Высокогорная степь и вечная мерзлота. Заснеженные горы и манящие долины. Кого вскормила эта суровая и прекрасная земля?
Наша этнографическая экспедиция "Неизведанная Россия" отправилась из Москвы на автомобиле, чтобы посетить пять малочисленных коренных народов, живущих в труднодоступных местах. Одним из интересующих нас народов были теленгиты и мы отправились к ним сквозь весь Чуйский тракт к границе с Монголией, в самое сердце Чуйской степи.
Теленгиты - это малочисленный коренный народ, компактно проживающий в нескольких сёлах Горного Алтая, в бесподобно живописных местах неподалёку от географического центра Азии.
Теленгиты являются древним тюркоязычным народом Алтая. Они говорят на южном диалекте алтайского языка, принадлежащего тюркской ветви алтайской языковой семьи. Самоназвание народа происходит от древнетюркского этнонима «теле» с монгольским аффиксом множественного числа. Влияние Монголии неудивительно: ведь теленгиты живут и кочуют практически в пограничной с этой страной зоне.
Теленгитский этнос прошел сложный путь развития. Достаточно долгое время земли теленгитов находились в составе Джунгарского ханства, располагавшегося на современной территории четырёх государств — России, Казахстана, Монголии и Китая. А к концу XVIII века сложилась ситуация, в которой теленгиты платили дань (ясак) сразу и России, и Китаю, будучи под протекторатом обоих государств. Этому неопределённому положению положило конец подписание в 1864 году Чугучакского договора, согласно которому земли теленгитов вошли в состав Российской империи.
Отличительные черты быта и культуры теленгитов сложились во многом из-за кочевого образа жизни. Кочевое животноводство отчасти сохранилось и по сей день: кочуя летом в высокогорных долинах, на холодный период жители возвращаются в сёла и деревни. В состав стада входят яки, лошади и другие копытные. На сегодняшний момент представители этого народа проживают в Чуйской степи, относящейся к Улаганскому и Кош-Агачскому районам Республики Алтай. Несмотря на сложный путь развития и влияние других культур, народ сохраняет свое культурное и историческое наследие. К примеру, теленгиты продолжают традицию изготовления узорного войлока, используемого при оформлении жилищ. Также сохраняется разделение на роды, принадлежность к которым у теленгитов является неотъемлемой частью жизни и проявляется, в частности, в духовной сфере. Продолжительное пребывание в составе Джунгарского ханства оказало определённое влияние на культуру этого народа, привнеся в неё буддийские элементы.
Какие традиции до сих пор чтут хранители народной памяти, какие сказки рассказываются на кочевьях, как простор и красота Чуйской степи влияют на формирование мировоззрения и как сегодняшний мир влияет на быт кочевников? Чтобы выяснить ответы на эти вопросы, спустя несколько дней мы отправились на границу России и Монголии, в село Новый Бельтир.
Первым из представителей народа, с которым нам посчастливилось пообщаться, был Урмат Ынтаев - основатель всемирно известного ансамбля горлового пения "Алтай Кай". Взяв небольшое интервью и сделав потрясающие кадры на фоне Катуни, мы исследовали Горно-Алтайск - ворота в священные горы Алтая.
Следующие дни мы посвятили углублению в сторону Монголии по одной из красивейших дорог мира – Чуйскому тракту. Чуйский тракт, бывший с древних времен торговой и паломнической тропой, вёл нас от Горно-Алтайска. Через живописные долины и леса к полям и горам, которые сменяются степью и скалами, превращающимися в холмистую полупустыню. Преодолев перевал Чике-Таман, мы попали в Курайскую степь. Она полна уникальных явлений – от древней мастерской художников Калбак-Таш до гигантской ряби теченья – следов прорыва доледникового озера. Здесь что ни поворот – новые потрясающие виды, а обычные на первый взгляд камни в степи могут оказаться расписанными памятниками древности.
За Курайской степью следует Чуйская – не менее уникальное явление. Это степь в межгорной котловине. Здесь и степь, и горы, и полупустыня, и вечная мерзлота в одно время. И киноварные красные горы. И каменные древнетюркские стелы. И чего здесь только нет! Нет только дорог в степи – одни направления. При этом на развилках можно смело выбирать любую колею – все они сходятся в одних и тех же местах.
Наконец, преодолев почти весь Чуйский тракт, мы оказались в гостях у теленгитской семьи Ухановых. Они живут в посёлке Новый Бельтир, возведённом прямо среди полупустыни. Сюда, в экстренно построенный посёлок, переселили жителей Бельтира, пострадавшего от сильнейшего землетрясения в 2003 году.
Надо сказать, что, хотя старый Бельтир почти полностью разрушился, никто из жителей не пострадал – а ведь эпицентр был совсем рядом с селом. Некоторые считают, что это проявление «Кан Алтай» – глубокой связи человека с природой, где он родился и живёт. Местные ощущают эту связь и даже те из них, кто был крещён, продолжают почитать духов природы.
В Новом Бельтире со второй половины дня господствуют сильные ветра, поднимающие пыль этого затерявшегося на Алтае язычка суровой пустыни Гоби. В это время на улицах сложно кого-либо увидеть.
Теленгиты сохранили язык, вышивку, кухню, традиции кочевий и охоты. В семьях говорят на родном языке, имеют яков, коров, овец и лошадей. Летом часть семьи откочёвывает со стадом и живёт в горах или долинах рек. Туда же отправляют детей на каникулы, чтобы учились управляться с хозяйством.
Нас угощали сарлычатиной (мясо яка), баурсаками (кусочки теста, жаренные во фритюре) и, конечно, чаем с молоком. Чай делают здесь по-своему – с талканом (смолотым жареным ячменем) и молоком. Иногда добавляют соль и масло. Добавление талкана, кстати, напоминает тибетскую традицию чаепития.
Места вокруг – настоящие, живые. Степь сменяется пустыней, пустыня – богатыми долинами, и везде на горизонте – горы. Мы проехали весь Чуйский тракт до границы с Монголией, заглянули на летние стойбища и повернули назад, к северному Алтаю.
Напоследок, на следующее утро, мы заглянули в Улаган – посёлок, где живут теленгиты, вдали от Чуйского тракта. Дорога туда фантастически красивая! Это место не зря называют краем озёр: путь выглядит так, как будто мы случайно свернули в Финляндию.
Дольше всех держалось местное сопротивление против советской власти. Воинственные теленгиты могли за себя постоять. Сейчас их даже иногда называют за это алтайскими апачами.
Когда мы были в Улагане, там готовился национальный алтайский праздник Эл Ойын, на который мы, увы, не остались.
Комментарии (1)