То что нужно настоящему мужыку!

Варвара Кузнецова: как советский этнограф провела 3 года в рабстве у чукчей

Изучением чукотского быта несколько веков занимались исключительно мужчины. Это было вызвано труднодоступностью мест расселения чукч, суровым климатом Чукотки и сложностью их ежедневной жизни – там, где чукчи умудряются процветать, представители других народов просто мрут от голода. Поэтому большая часть сведений об этом народе была получена мужчинами – путешественниками и этнографами, и изложена с точки зрения мужчин. Но история отечественной науки знает исключительный случай, когда в Амгуэмской тундре Чукотки в семье чукчи Тымнэнэнтына три года прожила советский этнограф-северовед Варвара Григорьевна Кузнецова. Эта отважная женщина оказалась полностью включена в чукотский быт и на собственном опыте познала нелегкую долю женщины в тундре.

Из Ленинграда – на Чукотку

Варвара Кузнецова родилась в 1912 году в Кировской области. Работала учительницей во Владивостоке, преподавала русский язык и литературу. В 1933 году переехала в Ленинград и поступила в ЛГУ на исторический факультет. После окончания учебы работала в музее этнографии народов СССР. Во время войны оставалась в Ленинграде и на себе испытала ужасы блокады. Тушила зажигательные бомбы, работала на сооружении оборонительных линий. Была контужена, с 1942 года работала в госпитале, в 1944 году вернулась в музей и поступила в аспирантуру Института этнографии АН СССР; ее специализацией стала этнография Северной Азии.

В 1948 года Варвара отправилась на Чукотку, чтобы собрать материалы для диссертации. Официально она была членом Северо-Восточной экспедиции Института Этнографии АН СССР, но по сути это было самостоятельное «плавание».

Историк Елена Алексеевна Михайлова в работе «Фотографии из экспедиции Варвары Кузнецовой на Чукотку» упоминает, что Кузнецова надеялась получить административную должность, и работая, собирать материал, но не получилось. Возможно Кузнецова была слишком советским человеком и не понимала, что на Чукотке – другое общество. Тогда она решила поселиться в чукотской семье, и погрузившись в чукотский быт, собрать материал.

Ситуация осложнялась тем, что она не знала чукотского языка. Неизвестно, чем Варвара руководствовалась, когда нарушила это главное правило этнографов, но при сдаче экзамена на пригодность к экспедиции она смогла уклониться от этой дисциплины. Кроме того, во время кочевок Кузнецова полностью зависела от чукч.

Из советской действительности – в первобытное общество

Выбор пал на семью председателя колхоза «Тундровик» Амгуэмского сельсовета – Тымнэнэнтына. В семье Тымнэнэнтына Кузнецова собрала большую часть этнографического материала, но посещала и другие семьи, кочевки которых проходили параллельно.

Тымнэнэнтын родился в 1882 году, считался стариком и поборником традиций. «Колхоз» существовал на бумаге, на самом деле семья вела прежнюю жизнь. Кузнецова писала, что в яранге строго поддерживалась обрядность, а отступление от нее быстро пресекалось.

У Тымнэнэнтына была жена Увакай, которая не знала, сколько ей лет, а когда Варвара попросила ее вспомнить, та насчитала 30 разных кочевий, хотя выглядела она старше.

Это был второй брак Увакай. В первом она была замужем за Гырголем, состоявшим с Тымнэнэнтыном в групповом браке, поэтому, овдовев, стала женой последнего, а ее дети перешли в семью к мужу, которому она родила еще двоих. Пастухами в стаде были трое племянников Тымнэнэнтына: Ятгыргын, Онпыгыргын и Таёквун.

Трудности быта

«Ошибочно было ехать неопытному человеку одному, да еще женщине, да к такому народу как тундренные чукчи-единоличники», – писала Варвара в дневнике. Для чукч она была обузой – неумелая женщина с кучей багажа. На нее не обращали внимания, когда она болела, ее почти не кормили, так как она находилась в самом низу пищевой цепочки, и даже не приглашали внутрь спального полога, оставляя на холоде.

Во время кочевок она шла пешком, никто не приглашал ее на нарты. Правда, ее не заставляли ставить ярангу и выбивать полог, зато требовали, чтобы она расчищала место для жилища и утаптывала снег.

