Многие слышали про мифический тоннель с материка на Сахалин, а между тем в Красноярском крае есть малоизвестный, но вполне впечатляющий тоннель под Енисеем. Могучая река. Изредка по реке проходят катера, суда побольше. И невдомек пассажирам, что слева от них — подземный плутониевый комбинат. Леса и горы скрывают его от сторонних глаз. И не только сам комбинат невидим, но и тоннель тоже — тот, что проложен под Енисеем.
Под Красноярском есть город Железногорск, рядом с которым находится Горно-химический комбинат. Вот для этого подземного комбината и построен был тоннель, который проходит под Енисеем, крупнейшей рекой в России. Стратегическая цель тоннеля – откачка радиоактивных отходов к месту захоронения подальше от Железногорска.
Длина тоннеля составляет 2,2 тыс. м, высота – 7 м, глубина – 15 м. Двухэтажный тоннель проложен на глубине 50 м под дном реки. По ширине он рассчитан для проезда одного автомобиля, в тоннеле не разъехаться. Подобных тоннелей под крупными реками в мире нет.
Тоннель был нужен для завода РТ-2, который должен был перерабатывать топливные сборки реакторов ВВЭР-1000. Завод начал строиться в 1970-х годах. Геологи нашли неподалеку, за Енисеем, специальное геологическое образование — «линзу», которое стало бы прекрасным подземным хранилищем для слаборадиоактивных отходов. Но чтобы добраться до «линзы», нужно было перешагнуть реку — так и появился проект тоннеля. Тоннель двухъярусный: по нижнему технологическому ярусу должны были пролечь 5 магистралей из нержавеющих труб, уложенных в железобетонные лотки. Три трубы — для высокоактивных жидких РАО, две — для низкоактивных. Верхний ярус тоннеля предназначался для движения автотранспортных средств.
В общем, все складывалось хорошо: завод строился, тоннель прокладывался, подземное хранилище обустраивалось, и начали завозить в Красноярск-26 отслужившие свой срок реакторные сборки.
Проект считался более чем серьезным, сроки соблюдались. В 1985 возведение сооружения было закончено. Но перекачка радиоактивных отходов по нему никогда не осуществлялась, потому что завод на левом берегу не был построен, и, соответственно, полигона там тоже нет. Одна из причин отказа от проекта – отсутствие средств. Скорей всего, так и было, поскольку остановилось все в 90-е, как раз с началом перестройки. Осенью 1992 года поступила телеграмма о том, что строительство завода РТ-2 замораживается, а производство плутония прекращается. То, на чем держался горно-химический комбинат, рухнуло в один момент…
Положение в то время мог исправить лишь один человек — президент России Борис Ельцин. В июле 1994 года он приехал в Красноярск, на этот секретный объект.
Конечно же, гигантское подземное предприятие не могло не поразить его. Он восхищался комбинатом, говорил о его уникальности, отдавал должное его работникам. Здесь же, «на коленке», подписал указ о возобновлении строительства РТ-2. Сделал это с легким сердцем, так как ему сообщили, что швейцарцы готовы платить большие деньги за переработку их ядерного топлива.
Но указ выполнен не был. В Госдуме начались бесконечные дебаты о ядерном топливе, судьбу атомных комбинатов решали люди, не имеющие достаточной компетенции в этих вопросах. В итоге швейцарцы передали свой заказ французскому предприятию, а Б.Ельцин благополучно забыл о своем обещании и своих распоряжениях.
Кстати, во время визита Б.Ельцина в Красноярск-26 ему хотели показать тоннель — все-таки сооружение уникальнейшее, нигде больше такого не увидишь. Но Коржаков, главный телохранитель Б.Ельцина, посмотрел документы и фотографии и категорически отказался пускать президента под Енисей. Он посчитал, что это небезопасно, и, наверное, был прав. Но Коржаков не сообщил о бытовавшей здесь традиции — выпить рюмку водки под могучей рекой. Точно посередине. Там, где прошла сбойка. Бригады проходчиков шли с обоих берегов реки, встретились посередине. Расчет оказался точным, ни сантиметра в сторону. Это событие, разумеется, отметили, хотя спиртное в «зоне» было под запретом. С тех пор так и повелось: точно под серединой реки отмечать проезд на другую сторону. Или обратно…
Так, поглотив 350 млн долларов, тоннель оказался замороженным и стал самым дорогим долгостроем в мире. И, как говорится, не пропадать же добру. Теперь по нему для сокращения пути доставляют сельхозпродукцию с левого берега из Сухобузимского района – молоко и молочные продукты, овощи – по два автомобиля в сутки. Так ближе, чем делать крюк в 100 км через Красноярск.
Так что польза от тоннеля есть, но не настолько она велика, чтобы оправдать затраты на его содержание. А содержать тоннель надо. С обеих сторон стоят посты Горно-химического комбината: если в одну сторону пропустили, то с другой стороны нужно дождаться, пока проезд по тоннелю будет свободным, иначе не разъехаться. К тому же идут затраты на освещение и вентиляцию для поддержания в надлежащем состоянии, иначе сырость попросту сделает свое «мокрое» дело в этом подземелье, протянувшемся на два с лишним километра. Военным тоннель не нужен – для современной техники он маловат.
Скорее всего, история тоннеля под Енисеем закончится печально. Однажды где-нибудь появится трещина в бетоне, хлынет вода и затопит все — тоннель, штольни, помещения — все, что здесь создали люди. Многие облегченно вздохнут: мол, не нужно теперь думать о том, как использовать это уникальное сооружение. И это станет последней точкой в истории тоннеля под Енисеем.
(По материалам из открытых источников)
Комментарии (11)