Последние десятилетия сомалийские пираты активно терроризировали торговые суда в районе Аденского залива. Это не только нанесло серьезный ущерб международному судоходству, но и неоднократно угрожало жизни экипажей кораблей. В 2010 году с этой угрозой столкнулось и российское судно.
Опасный регион
В наибольшей опасности торговые и пассажирские суда находятся поблизости территориальных вод Сомали, однако пираты их могут настигнуть на всем водном пространстве между Йеменом и Танзанией примерно в 500-мильной зоне от африканского берега. В этот криминальный промысел обычно подаются бывшие рыбаки или военные, что особенно активно наблюдается после распада Сомалийского государства в 1991 году. Обычно вооружены пираты самым простым стрелковым оружием – автоматами Калашникова, передвигаются на больших моторных лодках.
Аденский залив – это оживленная судоходная зона, здесь проложены важнейшие торговые маршруты из Европы в Азию и обратно через Суэцкий канал. За первое десятилетие XXI века на этом участке пути было совершено более 100 разбойных нападений на пассажирские лайнеры и торговые суда, несколько человек от рук бандитов погибло. Зачастую от сомалийских пиратов просто откупаются. По оценкам международных организаций, сумма ежегодного ущерба от пиратских налетов достигает 200 млн американских долларов.
Уже несколько десятилетий опасные участки в Индийском океане возле берегов Африки патрулируют военные корабли США, Японии, Китая, России и ряда европейских стран для защиты международного судоходства. Здесь засветился даже украинский фрегат «Гетьман Сагайдачный». В июне 2008 года Совет безопасности ООН принял резолюцию, согласно которой патрульным судам разрешается входить в территориальные воды Сомали и использовать все необходимые средства для пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя.
Эти меры себя оправдали уже в ноябре 2008 года, когда была отбита атака сомалийский пиратов на датский сухогруз «Пауэрфул» силами британского фрегата «Камберленд» при поддержке российского сторожевого корабля «Неустрашимый». Позднее «Неустрашимому» была доверена охрана другого датского сухогруза «CEC COMMANDER».
Захват
Сомалийские пираты неоднократно захватывали суда, в экипажи которых входили россияне, что вызывало серьезную обеспокоенность в Москве. Чтобы как-то помешать распространению этой напасти, в апреле 2010 года российская сторона внесла в Совбез ООН предложение о совместной борьбе с пиратством путем преследования разбоя на законодательном уровне. Это предложение получило поддержку и вылилось в появление резолюции, согласно которой, в частности, предусматривалось создание международного трибунала, который бы рассматривал преступления морских разбойников.
Россияне как будто чувствовали опасность. 5 мая 2010 года, менее чем через месяц после внесения предложения в Совет безопасности, уже российское судно подверглось атаке сомалийских пиратов. Это случилось примерно в 500 милях от побережья Сомали. Ранним утром вахтенный помощник нефтеналивного судна «Московский университет», принадлежащего Новороссийскому морскому пароходству, доложил капитану Юрию Тульчинскому о появлении на горизонте подозрительных шлюпок.
Практически сразу стало ясно, что к кораблю приближаются морские пираты. Тульчинскому было за кого беспокоиться. На танкере находилось 23 члена экипажа включая двух женщин. Боевики тут же себя проявили, выстрелив в сторону российского судна из гранатомета. Это был сигнал к тому, чтобы захвату судна не вздумали противодействовать.
Капитан забил тревогу и тут же вышел на связь с фрегатом «Маршал Шапошников», патрулировавшим воды Аденского залива. Его капитан Ильдар Ахмеров дал Тульчинскому четкие инструкции: «Старайтесь не терять скорость, маневрируйте, ищите помещение, в котором забаррикадируетесь!». «Маршал Шапошников» немедленно двинулся на помощь соотечественникам. От танкера его отделяло около 800 морских миль, расчетное время хода – 18 часов.
Тем временем экипаж корабля как мог оказывал пиратам сопротивление. Вокруг судна из противопожарной системы была пущена водяная завеса, чтобы помешать боевикам взобраться на борт корабля. Одновременно россияне вели по ним стрельбу из самодельных рогаток, используя в качестве боеприпасов все что для этого могло сгодиться: шайбы, болты, гайки.
На какое-то время пираты пропали из виду. Однако вскоре они появились в сопровождении еще одной лодки. После того, как у экипажа закончились «патроны», боевики пошли на абордаж, используя специальные крючья и сборную семиметровую лестницу, позволявшую преодолеть колючую проволоку, которой были оплетены бортики корабля. Вскоре пираты проникли на судно, но оно было уже обесточено и легло в дрейф.
