Названия народов России менялись со временем. Если взять "Алфавитный список народов, обитающих в Российской империи" выпуска 1895 года, то в нем можно встретить много странных названий, о которых многие из нас слышали в историческом контексте, но сейчас не употребляют.
Вот, например, самоеды. Так в старину называли всех коренных малочисленных жителей севера от Архангельска до Тюменской области — ненцев, энцев, селькупов. Странное название с очевидным, казалось бы, происхождением. Самоед — сам себя ест. Что-то связанное с каннибализмом? Нет, не так, хотя можно встретить и такую версию — мол, северные народы во времена лютого голода занимались людоедством.
На самом деле, как считают историки, название "самоед" происходит от слова "сам один", то есть живущий особняком, своей семьей. И действительно, русское население Архангельской губернии называло своих северных соседей самодь, самодины, самоди или даже самоедины. А потом, трансформировавшись в "самоеда", это название широко шагнуло по всей России.
Употреблять его перестали лишь в 30-х годах прошлого века. По предложению советских лингвистов обидное слово "самоед" заменили на "самодийца". И теперь о старом этнониме напоминает разве что название породы собак — самоедская лайка.
А вот в слове "тунгус" ничего обидного не было. Однако сейчас это название считается устаревшим, а употребляется более современное — эвенки. Народ в России считается малочисленным и живет преимущественно в Восточной Сибири, расселившись на пространстве от Енисея до Охотского моря, а на юг даже до монгольских степей.
Зато в литературе и географии осталось много "тунгусских следов". Вспомните, например, Пушкина — стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный". В нем есть такие слова:
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
На карте есть река Подкаменная Тунгуска и Тунгусское плато, в истории — описание прилета Тунгусского метеорита. А знаменитая Угрюм-река в романе Вячеслава Шишкова — это Нижняя Тунгуска, протекающая по северу Иркутской области и Красноярскому краю.
У другого русского классика, Антона Павловича Чехова, в его книге "Остров Сахалин" часто можно встретить слово "гиляки". Этим именем писатель называл коренной народ севера Сахалина, который мы сейчас знаем под названием нивхи.
Гиляками их назвали еще в XVII веке русские первопроходцы, позаимствовав его у китайцев. А вот нивхи — это самоназвание народа, происходящее от слова "человек". Переименование произошло в начале 30-х годов.
Тогда же сменил свое имя и другой народ. Исстари вотяками звали удмуртов. Была даже до 1932 года на карте СССР Вотская автономная область, которую переименовали Удмуртскую, а в 1936 году дали статус автономной республики.
Много писал о быте вотяков Герцен в своей автобиографической хронике "Былое и думы", а в 1892 году название этого народа прогремело на всю Российскую империю: десятерых вотяков из села Старый Мултан обвинили в ритуальном убийстве бродяги. Их защитником тогда выступал писатель Короленко. Через 4 года разбирательств выяснили, что вотяки не виноваты.
Не виноваты были и финны с эстонцами в том, что их в XIX веке с оттенком легкого пренебрежения называли "чухонцами". Происхождение слова идет от древнерусского "чудь" — так в старину собирательно называли все народы финско-угорской группы. Плюсом шел суффикс "хно". Стоит сказать, что чухонцами звали не всех финнов поголовно. Слово было в ходу только в отношении тех, кто жил в Санкт-Петербурге и окрестностях. Оно активно употреблялось и в быту, и в литературе. