То что нужно настоящему мужыку!

Атака века: как советские морские волки затопили корабль с четырьмя тысячами нацистов

История с боевыми походами дизель-электрической подлодки С-13 в деталях неизвестна до сих пор. Отдельные миссии были абсолютно секретными, а данные о некоторых задачах, выполненных экипажем субмарины, засекречены по сей день.

Лучшие на флоте

Экипаж подлодки С-13 за годы войны и боевой службы в самых опасных точках считался настоящим морским спецназом. Через год после поднятия флага и зачисления в состав флота командовать лодкой назначили капитана 3-го ранга Александра Маринеско. Репутация у опытного подводника была крайне спорной. С одной стороны, служба на подлодках с первого дня войны и яростные сражения на Балтике, с другой — волчий билет на вступление в партию за организацию пьянок и карточных игр на флоте.

В 1942 году на карьере (и жизни) Маринеско едва не поставили крест. Уходя на базу после атаки на немецкий конвой, Маринеско забыл предупредить советские корабли и не поднял флаг ВМФ. За это подлодка М-96 едва не была затоплена советскими сторожевиками — в самый последний момент Маринеско вышел на связь и попросил не открывать огонь. Почти сразу после этого в штабе флота ему оформили внеочередной нагоняй и фактически поставили перед выбором — либо увольнение с позором, либо трибунал за грубое нарушение инструкций и риск при выполнении боевой задачи. Однако Маринеско, если верить архивным документам, родился под счастливой звездой — дальше строгого выговора в штабе флота дело не пошло, и морской волк вскоре вернулся на службу. Правда, совсем на другую лодку.

Волчья стая

Принять командование и сразу кинуться в бой у Маринеско не получилось — в 1943 году, сразу после назначения, он влип в очередной пьяный скандал уже по новому месту службы, его профпригодностью вплотную заинтересовались чекисты. От расследования Маринеско спасли только послужной список и репутация "везучего охотника". Историк флота, бывший начальник БЧ-3 подводной лодки К-263 Сергей Мосальков отмечает, что у Маринеско был чуть ли не "дар обнаружения" кораблей противника.

Вообще, он (командир С-13. — Прим. Лайфа) никогда не хотел быть военным. Он всю жизнь мечтал о службе на торговом флоте. Но так сложилось, что судьба забросила его на боевые корабли. То ли он хотел приблизить наступление мирной жизни, то ли у него был природный талант, дар, который позволял чувствовать подлодку так, как не мог никто. Например, он за пару минут мог посчитать точки для атаки вражеского транспорта — сам, без посторонней помощи, и через несколько часов точно провести атаку. Такая рутина сейчас считается нормальной — компьютеры считают всё с точностью до тысячной доли, но делать такое почти 80 лет назад, фактически на ощупь, — это фантастика

Сергей Мосальков

Историк флота, бывший начальник БЧ-3 подводной лодки К-263

9 октября под командованием Маринеско С-13 одерживает первую крупную победу — лишает хода и серьёзно повреждает немецкий транспорт Siegfried, для чего подлодка совершает экстренное всплытие и открывает огонь из бортовой 100-миллиметровой пушки Б-24. После этого подлодка ненадолго возвращается на базу, проходит небольшой ремонт и в 1945 году снова возвращается к охоте на немецкие корабли.

Большому кораблю — большая торпеда

За немецким транспортом советские подводники охотились неслучайно. На гражданских кораблях нацисты перевозили не только снаряды, технику и топливо, но и другое необходимое на войне имущество: продовольствие, лекарства и даже деньги. Кстати, на транспортные корабли союзников нацисты охотились по тому же принципу — печально известный конвой PQ-17 лишнее тому подтверждение. В начале 1945 года судьба Третьего рейха фактически была решена — советская авиация, артиллерия, танки и пехота давили врага по всем фронтам. К началу Восточно-Прусской операции было понятно, что нацисты всеми способами будут пытаться либо сбежать, либо сохранить часть имущества для восстановления сил. На подрыв этой задачи, решать которую Третий рейх планировал в том числе с помощью флота, бросили советские подлодки.

30 января 1945 года подлодка С-13 обнаружила у берегов Польши корабль "Вильгельм Густлофф", переоборудованный нацистами в плавучий госпиталь. Трёх торпед было достаточно, чтобы судно, забитое ранеными нацистами и гражданским персоналом, начало крениться на правый борт. Однако эта атака чуть не погубила С-13 — четвёртая торпеда, уже вставшая на боевой взвод, застряла в торпедном аппарате и едва не взорвалась. Лишь чудом её удалось деактивировать и загрузить обратно, после чего С-13 погрузилась и ушла далеко в море. Количество погибших на корабле "Вильгельм Густлофф" до сих пор не поддаётся точной оценке. Согласно открытым данным, корабль мог быть десятикратно перегружен — вместо расчётной тысячи человек там могли находиться около 10 тысяч. Вместе с гражданскими три торпеды унесли жизни почти тысячи матросов и офицеров 2-й учебной дивизии подводных сил Кригсмарине. Почти весь костяк немецкого подводного флота был уничтожен одним точным залпом.