Бой
К моменту подьема пиратов на борт экипаж с запасом еды и воды уже находился в надежном месте – румпельном отделении, имевшем двойную входную дверь, которую моряки усиленно забаррикадировали и замотали тросами. Отсюда можно было управлять судном в аварийном режиме. Тульчинский прекрасно осознавал, что, если пираты захватят хотя бы одного заложника — у них будет очень серьезный козырь в переговорах с российскими военными.
Еще перед тем, как двинуться в путь Ахмеров сигнализировал: «Всем-всем! Нападение на танкер. Окажите помощь». На призыв откликнулся дежуривший в регионе корабль НАТО, отправивший к месту происшествия самолет-разведчик. Пролетая над танкером, пилот передал его координаты, а также сообщил, что палуба пустая. Он связался с экипажем, который доложил, что держит оборону в забаррикадированном отделении.
Бандитам все же удалось повредить петли, на которых держалась одна из дверей, однако взломать ее так и не получилось. Они начали стрелять в помещение через технологическое отверстие в стене и иллюминаторы, однако экипаж не пострадал. Бросив бесперспективное занятие, сомалийцы занялись грабежом судна.
«Маршал Шапошников» подошел к танкеру около 2-х часов ночи 6 мая. К спецоперации приступили почти сразу. Вскоре с корабля вылетел вертолет с выключенными фарами и габаритами, чтобы отвлечь внимание пиратов. Сразу за ним к танкеру выдвинулись три катера, в каждом из которых находилась группа захвата в составе 8 человек. Стоило вертолету подлететь к «Шапошникову», как пилотов начали обстреливать. Командир патрульного корабля, предварительно связавшись с Москвой, дал команду стрелять на поражение.
Пока шел воздушный бой группа, захвата проникла на палубу танкера и начала прочесывать танкер. Неожиданно с Ахмеровым на связь вышел предводитель банды и сообщил, что экипаж у него в заложниках, которых он будет расстреливать по одному, если русские моряки не покинут судно. Но капитан знал, что пираты блефовали. Только что он выходил на связь с Тульчинским, и тот заверил его, что с ними все в порядке – они по-прежнему находятся вне зоны досягаемости бандитов.
Теперь можно было смело продолжать операцию. Вертолет дал пулеметные очереди по рулевой рубке, где предположительно прятались пираты, а между морпехами и боевиками завязалась короткая перестрелка. Ближе к рассвету террористов вынудили выйти на открытое пространство палубы с поднятыми руками.
В итоге вся операция на танкере заняла меньше часа. Никто из спецназа и членов экипажа не пострадал. Несколько боевиков получили ранения, один был убит. Горе-пиратам оказали медицинскую помощь, снабдили едой и водой и отправили на их же лодке восвояси. Как позднее выяснилось, сигнал от боевиков был потерян уже через час. Ни лодки, ни тел никто больше не видел. Очевидно, все они погибли.
Послесловие
Впоследствии некоторые мировые СМИ обвиняли Москву в том, что российские военные бросили сомалийцев на произвол судьбы, а не отправили в Кению или на Сейшельские острова, как того требует резолюция Совбеза ООН. Российская сторона ответила, что тюрьмы в этих государствах переполнены, и местные власти были бы совсем не рады такому пополнению. Законодательные системы Кении и Сейшел просто не справляются с таким количеством морских разбойников.
Были и более серьезные обвинения в адрес российских военных. В частности, анонимный представитель пиратов заявил информагентству «Сомалилендпресс» следующее: «Русские коммандос штурмовали судно до восхода солнца, начав перестрелку с нашими людьми, на борту они ранили троих, и один был убит. Русские не отпускали наших, вместо этого они расстреляли их в упор, а затем погрузили их безжизненные тела обратно в лодку. Мы осуждаем действия русских, они руководствовались расизмом и ненавистью к чернокожим и Африке. В будущем, если мы снова захватим русских, они встретят ту же участь — убьём».
Как отвечать на подобные угрозы? Только усилением координации между членами Совета безопасности ООН в решении проблемы сомалийских пиратов, о чем неоднократно настаивали в Москве. Это и повышение безопасности судов, курсирующих в неспокойных водах Аденского залива, и усиление патрулирования этого региона, и создание более четкой законодательной базы, которая могла бы повысить эффективность противодействия морскому разбою.
Комментарии (35)