Замки Святого Грааля
Первым своим читателям о Граале поведал Кретьен де Труа – в незаконченном романе «Персеваль или повесть о Граале». В прологе этот автор сообщает, что рассказ о Граале он нашел в книге, которую дал ему на время граф Фландрский Филипп. И говорит, что попытался пересказать в стихах
«лучшее из сказаний, рассказанных при королевском дворе».
В «Персевале» де Труа замок «короля-рыбака» не имеет названия, а Вольфрам фон Эшенбах в «Парцифале» назвал его Мунсальвеш («Мое спасение»). Вагнер в одноименной опере изменил название замка на Монсальват («Гора Спасения») и поместил его в Пиренеях. Возможно, кто-то из вас помнит строки М. Волошина:
«Бродит осень парками Версаля,
Вся закатным заревом объята...
Мне же снятся рыцари Грааля
На скалах суровых Монсальвата».
А в «Вульгате» (анонимный цикл из 5 рыцарских романов) местом хранения Грааля назван замок Корбеник или Корбин – от валлийского Caerbannog («Горная крепость»).
«Дева с Граалем в замке Корбин». Иллюстрация Артура Рэкема
В рыцарских романах крепость Грааля мало похожа на средневековые замки Европы. По мнению многих исследователей, описание ее внутреннего убранства гораздо больше походит на пиршественную залу ирландских королей либо даже на подземные жилища сидов, описанные в «Путешествии Кормака», «Пире Брикрена», легенде о посещении святым Колленом замка Гвина, сына Нудда.
Кое-кто в нацистской Германии, похоже, отождествлял Монсальват с одним из каталонских горных монастырей.
23 октября 1940 года в южном французском городе Андае, расположенном у границы с Испанией, состоялась встреча Адольфа Гитлера и Франсиско Франко. А сопровождавший Гитлера Генрих Гиммлер в этот день оказался вдруг в бенедиктинском монастыре Санта-Мария де Монтсеррат, который находится в горах примерно в 50 км от Барселоны (здесь хранится знаменитая скульптура «Черной Мадонны»).
Гиммлер в Монтсеррат
Монаху Андреу Риполю, который из-за того, что знал немецкий язык, стал его «экскурсоводом», Гиммлер сказал:
«Всем нам известно, что Святой Грааль находится здесь».
Современный Монтсеррат, фото автора
В некоторых источниках сообщается, что замок Мунсальвеш принадлежит катарам. На этом основании немецкий археолог Отто Ран отождествил его с альбигойским замком Монсегюр, захваченным и разрушенным крестоносцами 16 марта 1244 года. Существует легенда, что незадолго до падения этого замка четверо совершенных катаров сумели покинуть Монсегюр через потайной ход, унеся с собой главные реликвии, среди которых мог быть и Грааль. Данную гипотезу Ран изложил в книге «Крестовый поход против Грааля».
Этот труд заинтересовал самого Генриха Гиммлера, который предложил Рану вступить в СС и распорядился о финансировании его поисков Грааля в окрестностях Монсегюра. Ничего похожего на Грааль Рану найти не удалось. Да и вряд ли он мог найти Грааль. Дело в том, что именно эта реликвия для катаров особой ценности не представляла. Альбигойцы считали Христа ангелом, принявшим облик человека. И потому они не верили ни в смерть Иисуса на кресте, ни в последовавшее затем воскресение. И, соотвественно, не верили, что его кровь могла быть собрана в какую-то чашу.
Вольфрам фон Эшенбах в романе «Парцифаль» называет хранителями Грааля тамплиеров. Некоторые считают, что последний великий магистр этого ордена, Жак де Моле, так и не выдал местонахождение Грааля палачам французского короля Филиппа IV.
Тайна Грааля
Слово graal (вариант – greal) в переводе со старофранцузского означает кубок либо чашу. Многие считают, что происходит оно от латинского gradalis, в свою очередь образовавшегося когда-то от греческого слова krater, которым называли сосуд с широким горлом, предназначенный для смешивания вина с водой. Некоторые полагают, что услышавшие о чаше Грааля кельты могли отождествить ее с волшебным котлом народа детей богини Дану, либо с блюдом легендарного короля Риддерха, от которых никто не уходил голодным.
