Трагическая и бесславная кончина шестнадцатитысячной британской армии в период первой оккупации Афганистана в середине девятнадцатого века мало освещена историками. Что же произошло на этом небольшом отрезке горного пути? О чем так тяжело вспоминать английским историкам? Попробуем разобраться в контексте настоящей статьи.
В конце апреля 1838 года правитель Афганистана Дост Махаммад сделал весьма опрометчивый политический шаг, вызвавший негодование со стороны Великобритании. Махаммад официально принял в своей резиденции с особыми почестями представителя царской России. Такое решение афганский эмир принял в связи с отказом англичан обеспечить ему военную и финансовую поддержку. Кроме того, Махаммад давно склонялся к сотрудничеству с Николаем I, желая покончить с территориальными претензиями персов и других менее опасных, но досаждавших эмиру соседей. Новый монарх, пришедший к власти недавно в результате междоусобицы, также понимал необходимость укрепиться на престоле, помочь, в чем могла только сильная и богатая держава. Российская империя давно имела интересы в этом регионе и рассматривала Афганистан как союзника в установлении отношений с Индией.
Руководство Великобритании, обоснованно опасаясь проникновения такого сильного конкурента как Россия в Центральную Азию, уже давно вело так называемую «Большую игру» на международной политической арене. Военное вторжение в пределы Афганистана пресекало попытку России укрепить свое влияние в регионе. Николай I не решился оказывать военную поддержку недавнему союзнику и бездействовал, наблюдая за смещением монархов в стране. Прежний эмир Махаммад был свергнут, а на его место поставлен марионеточный правитель Шуджа, действовавший в интересах Англии.
Сопротивление Афганистана было подавлено, и имперские войска оккупировали столицу Кабул и областные центры. Поведение британских солдат возмущало местных жителей. Нежелание офицеров и рядовых соблюдать нравы, уважать традиции и религиозные каноны все более отталкивало честолюбивых горцев. Англичане вели себя по отношению к коренному населению как господа. Они с презрением выказывали собственное превосходство, что было бездумным поступком в условиях этой мусульманской и воинственной страны. В провинции зрело восстание. По всей стране развернулась жестокая партизанская война, поддерживаемая практически каждым жителем. Наконец, волна негодования захлестнула и Кабул. После кровопролитных стычек английская армия в сопровождении гражданских лиц, среди которых были дети, женщины, прислуга и прочие, покинула столицу и направилась в ближайший пункт дислокации войск – Джелалабад. Решение Эльфинстоуна было основано на устном обещании сына свергнутого ранее Махаммада о предоставлении возможности выхода британских солдат с их семьями из города. Опытный и доблестный командир, прошедший битву у Ватерлоо, не смог разгадать коварный план предводителя афганского восстания. Однако почему же Эльфинстоун так легко решился покинуть Кабул? Многочисленные восстания, происходившие до этого момента, успешно подавлялись, а английская армия не раз доказывала свое превосходство. Дело в том, что восстание в столице носило характер всеобщности. Под ружье встали не только профессиональные воины под предводительством нового вождя, но и рядовые афганцы. Действия Эльфинстоуна называют слабыми и нерешительными, однако ситуация в столице накалилась до такого предела, что даже шестнадцати тысячная армия не представляла надежной опоры в противостоянии. В процессе переговоров был зверски убит британский представитель Макнактен, отрезанную голову которого демонстрировали на улицах Кабула под ликующие возгласы горожан. Озлобленный народ готов был растерзать оккупантов, и Эльфинстоун прекрасно понимал безнадежность дальнейшего противостояния. Его основной задачей являлось сохранение военного и гражданского состава, поэтому он пошел на самые унизительные условия.
