывали, чтобы душа не попала в зеркальную ловушку и не осталась в ней навсегда. К слову, молитвы и свечи тоже были. Тут все средства хороши.
Но ещё удивительнее были игры при покойном, которые устраивали западные славяне. Проводились они в той же комнате, где находилось тело. Юноши и девушки щекотали его, тянули за ноги, трепали волосы. Это называлось «бужением». (Е. Левкиевская «Мифы русского народа»).
Также молодые сельчане устраивали игры по ролям, изображая исповедь и отпевание, наряжались в дедов и бабок, имитировали соитие.
Всё это веселье было направлено на то, чтобы вновь наполнить осиротевший дом жизнью и радостью. Справедливости ради, родственники в таких обрядах не участвовали.
Источник:
Комментарии (5)