Кстати, другими сокровищами народа Дану были копье, которое позже отождествили с копьем Лонгина, и меч, который считают прообразом Экскалибура.
В романе Кретьена де Труа слово «грааль» (graal) еще пишется с маленькой буквы, в те времена оно могло означать плоскую тарелку, на которой обычно подавалась рыба (напомним, что Персеваль увидел реликвию в замке «короля-рыбака»). Дева несла его двумя руками и вместо рыбы на блюде лежали облатки для причастия. При этом graal:
«Из чистого был сделан злата,
К тому же щедро и богато
Усыпан россыпью камней».
Согласитесь, трудно представить столь дорогую чашу на столе у полунищих апостолов. Впрочем, де Труа этого и не предполагал, чашей Евхаристии Христа и апостолов Грааль был назван позже. Главное внимание Персеваля, героя романа де Труа, привлекает пока ещё не Грааль, а кровоточащее копьё, которое позже стало ассоциироваться с копьём сотника Лонгина. Однако читателей этого романа взволновал именно Грааль. И это было началом формирования одной из величайших легенд в истории человечества. Продолжение романа де Труа пытались писать Вошье де Денен, Псевдо-Вошье (Псевдо-Готье), Жерберт и Манессье.
С чашей Тайной вечери, в которую потом собрал кровь Христа Иосиф Аримафейский, Грааль отождествил Робер де Борон (в «Романе об истории Грааля»). Грааль символизировал высшее нравственное совершенство, но приносил весьма осязаемые блага. Он исцелял больных и продлял жизнь. Эшенбах пишет:
«Нет такого больного, который перед этим камнем не получил бы гарантию избежать смерти в течение всей недели после того дня, когда он его увидел. Кто видит его, тот перестает стареть... Этот камень дает человеку такую мощь, что его кости и плоть тут же находят вновь свою молодость. Он называется Граалем».
Также Грааль давал любую пищу:
«Самые лучшие напитки и яства, аромат которых когда-либо распространялся в этом мире. Кроме того, камень достаёт для его хранителей различную дичь»
(Эшенбах).
В другом месте:
«Сто пажей получили приказ явиться с почтением к Граалю и собирать хлеб, который они затем уносили, завернув в белые салфетки. Мне рассказали, и я повторяю вам, что у Грааля сотрапезники находили все кушанья, какие они могли только пожелать, готовые совершенно к употреблению».
Грааль Эшенбаха, названный им «камнем, упавшим с небес» и «вожделеннейшим камнем», очень похож на философский камень. Этот автор говорит о нем:
«Светлейших радостей исток,
Он же и корень, он и росток,
Райский дар, преизбыток земного блаженства,
Воплощенье совершенства».
Кроме того, Эшенбах утверждает:
«Грааль до того тяжеловесен,
Что никому из грешных человек
Не поднять его вовек».
Но во всех других источниках Грааль – это чаша или кубок. Даже Р. Вагнер, написавший оперу по мотивам романа Эшенбаха, «исправил ошибку», сделав Грааль чашей.
«Парцифаль» на сцене Gran Teatre del Liceu, Барселона
Но существует версия, согласно которой слово «Грааль» происходит от латинского gradual, означавшего всего-навсего сборник богослужебных текстов.
Майкл Бейджент, Ричард Ли и Генри Линкольн в книге «Святая кровь и Священный Грааль» выдвинули предположение, что San Graal («Святой Грааль») следует читать, как sang real – «королевская кровь» потомков Иисуса Христа и Марии Магдалины (которыми якобы являлись «ленивые короли» Мервинги). Эта достаточно бредовая и, безусловно, оскорбительная для христиан версия получила широкую известность благодаря книге Брауна «Код да Винчи» и одноименному фильму.
Поиски Грааля
Рыцари, которые решались искать Грааль, отправлялись буквально «туда, не знаю куда»: мало того, что никто не мог сказать, где именно следует искать тот же Мунсальвеш (Монсальват), так этот замок был ещё и невидимым. Эшенбах пишет:
«Чтоб в замок этот попасть,
Не нужны ни усердье, ни власть,
Ни удача, ни разум могучий, –
Лишь судьбой уготованный случай».
