В 1933 году в проливе Баркли Саунд, недалеко от острова Ванкувер, была найдена пустая спасательная шлюпка. Отбуксировав её на берег и внимательно осмотрев, люди с удивлением узнали в ней шлюпку с погибшего неподалёку 27 лет назад пассажирского парохода SS Valencia («Валенсия»). Шлюпка была в отличном состоянии и, несмотря на годы, проведённые в море без управления людьми, сохранила почти в первозданном виде свой вид и окраску.
SS Valencia, примерно 1900 год
Активное развитие и внедрение паровых машин на гражданском флоте во второй половине 19 века обусловило повсеместное развитие судоходства. Небольшие, но достаточно вместительные и грузоподъёмные пароходы стали в большом количестве появляться в судоходном парке множества частных компаний, занимавшихся грузовыми и пассажирскими перевозками по всему миру. Одной из таких компаний была американская Red D Line.
Её основной сферой деятельности были перевозки вдоль восточного побережья Америки — из США в Венесуэлу и обратно. Высокая популярность этого маршрута и стабильность грузоперевозок сохранялись на протяжении 40 лет. К этому времени Red D Line, как и многие судоходные компании того времени, решила дополнить свой судоходный парк современными пароходами. Именно по её заказу в 1881 году на этот маршрут вышли SS Caracas, а через год и систершип SS Valencia.
Служба этих кораблей на восточном побережье была довольно спокойной и, пожалуй, малоинтересной. Единственным инцидентом за это время был обстрел «Валенсии» испанским крейсером Reina Mercedes («Рейна Мерседес»). В результате государства обменялись дипломатическими нотами между собой. Испания заявила, что «Валенсия» шла без поднятого флага, и выстрелы были сделаны с целью принудить корабль поднять флаг. А США же в ответ заявляли, что «Рейна Мерседес» во время обстрела тоже был не под флагом своей страны, нарушая установленные правила. Однако этот случай никак не повлиял на дальнейшую службу корабля.
SS Valencia во время Испано-Американской войны 23 апреля — 12 августа 1898 года
Успешно проходив до 1898 года, «Валенсия» была продана другой компании, которая перевела пароход на западное побережье США. К этому времени корабль уже значительно устарел. Судно считалось медленным и не предназначенным для плавания в зимние месяцы, сильную непогоду — было классифицировано как судно второго класса. Также отмечались жалобы на ограниченную видимость с мостика корабля из-за высокого носа, сильный шум от волн на носу и отсутствие двойного корпуса для обеспечения непотопляемости. Стоит сказать, что такие технические решения были довольно распространены в конструкции пароходов раннего этапа, но к моменту описываемых событий судно было окончательно устаревшим.
SS Valencia, примерно 1905 год
Указанные недостатки корабля и привели к печальным последствиям. В январе 1906 года корабль был переведён на маршрут из Сан-Франциско в Сиэтл. Отплыв из Сан-Франциско 20 января в 11:20, он имел на борту девять офицеров, 56 членов экипажа и около 108 пассажиров. Поначалу погода была благоприятная, однако с 21 числа резко испортилась. Высокие волны и ветер, а также неудачная конструкция носовой части корабля не давали возможности точного визуального определения местоположения судна. Сказался и новый для корабля маршрут. Всё это привело к тому, что «Валенсия» пропустила пролив и незадолго до полуночи 22 января столкнулась с рифом в 18 километрах от мыса Бил в юго-западной части острова Ванкувер.
Карта столкновения «Валенсии». Пунктиром обозначен фактический курс корабля, стрелкой — курс, которым он должен был пройти
Сразу после столкновения поднялась неразбериха, переросшая в панику. Корабль получил большую пробоину и начал быстро тонуть. Капитан приказал посадить «Валенсию» на мель и, дав полный ход, ударил корабль о скалы. Берег оказался в зоне видимости, всего в 90 метрах, однако волны продолжали разрушать уже значительно подтопленный корабль, было необходимо срочно спасать людей. Сразу после посадки на мель, из-за несогласованности действий людей на борту, без приказа капитана были спущены почти все шлюпки. Три из них были сразу опрокинуты волнами при спуске — все находившиеся в них упали в океан. Ещё две опрокинулись уже на воде, а ещё одна просто пропала из виду в темноте.
Крики женщин и детей смешались в ужасный хор с пронзительным воем ветра, шумом дождя и рёвом бурунов. Когда пассажиры рвались на палубу, их группами уносили огромные волны, которые казались высотой с мачты корабля. Корабль почти сразу начал разрушаться... Прискорбно было видеть хрупких женщин, одетых только в ночные рубашки, босых на ледяной палубе, пытающихся оградить детей на руках от холодного ветра и дождя…
Chief Freight Clerk — Frank Lehn
До берега сумели добраться 12 человек, один из них забрался на высокую скалу, однако через несколько часов его смыло особенно большой волной. Ещё двое укрылись в небольшой пещере, но через некоторое время волны и поднимающаяся вода выбросили на скалы и их, оба они разбились насмерть. Оставшиеся девять человек всё же сумели взобраться на скалы, где имелась телеграфная линия. Пройдя вдоль неё через лес, они нашли будку монтера, откуда и вызвали помощь, однако это случилось уже около 14:00. Впоследствии эту группу выживших критиковали за то, что они направились вглубь острова вместо того, чтобы забраться на нависающую над морем скалу и попытаться закрепить трос с «Валенсии» при помощи так называемой Лайл пушки (Lyle gun).
