Кто из нас не смотрел культовые фильмы 50-х годов "Солдат Иван Бровкин" и "Иван Бровкин на целине". Популярность этих картин с Леонидом Харитоновым в главной роли была просто космической по советским масштабам. Все актёры, кто хоть краем коснулся этих фильмов, кто сыграл в них даже маленькие роли, были узнаваемы и почитаемы.
Ну а уж актёры и актрисы - исполнители главных ролей в этих двух кинохитах - сразу стали настоящими народными любимцами. Актриса Дая Смирнова, сыгравшая в этих картинах роль Любаши, невесты Бровкина, во второй половине 50-х годов была популярнейшей актрисой, настоящей звездой. Она была просто нарасхват. Судите сами, с 1955 по 1958 она снялась в восьми картинах. Помимо двух главных ролей в "Иване Бровкине", она снялась в фильмах "Девушка с гитарой", "Катя-Катюша", "Если любишь". Ярко отметилась ролями на Украине. Сыграла Ксану в "Киевлянке", Одарку в "Черноморочке", Лесю в "Годы молодые".
"Черноморочка". Одарка. 1959 г
Актриса была родом из Киева и всегда с радостью ехала сниматься к себе на родину. Дая Евгеньевна Смирнова была из пролетарской семьи. Её родители были рабочими на заводе: отец работал механиком и наладчиком оборудования, а мама - штамповщицей. Откуда появилось такое необычное имя - Дая, так и осталось загадкой. Один раз актриса сказала, что это были первые звуки которые она произнесла: "Да-а-я", и родители, которые никак не могли дать ей имя, так и назвали её Даей.
"Годы молодые". Леся. 1958 г.
Когда Дае исполнилось 18 лет, она поехала в Москву и сразу поступила на актёрский факультет ВГИКа. И не к кому-нибудь, а к самому Сергею Аполлинарьевичу Герасимову. Училась прилежно, но звёзд с неба не хватала, находясь в тени более известных однокурсников.
Приглашение на роль Любаши произошло совершенно случайно. Дая с подругой пробрались на закрытый показ спектакля старшекурсников-вгиковцев, и поскольку не было мест, они пристроились буквально под стульями. Потом они стали оттуда вылезать, и устроили какой-то шурум-бурум с разговорами и тычками, из-за чего даже приостановился ход спектакля. Тут-то их и заметила миловидная дама, ассистент фильма про Ивана Бровкина, которая как раз пришла посмотреть молодых артистов для картины.
Дая очень ей понравилась, и она пригласила её на пробы. Придя на пробы Дая оттарабанила свою мизансцену, что называется, лишь бы отвязались. Веры в то, что её утвердят на роль, у неё не было никакой. и побежала с подружками на торжественное открытие ВДНХ, который долгое время не работал, а теперь возобновлял свою работу. А вечером того же дня села в поезд и уехала в родной Киев на каникулы. А через две недели пришла телеграмма: "Приезжайте студия Горького утверждены роль Любаши".
Вот так судьба вытащила её из под стульев и сделала звездой советского экрана. Пусть на 5-10 лет. Но этот факт уже никак не вычеркнуть из истории нашего кино.
Почему у Даи Евгеньевны не было особой веры в себя? Она была реалистом и видела что далеко не красавица. А в её представлении главные героини все должны быть сплошь красавицы. Она готовила себя к ролям второго и третьего плана. И, кстати, во время учёбы она стала потихоньку разочаровываться в выбранной актёрской профессии.
"Иван Бровкин на целине". 1958 г. Любаша
Вскоре, разочарование в актёрстве в 1957 году привело её к тому, что она ушла от С. Герасимова и переведясь на сценарный факультет ВГИКа к Евгению Габриловичу. Интеллектуальная база у Даи Евгеньевны была на высоте, и она легко написала сценарную работу для факультета и убедила педагогов курса в том, что она достойна учиться на сценариста. Но интересно, что когда она уже училась на сценарном факультете, её продолжали по инерции много снимать в кино.
Дая Смирнова не любила свою Любашу. Один раз в интервью она жёстко вспоминала то время: "С самого начала я считала, что это кино - антиинтеллектуальное, неумное барахло. "Иван Бровкин" в какой-то степени биографию мне и подпортил. Я видела себя на экране этакой ироничной горожанкой, но никак не деревенской девахой. Хотя характер вздорной председательской дочки был угадан... У меня, к сожалению, не было в характере желания нравиться, подавать себя. Может, зрители увидели и в этом обаяние. А играла я никак".
***
Вот тут то и случилась история, которая сильно сказалась на её дальнейшей карьере. Она произошла в декабре 1958 года и сильно всколыхнула общественность ВГИКа и еще долго напоминала о себе. Молодая компания студентов-четверокурсников сценарного факультета ВГИКА собралась дома у одной из студенток, Натальи Вайсфельд, по одной из версий, чтобы отметить день рожденья курса, по другой версии - просто так, в самом рассаднике инакомыслия, в писательских домах у метро Аэропорт (автор статьи сам много лет тут живёт), с целью буржуазно-нэпмански провести время за выпивкой и неформальными танцами.
Когда молодые люди выпили должное количество коньяка (ясное дело, что не портвейн "три семерки" они пили) и уже хотели приступить к капиталистическим танцам, один из участников закричал: "Минуточку, сейчас мы хотим продемонстрировать всем капустник". Оказывается, четверо участников вечеринки заранее сочинили и записали на магнитофон (тоже атрибут мажорного быта того времени) крамольные тексты, порочащие советскую власть. Это была пародия на революционную пьесу, где фигурировали Сталин, Ленин, Крупская и другие известные персонажи того времени. Четверо студентов мимически показывали и обыгрывали то, что воспроизводилось с магнитной ленты.