Эшенбах утверждал также, что Мунсальвеш охранялся тамплиерами (напомним, что этот орден был основан в 1119 году):
«Доблестные рыцари живут в замке Мунсальвеш, где охраняют Грааль. Это тамплиеры, которые часто уезжают в далёкие края на поиски приключений... Все, чем они кормятся, приходит к ним от драгоценного камня (Грааля)».
А поскольку никто точно не знал, как именно Грааль выглядит, можно добавить, что собирались они найти «то, не знаю что». Предполагалось, что Грааль сам должен явиться достойному.
Эврар д’Эспенк. «Рыцари Круглого стола и видение Святого Грааля» 1475 г. Это событие произошло в день явления ко двору Артура юного Галахада (сын Ланселота), которому было суждено обрести Грааль.
Кроме того, в пути рыцари, «жившие праведной жизнью и обладавшие великой доблестью», находили «ветви священной травы, которая была знак Святого Грааля».
В общем:
«Только чистым даны созерцанья
Вечно радостной чаши Грааль».
(Н. Гумилев).
Сэр Ланселот Озерный, величайший из рыцарей, увидел Грааль целых два раза, но оказался его недостоин, так как подвиги совершал не для прославления Господа, а во имя своей Прекрасной дамы – королевы Гвиневры.
Aubrey Beardsley. Королева Гвиневера
Эдвард Коли Бёрн-Джонс «Ланселот у часовни святого Грааля», 1870 г.
А закончилась история Ланселота совсем уж печально: после гибели Артура он сошел с ума, а его возлюбленная Гвиневра ушла в монастырь.
Достойными увидеть Грааль оказались сын Ланселота Галахад, его племянник сэр Борс и Персиваль (в немецких романах – Парцифаль).
Достижение Грааля сэром Галахадом, сопровождаемое сэром Борсом и сэром Персевалем, гобелен XIX века
Sir Galahad and Holy Grail
И лишь в малоизвестном немецком романе «Корона» утверждается, что увидеть Грааль смог сэр Гавейн.
Хранителем реликвии стал Галахад. После его смерти Грааль был унесен на небо ангелами. По другой версии, Галахад был взят ангелами на небо живым – вместе с Граалем.
А в германском романе Вольфрама фон Эшенбаха хранителем Грааля был Парцифаль (Персиваль), которого автор объявил также и главой ордена тамплиеров.
Некоторые исследователи считают, что прототипом Персиваля был кельтский герой Перидор аб Эфрав, который, согласно преданию, освободил землю от множества чудовищ. Полагают также, что одним из источников повести о Персивале могла стать легенда о другом ирландском герое – Финне Мак-Кумхайле.
Согласно британским преданиям, Грааль все же не был взят на небо, а захоронен в аббатстве Гластонбери. Иосиф Аримафейский якобы закопал его на одном из холмов, где из посоха, который он воткнул в землю, вырос терновник. Растение, которое считалось терновником Иосифа, действительно имело ближневосточное происхождение. Видимо, его саженец был привезен из Палестины кем-то из крестоносцев или паломников.
Гластонберийский терновник
В XVII веке это дерево было срублено солдатами Кромвеля, но дало новые побеги. Однако в декабре 2010 года его снова срубили какие-то вандалы. Некоторые священники прокомментировали это известие в том духе, что люди вообще и британцы в частности уже недостойны столь ценной реликвии, и потому ее забрали у них.
В Гластонберийском аббатстве есть также источник Chalice Well («Колодец Чаши»), вода которого окрашена в красный цвет из-за большого содержания железа. По тому же преданию, он берет начало от места захоронения Грааля.
«Колодец Чаши»
В 1906 году близ этого источника Уэлсли Тюдор Поул нашел стеклянную чашу, которую чуть было не объявили Граалем. Однако выяснилось, что много лет назад некий Джон Гудчайлд привез этот сосуд из Италии и оставил его здесь в качестве дара местной кельтской богине.
