Георгий Милляр-его запомнили его как Бабу-Ягу из сказки. А настоящая его фамилия была де Милье. Это уже впоследствии он поменял её на Милляр. Он очень любил детей, но стать отцом ему было не суждено. Обладая добрым теплым взглядом, этот человек стал олицетворением всей сказочной нечисти в советском кинематографе. В образе одной лишь Бабы Яги он появился на экране около десятка раз.
Георгий Милляр появился на свет 7 ноября 1903 года в Москве, в Российской империи. Отец, Франц де Милье, происходил из марсельского аристократического рода. По профессии был инженером, консультировал русских по вопросам строительства мостов. Мать, Елизавета Алексеевна Журавлева, была дочерью иркутского золотопромышленника.
Семья была очень обеспеченной. К сожалению отец маленького Георгия вскоре умер. У семьи была большая квартира в Москве, а также две дачи: в Подмосковье и в Геленджике. У Георгия были гувернантки, обучившие его немецкому и французскому языкам, на которых актер говорил так же легко и бегло, как по-русски. Но навыки эти и другие свои знания он усердно скрывал, чтобы не привлекать лишнего внимания к своему происхождению.
Еще до революции мама увезла Георгия в Геленджик, где у де Мильё был большой дом. Фамилию мама поменяла с де Милье на Милляр. В Геленджике мальчик ходил в школу. А затем поступил на службу в театр и был там простым бутафором. Именно в театре он понял своё призвание…
За время работы актер выучил все роли, и однажды ему это здорово помогло, когда игравшая Золушку актриса вдруг заболела. Это был дебют Милляра на сцене и его первый большой успех. Затем актер часто стал заменять других коллег и в конце концов решился ехать в Москву. До 1938 года Георгий Францевич служил в Театре Революции (ныне Театр им. Маяковского), а потом, прислушавшись к совету коллег, решил уйти в кино.
Тем более кино было всегда мечтой Милляра. Сниматься он начал ещё в 1931 году, начав с эпизодических ролей.
Наиболее широкую известность Милляр получил благодаря ролям Бабы Яги, Кощею и персонажам, олицетворяющим нечисть в сказках Александра Роу. С Георгием Францевичем режиссер советских сказок сдружился почти сразу. Он отлично сыграл роль царя Гороха в киносказке "По щучьему веленью"
Виртуозно сыграв главного персонажа, Милляр навсегда завоевал сердце Роу, и они стали прекрасными друзьями. Тандем так удачно вместе работал, что Александр привык советоваться с Милляром во многом. Когда режиссер готовился к съемкам «Василисы прекрасной», он долго не мог отыскать актрису на роль Бабы Яги. Все они были не такими. Отказали даже Фаине Раневской.
Тогда Милляр и сказал: «Возьми меня! Ни одна женщина не согласится появится в кадре изуродованной, а со мной гримерам можно делать все, что вздумается!»
Включить звук
Смотреть
Вернуться к просмотру
С тех пор Бабу-Ягу играл только Георгий Францевич. Над каждым из костюмов Яги артист работал совместно с костюмерами и гримерами. Он хотел, чтобы персонаж получился как можно страшнее, и добивался непревзойденного эффекта.
В 1944 году Роу пришел к Милляру с просьбой сыграть Кощея Бессмертного. Актер отказался — слишком сложно. Потом Георгий Францевич долго ходил по оставшимся в столице церквям и искал образ зла в иконописи. Однако срисовать Кощея решил с картины кисти Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». А точнее, с третьего всадника.
Заявившись к Роу сбритой головой и без бровей, Милляр заставил режиссера сиять от счастья, ведь это было его молчаливое согласие на роль. Удачей ли или неудачей стал недуг артиста, которым он переболел во время работы над фильмом. Георгий Францевич переболел малярией и сильно похудел. Весил актер не больше 48 килограммов, что позволило ему еще лучше вписаться в образ бессмертного злодея.
Но были в арсенале актера и роли в других фильмах. «Кавказская пленница», «Судьба человека», «Война и мир», «Пес Барбос и необычный кросс», "Дубравка" и еще более ста картин.