Последняя битва

Меньше чем через две недели экипаж С-13 напал на след другого немецкого корабля, использовавшегося командованием Третьего рейха как спасательное судно. До декабря "Генерал Штойбен" служил "ковчегом" для раненных в бою нацистов — современная система оказания медпомощи позволяла даже проводить на борту сложные операции. Поздно ночью 9 февраля 1945 года дежурный гидроакустик С-13 доложил командиру: "Слышу шумы винтов!" Не теряя времени, Маринеско приказал всплыть на перископную глубину — в оптику виднелись огни, а на фоне ночного неба чётко обозначились две крупные трубы, характерные для грузового корабля.

Примерно до половины третьего ночи С-13 следовала параллельным курсом, но уже в 2:37 командир отдал команду: "Зарядить торпедные аппараты! Приготовиться к бою!" Ещё через десять минут С-13, словно взведённая пружина в ударном механизме, приготовилась к атаке. Ровно в 2:50 Маринеско скомандовал: "Огонь!" План атаки, идеально построенный опытным подводником, не давал "Генералу Штойбену" ни единого шанса на выживание — почти три тысячи раненых солдат вермахта и несколько сотен членов экипажа погибли за считаные минуты.

Герой или пьяница?

За проявленную доблесть и мужество при уничтожении двух самых крупных транспортных средств Третьего рейха Маринеско не только простили прошлые загулы и дисциплинарные взыскания, но и представили к званию Героя СССР. Однако получить Золотую Звезду он так и не смог — свою роль сыграли старые конфликты с командующим Балтийским флотом адмиралом Трибуцем и командиром бригады подводных лодок капитаном 1-го ранга Курниковым. В итоге Александр Маринеско был награждён лишь орденом Красного Знамени. А в середине сентября 1945 года Маринеско снова "залетел" с алкоголем и навлёк на свою голову гнев наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова. В приказе, доведённом до штаба Балтийского флота, говорилось: "За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана 3-го ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота".

В ноябре того же года Маринеско был уволен в запас. Подводные лодки под его командованием совершили шесть боевых походов, а сам командир был признан рекордсменом среди советских подводников по суммарному тоннажу затопленных кораблей противника — более 42 тысяч тонн. Оспорить наказание и понижение в звании Маринеско удалось лишь через 15 лет. Только после отмены приказов командующего флотом он начал получать полноценную военную пенсию.

 

Источник


Источник: Атака века: как советские морские волки затопили корабль с четырьмя тысячами нацистов
Опубликовал:
Теги: транспорт ремонт история отношение море