«Чаши Грааля»
А вы хотите увидеть Грааль? Ну, или хотя бы артефакт, который католической церковью осторожно признается «наиболее вероятным Граалем». В 2015 году я обнаружил его в кафедральном соборе Валенсии. Строительство собора началось в 1262 году на месте разрушенной мечети, которая, в свою очередь, была возведена на фундаменте римского храма Дианы. Этот собор построен в разных архитектурных стилях: со стороны Железных ворот – итальянское барокко, там, где Апостольские врата – готика, а фасад Дворцовых ворот – это романский стиль.
Кафедральный собор Святой Марии, Валенсия, Апостольские врата
Грааль хранится в часовне Santo Caliz, в которую можно пройти через Железные (главные) ворота – со стороны площади Королевы.
Кафедральный собор Святой Марии, Валенсия, Железные ворота
Войдя в собор, нужно повернуть направо.
Грааль в кафедральном соборе Валенсии:
Обратите внимание: Граалем считается только чаша из восточного сердолика диаметром 9,5 см, глубиной 5,5 см и высотой 7 см. На средневековую подставку (с арабской надписью) не обращайте внимания.
Профессор университета Сарагосы Антонио Бельтран Мартинес датировал чашу 100–50 гг. до н. э. Даже если он прав, это, разумеется, не означает, что именно эта чаша и находилась когда-то во время Тайной вечери на столе Христа и апостолов. Но в 1959 году папа Иоанн XXIII пообещал индульгенцию каждому, кто совершит паломничество в Валенсию и помолится около этой реликвии, названной им «Святой Чашей».
Богослужение с ней совершили два римских папы, посетившие Валенсию. Иоанн Павел II при совершении мессы 8 ноября 1982 года так и не решился назвать эту чашу Граалем. Папа Бенедикт XVI 8 июля 2006 года оказался более смелым и слово «Грааль» всё-таки произнес.
Бенедикт XVI в Валенсии
Предание утверждает, что в Испанию эта чаша попала в III веке при папе Сиксте II с монахом, который теперь известен, как святой Лореско (Лаврентий), и до 711 года хранилась в соборе города Уэска. Затем она укрывалась от мавров в одной из пиренейских пещер. В Уэску чаша вернулась в конце XI столетия и находилась уже в монастыре Сан Хуан де да Пенья.
Теперь от преданий переходим к истории и видим первое сообщение об этом артефакте в абсолютно достоверном источнике: в 1399 году монахи монастыря Сан Хуан де ла Пенья заключили сделку с королем Мартином Арагонским, передав ему реликвию в обмен на золотую чашу. Предполагаемый Грааль хранился в королевском дворце в Сарагосе, потом его перевезли в Барселону, а в 1437 году король Альфонсо Арагонский в счёт оплаты своих долгов передал его в кафедральный собор Валенсии. В это время чаша уже всеми почиталась в качестве Грааля. В описи собора она была обозначена, как
«потир, в котором Господь Иисус освятил вино в кровь на Вечере в великий четверг».
Доказательством почитания этой реликвии является фреска Хуана де Хуанеса «Тайная вечеря» (Музей Прадо), написанная в 1562 году: «валенсийский Грааль» на ней стоит на столе перед Христом.
Хуан де Хуанес. Тайная вечеря, фрагмент
Признавать валенсийскую чашу Граалем или нет, каждый решает сам – это вопрос веры.
Некоторые другие города также претендуют на обладание Граалем. В Нью-Йорке, например, можно увидеть так называемый «Антиохийский потир», найденный на территории Османской империи (в Сирии) в 1908 году.
Антиохийский потир
Это серебряная чаша, заключенная в золоченую оболочку. Исследования показали, что внутренняя чаша создана в первой половине VI века и является византийской масляной лампой, использовавшейся на богослужениях. С 1950 года она находится в музее Клойстерс (филиал нью-йоркского музея «Метрополитен»).
Генуэзская чаша, которая хранится в Музее церковных ценностей при Кафедральном соборе Сан Лоренцо, была привезена в этот город после Первого крестового похода неким Гульельмом Эмбриако – в 1101 году.