Лайл пушка (Lyle gun) — устройство для метания троса, которое использовалось для спасательных операций на кораблях в начале 20 века
Тем временем «Валенсия» под ударами волн начала разрушаться. Корабль оказался развёрнут носом в сторону моря и кормой к видимому берегу. Огромные волны, накатываясь на судно, просто смывали и разрушали всё на его палубе. В таких погодных условиях причаливать к скалам было самоубийственно, и капитан предложил новый план. Он заключался в том, чтобы команда добровольцев вышла в море и, обойдя скалы, попыталась причалить, а затем с берега просигналить о подходящем месте для закрепления троса с Лайл пушки.
В 12:30 команда во главе с боцманом корабля Тимоти Дж. Маккарти причалила у берега в почти восьми милях северо-западнее места крушения. К счастью, им повезло почти сразу после высадки найти тропу и табличку с надписью: «Три мили до мыса Бил». Пройдя по тропе, они достигли маяка, откуда смотритель и позвонил в ближайший город, сообщив о катастрофе. Но там уже знали о происходящем — буквально за пару минут до этого выжившим из первой группы также удалось дозвониться.
Днём погода утихла, и несколько добровольцев с «Валенсии» попытались, обвязавшись канатами, добраться до берега вплавь, однако им это не удалось. На помощь тем временем уже спешили несколько кораблей: пассажирский лайнер SS Queen, с которого в порту в спешке были высажены все пассажиры, пароход Salvor и буксир Czar. Одновременно из Сиэтла вышел ещё один пароход — City of Topeka.
Утром 24 числа SS Queen подошёл к месту крушения, однако не смог приблизиться из-за снова разыгравшейся непогоды и отсутствия карт глубин. С «Валенсии», увидев подошедший корабль, спустили на воду два оставшихся спасательных плота, но они не сумели добраться до парохода и были отнесены волнами в сторону. Один из плотов практически в темноте был подобран подошедшим чуть позже City of Topeka. Поиск второго были вынуждены прекратить из-за наступившей ночи. Этот плот отнесло почти на 18 миль вдоль берега на северо-запад, где всего четверо выживших были спасены проживавшими там индейцами.
Шлюпка с City of Topeka приближается к спасательному плоту с выжившими с «Валенсии»
Со стороны берега также подошла спасательная группа, направленная из ближайшего поселения. Они прибыли примерно в 11:30, однако было уже поздно кого-либо спасать. На их глазах волны окончательно добили искалеченный корабль. Оставшиеся на борту люди были сброшены в океан, на скалы и на огромное количество обломков разрушающегося корабля. Часть из этих людей разбились о скалы, а другие были унесены в открытое море. Спасательная группа продолжала патрулировать берег до заката, стараясь найти хоть кого-то выжившего, но безрезультатно.
City of Topeka поднимает спасшихся с «Валенсии»
Через несколько дней после кораблекрушения, 27 января 1906 года, было начато расследование произошедшего со стороны Морской инспекционной службы США. Впоследствии, по инициативе Теодора Рузвельта, федеральной комиссией было начато ещё одно расследование. Оно длилось с 14 февраля по 1 марта 1906 года, и полный отчёт был опубликован 14 апреля. Выводы, сделанные по результатам обоих расследований, оказались схожими. Согласно им основной причиной случившегося стали ошибки в навигации и плохая погода. Все спасательные средства на корабле оказались в порядке, но отсутствие навыков в обращении с ними негативно сказалось на их использовании, и поэтому большая их часть оказалась разбита ещё при попытке спуска на воду. Прибывшие на место катастрофы суда, по выводам комиссии, также сделали всё возможное при сложившихся обстоятельствах: подход к скалистому берегу в штормовую погоду без знания глубин и течений мог бы привести к ещё одной катастрофе. В результате было рекомендовано установить новый маяк между мысом Бил и мысом Кармана, организовать систему береговых укрытий для потерпевших кораблекрушение и регулярно проводить учения.
Обломки «Валенсии», кадр с одного из спасательных кораблей
Произошедшее было объяснено чередой совпадений и отсутствием спасательной инфраструктуры вдоль побережья. Данные источников об общем количестве погибших в кораблекрушении людей разнятся от 117 до 181. Согласно федеральному отчёту погибших было 136 человек. Выжили лишь 37, все из них мужчины. Все женщины и дети, находившиеся на борту «Валенсии», погибли.
Выжившие с «Валенсии» на борту City of Topeka, 23 января 1906 года
Эта катастрофа считается самой страшной на так называемом «Великом Тихоокеанском Кладбище» (Graveyard of the Pacific). Так называется побережье вдоль западной части США — от залива Тилламук до мыса Скотт на острове Ванкувер. Частые шторма, туманы, сложный рельеф берега с песчаными отмелями и рифами делают этот район крайне опасным для кораблей. К примеру, только рядом с Columbia River Bar, гигантской песчаной косой в устье реки Колумбия, насчитывают потерпевшими крушения более 2000 судов.
Гибель «Валенсии» породила после себя множество слухов и кривотолков, овеянных мистическим флёром. Так, например, полгода спустя местные индейцы утверждали, что видели в морской пещере на побережье шлюпку с восемью скелетами в ней. Глубина пещеры составляет примерно 61 метр, и, каким образом там оказалась шлюпка, даже если она и существовала в действительности, не объяснялось, однако этот инцидент попал в местные газеты. Поиски этой шлюпки впоследствии так и не увенчались успехом. Также в 1910 году местная газета опубликовала ряд статей с рассказами моряков, ходивших в этих водах и утверждавших, что они неоднократно видели призрачный корабль, то входящий в залив и исчезающий в тумане, то пропадающий под водой, причём на его палубе люди цеплялись за мачты и снасти.
В целом столь страшная гибель «Валенсии» породила за собой целый шлейф мифов, легенд и рассказов о призраках. Найденная почти 30 лет спустя целая шлюпка с корабля только добавила пищи для подобных домыслов.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.
Комментарии (0)