Комментарии (18)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Владимир Сааков 
Для любых суждений нужны не эмоции, а знания и личный глубокий опыт работы подплава. А таже понимания условий практически слепой работы на глубине при несовершенных приборах той поры. Критики, а Вы хоть раз были на глубине 20-30 метров, испытали чувства безисходности и неозможности всплытия,задыхались в углекислоте в тесных отсеках, слышали взрывы глубинных бомб. Был он хороший командир, экипаж - а это разные люди -его любил и слушался. Побеждал не только командир, а экипаж. Но коменндир руководил. И не надо тыкать плохое нам в лицо, а помнить -была война. БЫТЬ или НЕ БЫТЬ.Третьего не дано. А героев подводников не хрена мазать дёгтем с позиций современности.
Борис Кох 
В 50- годах Маринеско сидел в тюрьме за воровство,но потом дали Героя и назвали его именем улицу в Одессе,спуск Маринеско.Человек был ОЧЕНЬ непростой.
Бузыкин Александр 
Да и во время войны его трудно было назвать героем глубин. Обычный подводник. Несколько походов за три года, один поврежденный транспорт после одной результативной атаки. До января 1945 его имя никому ничего не говорило..
Владимир Зубов
В тюрьму попал за продажу списанных кроватей.
Игорь Петровичь
Моральным уродцам, брюзжащим в своих углах о чужом героизме, даже отвечать не буду - брезгую, как брезгуют блевотиной! А Александру Ивановичу и его команде низкий поклон и большое русское спасибо за деяния его, а ещё за жизнь мою свободную и детей моих, которые таки есть, в том числе и благодаря ему.
Владимир Горшков 
А сколько наших детей немцы утопили в Ладоге и уморили голодом и холодом в Ленинграде? Зуб за зуб, глаз за глаз.
Александр Яхно 
Вообще то это был госпиталь, я ни коим образом не оправдываю фашизм, но надо говорить о других героях, кто шел в атаку, на боевые корабли, кто вставал с окопа и т.д., а ни этого товарища, он сделал все правильно, но геройским это поступок назвать не приемлемо.
Бузыкин Александр 
Тоже считаю, что возносить его на пьедестал - это чрезмерно. Человек выполнил свой воинский долг, это его обязанность. Выполнил хорошо, но тут нельзя списывать элемент удачи. Попал он и вправду хорошо в почти идеальных полигонных условиях.
Если бы у него разрядились аккумуляторные батареи на пару часов позже, то рандеву с лайнером не произошло бы.
Павел Богомолов 
Выполнил долг.... Ты сучара знаешь, что это такое? Долг! Сам наверное от армии отмазался, дрыщ очкастый.
Alex A 
Что за чушь?? Уничтожил толпу летчиков, потерю которых невозможно было бы восполнить. Если бы они остались живы, сколько бы наших погибло?? Что за дебильное фальшивое благородство??!
Alex A 
Ну, не разрядились? Да? Если бы у бабушки был член, она была бы дедушкой. ДбЪ.
Viktor Piskov
На корабле были беженцы из Кёнигсберга, в основном дети, которых хотели переправить подальше от боевых действий.Корабль специально включил все бортовые огни, чтобы было понятно, они везут детей, а не грузы для войны.Маринеску очень удачно это использовал.Но около шести тысяч детей утонули в море.
Бузыкин Александр 
Не совсем так. Гражданское население с детьми конечно было и его было много. Но и немало на борту было солдат и матросов. В частности экипажи нескольких учебных дивизионов Данцигской морской флотилии подводных лодок. В основном курсанты младших курсов подплава. Судно шло с топовыми огнями по прибрежному фарватеру, но нем имелось зенитное вооружение "эрликоны" и боеприпасы.
По законам морской войны это уже не было мирным судном. По аналогии с той же Арменией из 1942 года.
Бузыкин Александр 
Четыре тысячи нацистов, советские морские волки, С-13 морской спецназ..?
Автор похоже дури обкурился...
Павел Богомолов 
Бузя! Заканчивай словодуризмом заниматься. Заблудишься, не вернёшься. Сними с полки мозги, протри аккуратно и положи на место. Словотолк ты, Достоевского!
Alex A 
Закрой вонючую пасть, медуза.
Павел Богомолов 
Бузя! За тебя тут твой любовник в защиту встаёт. Медузу какую то хочет. Ты его на ремешок посади, а то кусаться скоро будет.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Инцидент с попыткой пиратов захватить корабль, в котором оказались «черные береты» СССР
Инцидент с попыткой пиратов захватить корабль, в котором оказались «черные береты» СССР
25
Мужской журнал 09:01 07 янв 2020
Голодные волки окружали медвежат, их мама умоляла о помощи, встретившись взглядом с дедом...
Голодные волки окружали медвежат, их мама умоляла о помощи, встретившись взглядом с дедом...
28
Мужской журнал 08:00 18 май 2019
Морские истории. Смертельная оплеуха от Люфтваффе
Морские истории. Смертельная оплеуха от Люфтваффе
38
Мужской журнал 10:01 12 дек 2021
Секс-символы ХХ века
Секс-символы ХХ века
12
Мужской журнал 18:21 08 апр 2022
Одна атака русского Фынь По
Одна атака русского Фынь По
7
Мужской журнал 09:01 12 авг 2021
Древнерусские города, которые намеренно затопили
Древнерусские города, которые намеренно затопили
4
Мужской журнал 10:00 19 апр 2021
Как спали в Средние века
Как спали в Средние века
6
Мужской журнал 10:01 04 сен 2021
Корабль-призрак: тайна длиною в век
Корабль-призрак: тайна длиною в век
4
Мужской журнал 06:01 15 окт 2020
В Шаге от Войны: Как Советские моряки Разнесли наглый Американский крейсер, который отказался покидать территориальные воды СССР
В Шаге от Войны: Как Советские моряки Разнесли наглый Американский крейсер, который отказался покидать территориальные воды СССР
78
Мужской журнал 10:01 15 дек 2021
Как размножаются морские черти
Как размножаются морские черти
0
Мужской журнал 08:01 31 мар 2018
Активисты в Харькове разгромили логово украинских нацистов
Активисты в Харькове разгромили логово украинских нацистов
10
Ваши новости 15:02 02 ноя 2017
100 цитат о кошках: милые и смешные высказывания, в которых вы узнаете своего питомца
100 цитат о кошках: милые и смешные высказывания, в которых вы узнаете своего питомца
0
Все о работе руками 06:01 24 апр 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства