До сих пор многие люди, принимавшие участие в военных действиях, числятся без вести пропавшими. Этим уже никого не удивить. А вот исчезновение двух членов экипажа дирижабля в 1942 году на глазах у сотен очевидцев по сей день не имеет никаких объяснений. Есть предположение, что лейтенанта Эрнеста Коди и мичмана Чарлза Адамса захватили японцы. Но существует слишком много фактов, опровергающих эту версию.
Дирижабли против японцев
Летом 1942 года США выиграли битву с Японией за атолл Мидуэй, закончившуюся полным поражением японского флота. Но в памяти американских военных все еще были свежи воспоминания об атаке японцев на авиабазу Перл-Харбор. Поэтому они не теряли бдительности. С целью своевременного обнаружения угроз со стороны японских подводных лодок американские вооруженные силы использовали дирижабли. Этот выбор был обусловлен способностью дирижаблей продолжительное время зависать над нужным местом, не требуя дозаправки, и вести длительное наблюдение. Вначале подводную деятельность врага контролировал дирижабль Ranger, который позже был заменен на новую модель L-8. Базировались эти аппараты в заливе Сан-Франциско на острове Трежер-Айленд. Отсюда они и отправлялись на поиск японских подводных лодок.
С целью своевременного обнаружения угроз со стороны японских подводных лодок американские вооруженные силы использовали дирижабли.
Августовское утро 1942 года было довольно прохладным для этого времени года. Влажный туман осел на мягком покрытии дирижабля и значительно утяжелил аппарат. Кроме того, L-8 имел в своем арсенале пулемет и две глубинные бомбы, по 160 килограммов каждая.
Влажный туман осел на мягком покрытии дирижабля и значительно утяжелил аппарат. Кроме того, L-8 имел в своем арсенале пулемет и две глубинные бомбы, по 160 килограммов каждая. В связи с такой перегрузкой численность экипажа была сокращена до двух человек.
В связи с такой перегрузкой численность экипажа была сокращена до двух человек. Дирижабль отправился на задание без бортмеханика.
Профессионалы
Первым пилотом дирижабля был Эрнест Коди, выпускник BMA США, откомандированный на базу за несколько месяцев до загадочных событий. На своем счету Коди имел несколько успешно завершенных военных операций. Так, в апреле 1942 года ему было поручено доставить 300 фунтов запасных частей для бомбардировщиков, находящихся на борту авианосца.
Лейтенант Эрнест Коди и мичман Чарльз Адамс.
Встреча дирижабля и корабля состоялась у побережья Калифорнии. От пилота требовались предельная точность и осторожность, поскольку почти вся летная палуба авианосца была занята 16 бомбардировщиками. Коди блестяще справился с нелегкой задачей. Дирижабль, который он пилотировал в апреле, был точной копией L-8. Поэтому сомневаться в его профессионализме не приходилось.
Вторым человеком в экипаже был 38-летний мичман Чарлз Адамс.
Задание, которое получили пилоты 16 августа 1942 года, не отличалось большой сложностью. Их дирижабль должен был совершить рейд по побережью Калифорнии и вернуться на базу. Полет начался, как обычно, в 6 утра. А около 8 часов на базу поступила радиограмма от Коди, в которой он сообщал о каком- то подозрительном пятне на воде в районе острова Фарралон. По мнению первого пилота, это было похоже на нефть. Затем он сообщил, что экипаж продолжает рейд и остается на связи. Это было последним сообщением с L-8.
Исчезновение
Молчание в эфире обеспокоило диспетчеров базы. Поступил приказ всем пилотируемым аппаратам и кораблям, находившимся в этом районе, в случае обнаружения дирижабля немедленно доложить об этом.
Как оказалось, его видели многие. Команда рыболовецкого судна сообщила, что дирижабль то поднимался вверх, то опускался, почти касаясь воды. Похоже, пилоты старались что-то рассмотреть, иначе зачем бы они бросали осветительные бомбы. По свидетельству тех же моряков, примерно в 10 утра дирижабль направился в сторону базы, не закончив патрулирования. И все это при гробовом молчании в эфире.
Около 11 часов его видели экипажи нескольких пассажирских самолетов, подлетавших к Сан-Франциско. По мнению летчиков, на борту дирижабля было все в порядке. Пока аппарат не начал стремительно набирать высоту, перемещаясь под острым углом, и не скрылся в облаках.
Падение дирижабля было довольно разрушительно: он повредил крыши нескольких домов, две машины, оборвал электропровода.