Короткий переход в сто сорок километров оказался трагичным для опытного командира и его подчиненных. Профессиональные британские воины, обученные тактике сражения в открытом бою, оказались совершенно беззащитными перед «горными призраками» непокорного Афганистана. Вопреки договоренности, колонну преследовали пуштуны, хорошо ориентирующиеся на местности и успешно использовавшие горные ущелья и возвышенности в качестве точек обстрела. Армия теряла одного солдата за другим и не имела возможности вести эффективную оборонительную деятельность. Горцы использовали не только огнестрельное
Несчастные не успевали даже вскрикнуть, лишь издавая во мраке страшные предсмертные хрипы. Армия была деморализована, солдаты открывали беспорядочный огонь, что не приносило никаких результатов. В результате к небольшой деревушке под названием Гандамак подошло лишь половина сотни измученных солдат. Шестнадцатитысячная армия погибла от рук афганских партизан, безжалостно расправившихся с «красными мундирами» и их спутниками.
Небольшой отряд путников был уничтожен превосходящими по численности пуштунами в этом небольшом селении, ныне носящем название Нангархар.
Англичане проявили отчаянную смелость и вступили в бой, имея всего лишь двадцать винтовок и около сорока патронов к ним. Вероятнее всего, такая смелость была выказана от безысходности. Обезумевшие солдаты просто отказывались сдаваться, зная, какая участь их ожидает. Жестокие горцы крайне редко брали пленных, а их обещаниям нельзя было верить. Увы, военные законы Азии оказались малознакомы британским королевским силам. В этих суровых условиях считалось вполне достойным нарушить соглашение и истребить противника, воспользовавшись его доверием. Само желание британцев вести переговоры воспринималось как слабость достойная презрения. Сдаваться на милость пуштунов и примкнувшим к ним племен не имело смысла, так как плен чаще всего был страшнее смерти. Кроме того, психологическое состояние несчастных, потерявших всех своих близких, знакомых и друзей, было вполне понятным и объяснимым.
Великобритания позиционирует солдат сорок четвертого полка как героев, яростно отражавших натиск врага. Единственного уцелевшего в этой кровопролитной стычке солдата Томаса Сутера сделали национальным героем, и его имя до сих пор носит военная база на территории Афганистана. Однако не стоит забывать, что англичане воспринимались местным населением как захватчики, вели они себя весьма вызывающе и не считались с обычаями и традициями афганцев и отдельных племен. Бой у Гандамака для историков Великобритании является событием трагическим, подчеркивающим самоотверженность и храбрость воинов. Этому историческому факту посвящены картины У.Б. Уоллена и известной леди Батлер. Вероломные действия повстанцев осуждаются, а их жестокость приравнивается к варварству и полному отсутствию чести. Однако у каждой стороны этих кровавых событий имеется собственный взгляд на произошедшее и его оценка.
В Афганистане сражение у Гандамака считается символом освобождения от иностранного ига. Даже сегодня свободолюбивый и непокорный народ гордится поступками своих недалеких предков уничтоживших практически всех англичан, осмелившихся претендовать на гегемонию на их территории. Безжалостное истребление огромного количества людей на коротком ста сорока километровом отрезке горной дороги, утонувшей в крови оккупантов, рассматривается как справедливое возмездие за попытку угнетения суверенного государства.
Отроги горной гряды и сегодня еще усыпаны не погребенными костьми британских солдат и невинных гражданских жертв. Они являются страшным предупреждением для любого, кто осмелится вторгнуться в пределы свободной страны.
События страшного января 1842 года не стали уроком для правительства Великобритании, посылавшего впоследствии своих солдат умирать в Афганистан вновь и вновь. Борьба велась с переменным успехом, гибло огромное количество людей, однако ни та ни другая сторона прекращать столь ужасный спор не намеревалась. Убитые англичане прославлялись как герои, а на их место поступали молодые и неопытные бойцы, ожесточенно сражавшиеся с горцами.
Бессмысленная война, унесшая сотни тысяч жизней с обеих сторон, велась ради корыстных интересов олигархической верхушки могущественной империи. К сожалению, такие военные конфликты ведутся и до сих пор в различных регионах этой гордой страны. Нередко истинные мотивы руководителей воюющих держав скрываются за громкими и высокоморальными заявлениями об освобождении каких-либо племен или обеспечении безопасности мирового сообщества, что не меняет сути происходящего. Автор:
Комментарии (0)