В "Дубравке" он мне особенно нравится. Добрый, старый, мудрый артист и Дубравка
Милляр снялся в шестнадцати фильмах Роу, исполнив в них тридцать ролей, дублировал, озвучивал советские, зарубежные фильмы и мультфильмы.
Был у Милляра грешок-любил иной раз выпить. За незамутненный разум актера неустанно боролся Александр Роу: «Вот смотри у меня! - угрожал он Милляру. - Все маме расскажу!». Чтобы обвести вокруг пальца режиссера, актеру приходилось идти на ухищрения. Один случай такого противостояния особенно запомнился коллегам-киношникам.
«В подмосковную деревню Зеленую, где снималась очередная сказка, приезжала автолавка, - вспоминал актер и режиссер Юрий Сорокин, снявший о Георгии Францевиче документальный фильм «Юбилей Милляра». - Роу запретил продавать Милляру спиртное, так знаете, что придумал Георгий Францевич? Милляр на виду у всей съемочной группы шел к машине с бидончиком: «О, о, о, я за молочком», - возвращался и через пять минут был уже пьяненьким. Он заранее договаривался с продавщицей, та ставила в бидон бутылку, а сверху наливала молоко.
На съемках он любил похулиганить, придумывая такие остроты, от которых девушки-костюмерши заливались краской. Не случайно сам себя Милляр называл Стариком Похабычем. Впрочем, на него никогда никто не обижался, поскольку его остроты не носили обидного характера, они, скорее, были частью его маски.
Он очень любил детей. Только своих детей у него так и не было. Однажды Георгий Францевич получил приглашение выступать на детском концерте. Узнав, что в зале будет 850 ребятишек, артист купил альбомы и нарисовал ровно столько рисунков с Бабой Ягой, подписав каждый из них. Он хотел, чтобы «у каждого ребятенка был сувенир». То ли концерт отменили, то ли про артиста просто забыли, но в назначенный час за ним никто так и не приехал. Рисунки разошлись по соседским детям, а несколько из них хранятся в музее дома кино и по сей день.
О личной жизни актера известно не много. По воспоминаниям друзей и коллег, он был эрудированным, веселым и легким в общении человеком, который очень любил детей. В 22 года Георгий женился на некой актрисе, чье имя никогда не разглашалось. Девушка стала изменять мужу, и он решил посетить врача, чтобы понять что с ним не так.После осмотра актеру сказали, что мужик он прекрасный и все с ним отлично, но вот детей у него быть не может. В задумчивости артист вернулся домой, где молодая супруга сообщила ему о беременности. Георгий рассказал о визите к врачу и посоветовал возлюбленной отправится жить к отцу ребенка, подав документы на развод.До 65 лет Милляр жил с мамой в комнате той самой коммуналки, которая некогда принадлежала им целиком. То ли он разочаровался в женщинах, то ли просто не мог встретить ту самую, но женился он лишь в 65-летнем возрасте на соседке по имени Марья Васильевна. Женщине было уже 59 лет, ее муж погиб на войне, она сама подняла двоих детей.Когда Милляр пришел просить ее руки, она с удивлением ответила. что ей уже не нужен мужчина. Георгий Францевич не растерялся: «А я не мужчина, я — Баба-Яга!». Спустя пять лет семья получила отдельную двухкомнатную квартиру на окраине Москвы.
С женой актер жил душа в душу и очень ее любил. Он настоял, чтобы Марья Васильевна ушла с работы и сопровождала его на съемках.
Милляр не занимался партийной работой, не ходил на заседания. Дружил не с начальством, а с работниками студии: осветителями, гримерами, костюмерами. Ему не дарили машин, не приглашали на торжества. Зато простые люди обожали актера.Георгий Францевич умер 4 июня 1993 года в Москве от воспаления лёгких. Он ушел из жизни мирно, во сне, немного не дожив до 90-летия.
«Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую. Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю», — писал Милляр. К сожалению, сыграть заветную роль Суворова актеру так и не довелось...
Комментарии (0)