Четверка паяцев была следующей: Владимир Валуцкий, Дая Смирнова, Дмитрий Иванов, Владимир Трифонов, который к тому же имел отчество Ильич. Еще двое их однокурсников, Валерий Шорохов и Наталья Вайсфельд, участие в пантомиме не принимали, но тоже являлись косвенными участниками действа. В комнате помимо них было еще восемь студентов ВГИКа, среди которых был Борис Андроникашвили, тогдашний муж Л. Гурченко. Имена остальных участников посиделок не упоминались.
Хотя узнать, кто ещё находился в той злополучной комнате было бы интересно. Потому что кто-то очень оперативно настучал обо всём в деканат ВГИКа и в правоохранительные органы.
Когда капустник закончился, то раздался чей-то робкий голос: "Ребята, это перебор, всё надо срочно стереть". Опомнившиеся студенты сразу эту запись стёрли. И слава Богу, ибо последствия могли быть намного хуже.
Сразу была написана статья в "Комсомолке", в духе того времени: "На пороге большого экрана", где авторы Ганюшкин и Шатуновский разносили студентов в пух и прах: "Ни у одного из четырнадцати молодых людей не проснулась их комсомольская совесть, не нашлось более резких и точных слов для определения того, что здесь произошло. Никого не возмутило, что четверо их однокурсников, гнусно кривляясь, оплевали все те высокие идеи, в которых клялись публично на комсомольских, студенческих собраниях. Запись стёрли и перешли к рок-н-роллу".
В статье авторы едко высмеивали студенческий сценарий Даи Смирновой "Зелёные леопарды" (они и правда глубоко ознакомились с творчеством вгиковских "хулиганов"), называя его аморальным и антисоветским.
"Киевлянка". Ксана. 1958 г.
События декабря 1958 года перекочевали в 1959 год. Было несколько комсомольских собраний, и в итоге в феврале было постановлено исключить всех из комсомола. Но исключили только Даю Смирнову и Валерия Шорохова, остальных взяли на поруки. Потом поступило предложение отчислить их обоих из ВГИКа. И их тут же отчислили. Дая Смирнова вела себя агрессивно и в конце концов встала и сказала: "Делайте, что хотите! Я уезжаю на съёмки", и, показав билет в Киев, убежала с собрания.
Но потом пошла новая волна процесса, и другие четверо студентов были отчислены из института. Публичная порка удалась на славу. В духе того времени, когда молодёжь, глотнувшую фестивального воздуха свободы и совсем потерявшую берега, надо было поставить на место. Процессы над Э. Стрельцовым, Л. Гурченко того же года были из этой же оперы.
***
Только по прошествии 4-6 лет четверо фигурантов сего дела смогли опять вернуться к кинодеятельности. В. Валуцкий, Д. Смирнова, Д. Иванов, В. Трифонов усилиями Алексея Каплера были восстановлены во ВГИКе. Шорохов и Вайсфельд ушли в другую жизнь.
Тяжелые три года прожила тогда Дая Евгеньевна. На её звёздной карьере был поставлен жирный крест. Но в 1962 году она всё же смогла вернуться в кино, пусть и на небольшие роли, снявшись сразу в трёх картинах: "Цветок на камне", "Мы вас любим" и в очень смешной роли попадьи-стиляги в фильме Бориса Бунеева "Конец света". В этом антирелигиозном фильме священник и его жена танцуют рок-н-ролл и вообще показаны в комичном свете. В конце концов они бегут из села под натиском сначала комсомольцев, а потом и разбушевавшихся сектантов, которые ждут конца света.
Матушка Клавдия. "Конец света". 1962 г.
Дая Евгеньевна играла маленькие роли в кино до 1976 года. В детской комедии Э. Климова "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён" она сыграла медсестру. Это она говорит, наблюдая мальчика-симулянта в палате: "Родичей зовёт! Не иначе помирает". Сыграла смешную роль в "Зареченских женихах" и фильме "Огоньки". Но большей частью Дая Евгеньевна в период с 1964 по 1978 занималась литературным трудом. Работала по договорам, писала сценарии и статьи в журнал "Советский экран".
"Добро пожаловать". Медсестра. 1964 г.
"Зареченские женихи". 1967 г.
А потом был крутой поворот её биографии: она ушла из кино. В 1978 - 1989 годах работала дежурной и бригадиром сторожевой бригады Отдела вневедомственной охраны при УВД Киевского райисполкома.
Только в 1989 году Дая Евгеньевна вернулась в киножурналистику. Работала на телевидении, сотрудничала с журналами "Искусство кино", "Экран и сцена", "Культура".
Весьма насыщенным на события получился финал жизни Даи Евгеньевны Смирновой. После тридцатидвухлетнего перерыва с 2008 по 2012 год она снялась в 12 фильмах и сериалах. Роли были небольшие, всё больше бабушки-старушки. Она оставила нам на память свои работы в фильмах "Интерны", "След", "Тариф на спасение", "Адвокатессы", "МУР. Третий фронт", "Топтуны", "Паутина", "Принцесса цирка", "Похождения нотариуса Неглинцева" и покинула этот мир в 2012 году.
"Паутина". 2009 г.
"МУР. Третий фронт". 2011 г.
Дая Евгеньевна прожила долгую и интересную жизнь. Может внешне многим и покажется, что канва её биографии несколько рваная. Но она всегда делала то, что считала нужным. Когда надо было - играла, а когда надо было - писала. Если уставала от кино, то уходила в другую жизнь. Родила и вырастила сына. Была независимым и сильным человеком. И действительно, её характер сильно контрастирует с простоватой и наивной Любашей. Но зрители в основном такой её и запомнили.
Комментарии (0)