Спустя минут 20 дирижабль появился над прибрежным шоссе. Кому-то из очевидцев удалось сделать фотографию. Аппарат имел плачевный вид: заглохшие моторы, частично сдутая оболочка, но самое главное было не это, а пустая гондола. Тем временем дирижабль продолжал терять высоту, пока ветер не отнес его в сторону площадки для гольфа, там и произошло его столкновение с землей. При этом одна из глубинных бомб, оборвав крепление, тоже рухнула на землю, но, по счастью, взрыва не было. Сбросив такой балласт, дирижабль снова стал набирать высоту. На сей раз ветер отнес его в сторону пригорода Сан-Франциско, где он упал на землю окончательно. Падение это было довольно разрушительно: дирижабль повредил крыши нескольких домов, две машины, оборвал электропровода.
Полиция и очевидцы крушения не стали дожидаться военных. Пожарный У. Моррис первым бросился на спасение экипажа. Но внутри гондолы людей не оказалось. Искали даже в сдувшейся оболочке дирижабля, предварительно разорвав ее и выпустив остатки газа. Но и там никого не было.
Прибывшие военные, более детально осмотрев аппарат, определили, что баки с горючим были еще полны, и свинцовый чемоданчик с секретной информацией остался на борту. А ведь его в такой ситуации предписывалось уничтожить. На месте было все: парашюты, рация, оружие экипажа, спасательный плот. Да и двери гондолы оказались заперты.
Следствие
Первое, что сделали следователи, — проверили состояние моторов. Как ни странно, они были в порядке, не считая полученных от удара о землю повреждений. Тумблеры управления находились в положении «включено», но ведь свидетели утверждали, что моторы не работали! Предположим, моторы в какой-то момент отказали. Экипаж, заметив неисправность, должен был сообщить об этом на базу по рации, но по непонятной причине не сделал этого, хоть она была исправна. Даже при неработающей рации пилоты могли связаться через громкоговоритель с любым кораблем. Но опять же не сделали этого. Наконец, они могли покинуть дирижабль, выпрыгнув с парашютом, но они остались в гондоле. Недоставало только спасательных жилетов, но, согласно инструкции, пилоты их надевали перед полетом.
Следствие также исключило версию случайного выпадения экипажа из открытой двери. Вряд ли, падая, они успели бы закрыть за собой двери.
Однако все ближайшие территории тщательно обыскали, включая водное пространство. Утонуть пилоты не могли благодаря спасательным жилетам.
Была высказана и такая версия, как убийство одного пилота другим. Но и ее пришлось забыть, так как непонятно, как и куда скрылся предполагаемый убийца. К тому же сослуживцы и родственники характеризовали экипаж как уравновешенных, спокойных и здравомыслящих людей.
Третий лишний
И, наконец, еще одна, похожая на реальную, версия. Двое очевидцев, наблюдавших в бинокль за падением дирижабля, утверждали, что на борту видели троих людей. Может быть, этот третий и был убийцей? Но следователи рассудили иначе. Гондола слишком мала, чтобы человек мог остаться там незамеченным, а на снимках, сделанных во время катастрофы, видно, что кабина пуста. Возможно, свидетели ошибались, выдавая желаемое за действительное.
Но можно отнестись к этой версии и по-другому. Например, пилоты заметили в воде тонущего человека, который мог оказаться вражеским солдатом. Ведь не случайно в том месте появилось масляное пятно, оно могло быть признаком крушения корабля. То, что они не сообщили о пассажире по рации, можно объяснить двумя причинами: либо пилоты торопились доставить его для оказания помощи, либо находились под дулом пистолета. Так или иначе, изменение маршрута дирижабля говорит о том, что случилось что-то непредвиденное. Когда пленник или спасенный понял, куда его везут, решил сбежать. Но для нормального полета аппарата необходимо было сбросить балласт, которым в данном случае являлись пилоты. Однако аппарат стал слишком легким и начал быстро набирать высоту. На критической высоте сработал аварийный клапан, дирижабль стал терять гелий и снижаться. Третий остановил моторы и, после того как дирижабль максимально снизился, спрыгнул в воду. Эта версия объясняет и отсутствие спасательных жилетов. Возможно, их сняли с пилотов, чтобы воспользоваться самим. А оружие оставили, чтобы запутать следствие.
Все это звучит вполне логично, если бы не ряд вопросов, которые по-прежнему остаются без ответа. Почему военные пилоты нарушили приказ и изменили маршрут? Почему двери дирижабля были закрыты? Почему при включенных тумблерах моторы не работали? В любом случае не хватает ни фактов, ни правдивых доказательств. Так и останется эта история загадкой.
Э. Коди и Ч. Адамс спустя год после трагедии были признаны погибшими. A L-8 после ремонта еще долгое время использовался как учебный дирижабль.
Галина Белышева
Источник:
Комментарии (1)