Генуэзская чаша
Изготовлена она из зеленого стекла, изделие древнее (изготовлено в Месопотамии в доисламской период), но ему все же меньше 2000 лет. Повреждение эта чаша получила, когда стала трофеем Наполеона Бонапарта – при транспортировке в Париж и обратно.
Кубок доньи Урраки (дочь короля Леона Фернандо I) собран из двух агатовых чаш во II-III вв. н. э. С XI века он хранится в базилике Сан-Исидоро в Леоне.
Чаша Доньи Урраки
По легенде, в 1054 году этот кубок был подарен королю Фернандо эмиром Дении (исламское государство на территории нынешней провинции Валенсия), а в Дению он попал из Египта.
Еще один претендент на звание Грааля – кубок Ликурга: стеклянный сосуд 165 мм в высоту и 132 мм в диаметре, изготовленный, предположительно в IV веке в Александрии. На его стенках изображена гибель фракийского царя Ликурга, который был задушен виноградными лозами за оскорбление Диониса. Увидеть кубок можно в Британском музее. Граалем он, видимо, был сочтен потому, что, в зависимости от освещения, меняет цвет от зеленого (в тени) до красного.
Кубок Ликурга при разном освещении
На этой фотографии вы видите Агатовую чашу из императорской сокровищницы дворца Хоффбург (Вена).
Агатовая чаша дворца Хоффбург
Это блюдо из цельного камня, созданное в IV веке в Византии. При определенном освещении на ней видны узоры, напоминающие слово «Христос», написанное латинскими и греческими буквами.
А это чаша Нантеос (Nanteos), хранящяяся в Национальной библиотеке Уэльса.
Кубок Nanteos
Ей приписываются целительные свойства. На чашу Христа и апостолов, она, пожалуй, похожа больше всех прочих. Это обломок деревянной чаши, изготовленной из вяза в XIV веке. Раньше считалось, что сделана она из креста, на котором был распят Христос. Слухи о том, что это и есть Грааль, появились после 1879 года.
Заканчивая этот цикл статей, следует сказать, что рыцарские романы, написанные под влиянием кельтских легенд, подарили рыцарям средневековой Европы пусть недостижимый, но идеал, к которому следовало стремиться. Разумеется, настоящие, не книжные феодалы всегда были очень далеки от героев прочитанных ими книг. Но так же трудно было назвать настоящими коммунистами многих членов КПСС. И так же далеки от истинных христиан большинство из тех людей, что носят на груди крест и периодически заходят в церковь, чтобы поставить там свечку. Не говоря уже о тех, кто жертвует на строительство или ремонт храма часть украденных ими денег, надеясь за позолотой церковных куполов и окладов икон скрыть от Бога изъяны и пятна своей души.
Жизнь рыцарей, которые некритично относились к сюжетам прочитанных ими романов и слишком полагались на свои представления о чести, обычно была очень короткой. Ярким примером может служить судьба виконта Раймунда Роже Транкавеля (Raimond Roger Trencavel). Этот молодой человек был одним из самых знатных, богатых и могущественных сеньоров Европы, но при этом – идеалистом. В июле 1209 года, потрясенный зверствами, которые учинили крестоносцы в альбигойском городе Безье, он приказал оповестить своих подданных:
«Предлагаю город, крышу, хлеб и мой меч всем, кто преследуем, кто остался без города, крыши или без хлеба».
Множество несчастных пришло тогда в Каркассон, а 1 августа явились и крестоносцы. После 12 дней осады наивный 24-летний виконт попытался вступить в переговоры со своими братьями-рыцарями, был вероломно схвачен и через три месяца умер от голода и болезней в подземелье еще недавно принадлежавшего ему замка Комталь.
Raimond Roger Trencavel, виконт Безьерский и Каркассонский. Памятник в городе Бурлац (департамент Тарн), Франция
Однако, как мы уже говорили, романы Бретонского цикла всё-таки сформировали устойчивые представления о рыцарских идеалах и потому хоть немного, но смягчили нравы. Автор:
Комментарии (0)