Чукчи не любили ее, считали, колдуньей: жжет огонь, пишет в тетради и возится с фотоаппаратурой. Они верили: если человек сидит без дела с огнем, на свет слетаются злые духи – каляйнын. Ситуация усугубилась после смерти Увакай, которая перед кончиной сошла с ума.

Кузнецова записывала, что Ятгыргын однажды плюнул ей в лицо, а Тымнэнэнтын, не понимая, зачем женщине бесполезный груз, разорвал и выкинул все дневники за 1949 год.

Женская иерархия

Пока была жива Увакай, она была главной женщиной в яранге. Второй была ее дочь – Омрувакотгаут, от настроения которой зависела Кузнецова. Она едва не заморила Варвару голодом и издевалась над ней. Кузнецова описывала ее так: «груба, скупа, жадна, лжива, зла, сварлива, прожорлива — а ей всего 16 лет».

Новая жена Тымнэнэнтына невзлюбила Омрувакотгаут, и это низвело девушку в рабыни. Теперь ее били как собаку, ругали и кричали на нее без повода.

Поскольку Кузнецова занимала низшую ступень в иерархии, все три года ей пришлось стойко переносить голод, – об этом в статье «Полевые исследования В. Г. Кузнецовой в Амгуэмской тундре» пишет историк Людмила Николаевна Хаховская. Записи на этот счет неутешительны: «Мне предложили рилкэрил (каша из содержимого желудка оленя, его крови и жира), но я отказалась – не могу уже есть эту горькую кашу»; «Хозяйка мне подала из полога немного рората (желудок оленя) и кусочек летнего мяса»; «Мы ели вареную волчеедину (труп оленя, недоеденного волками), а старики – хорошее мясо»; «мне дали 150 граммов прэрэта (мяса с жиром), я съела его с жадностью». «Страшно хотелось кушать»; «голова болит от голода».

Однажды попав в поселок, она разделась в бане и ужаснулась своему виду: «Костяк, обтянутый кожей!». Между тем, через три года Тымнэнэнтын даже пытался выдать ее замуж за племянника. Однако в 1951 году он умер, и Кузнецова уехала.

Увы, Варвара Кузнецова так и не успела воспользоваться собранным ей материалом. Она сумела защитить диссертацию, но после этого заболела – организм не выдержал нагрузки. У нее развилось органическое поражение нервной системы, в мозгу появилась киста. В 1956 году ее уволили, и вскоре она умерла. Ее фотографии и дневники до сих пор хранятся в архиве музея этнографии.


Источник: Варвара Кузнецова: как советский этнограф провела 3 года в рабстве у чукчей
Опубликовал:
Теги: история женщина мужчина война кузнецов

Комментарии (17)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Александр Зиновьев
Действительно редчайший случай и в том числе в том, что попала Варвара в плохую семью. Или даже в плохое стойбище! Впервые слышу, чтобы северные народы так отвратительно себя вели по отношению к белому человеку, тем более к женщине!
Георгий Ситнянский
Я тоже впервые слышу. Но не надо забывать, что те, о ком я читал ранее, приезжали как лица, официально посланные властью. Их трогать боялись: мало ли что...
Игорь Матвеев
А почему люди, живущие БЕЗ цивилизации и ВНЕ ее должны как-то по-другому относиться к никчемной и бесполезной женщине? Это исследование как раз проходило в реально диком племени, в котором от государства только слово "колхоз".
Жизнь в дикой тундре не курорт- от удачи, случая, уменья и силы каждого зависит жизнь всей семьи.
А тут- нахлебница -неумеха, постоянно мерзнущая, тратящая время, силы (т.е. еду) и огонь на какую-то писанину, неспособная есть еду, к которой они приспособлены...
Нет в том быте таким места...От обузы избавлялись оставляя на дороге.
Орак Алиев 
данного народа. Согласно "основному закону", вернее "обычному праву" традиционных обществ, человек, не вписывающий в традиционные нормы поведения отчуждается (отлучается) от данного сообщества различными способами. Кузнецова как этнограф должна и обязана была знать об этом. Виновата она сама - изначально не смогла установить нормальные отношения, прежде всего, по не знанию языка чукч. Результат - закономерен. Дело вовсе не в "дикости" чукч. Они ярко демонстрировали свою тысячелетнюю Культуру "цивилизованному", но неграмотному человеку. С уважением Орак Алиев, Казахстан.
Орак Алиев 
Уточнение: "неграмотному" в своей области научного исследования, а не вообще.
Броневой Владимир
Собянина туда. Может пользу науке принесёт. А потрёт москвичи вряд ли огорчатся
Орак Алиев 
Считаю, что Игорь Матвеев прав. Данный "непонятный" для многих случай - яркое свидетельство столкновении "Культуры" и "Цивилизации". Дело в том, что Кузнецова приехала с Цивилизации к Культуре - культуре конкретной народности. Цивилизации - схожи, а вот культура одного народа не похожа на культуру других народов. Вся проблема в обсуждаемой ситуации - полное неведение Кузнецовой тысячелетней, если не больше, культуры
Алексей
Вот что происходит с безмозглыми карьеристами)) Чукчи дикий народ, с дикими инстинктами, по сути полузвери.
Сергей Чернов 
Героиня , блядь.Сдохла от нехуй делать .
Раушан Мамлеев 
Для учёного поехать на Север, не зная языка, обычаев, не имея навыков выживания - просто верх самонадеянности!
Клинический диагноз "Глупая баба", патологоанатомический диагноз "Эхинококкоз головного мозга".
Орак Алиев 
Я уже написал комментарий.
Алексей Джигурда 
Удивительно, как она вообще выжила. У чукчей приобретаемый с дктства иммунитет к трупному яду, потому протухающий олень, утонувший в болоте или недоеденный волком, для них вполне годная пища. Описывался случай, когда после аварийной посадки в тундре вертолета спасатели долго не могли найти его, а когда нашли - обнаружили живого чукчу, который был одним из пассажиров, и кучу трупов. Оказалось, когда кончились скудные запасы еды, чукча нашел им такого оленя...
Viktor Piskov
Глупая баба просто!
Алексей Сибиряк
Прямо как Миклухо-Маклай.
Андрей Цаплин 
"Это было вызвано труднодоступностью мест расселения чукч" - это перл!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Кровавая история ипликатора Кузнецова
Кровавая история ипликатора Кузнецова
23
Мужской журнал 10:02 29 мар 2019
Кузнецова назвала список неприличных детских литературных произведений
Кузнецова назвала список неприличных детских литературных произведений
15
Ваши новости 15:17 01 фев 2018
От кого произошли японцы? Оказывается – от чукчей. А при чем же здесь китайцы?
От кого произошли японцы? Оказывается – от чукчей. А при чем же здесь китайцы?
1
Мужской журнал 08:01 06 фев 2021
О рабстве на Руси
О рабстве на Руси
20
Мужской журнал 09:01 18 сен 2018
В ПФР ПОСТАВИЛИ ТОЧКУ: ЗА "СОВЕТСКИЙ СТАЖ" ПОЛОЖЕНА ПРИБАВКА - ПОРА ЗАБИРАТЬ
В ПФР ПОСТАВИЛИ ТОЧКУ: ЗА "СОВЕТСКИЙ СТАЖ" ПОЛОЖЕНА ПРИБАВКА - ПОРА ЗАБИРАТЬ
28
Ваши новости 14:01 14 ноя 2021
«Инцидент Николсона»: как советский часовой в 1985 году застрелил американского шпиона
«Инцидент Николсона»: как советский часовой в 1985 году застрелил американского шпиона
62
Мужской журнал 08:00 03 окт 2021
Как готовился советский дефолт 1957 года
Как готовился советский дефолт 1957 года
39
Мужской журнал 09:01 16 авг 2018
Как ЦРУ украло советский спутник
Как ЦРУ украло советский спутник
8
Мужской журнал 09:01 11 июл 2021
Как советский капитан «щёлкнул по носу» американцев
Как советский капитан «щёлкнул по носу» американцев
9
Мужской журнал 09:01 22 сен 2021
Василий Цымбал: как советский летчик-лихач унизил пилота НАТО
Василий Цымбал: как советский летчик-лихач унизил пилота НАТО
18
Авто-Тема 07:41 24 янв 2019
Как Чукотка стала частью Российского государства: исторические факты
Как Чукотка стала частью Российского государства: исторические факты
42
Мужской журнал 08:00 01 янв 2021
В Москве скончался советский и российский композитор и певец Александр Градский
В Москве скончался советский и российский композитор и певец Александр Градский
17
Ваши новости 07:47 28 ноя 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства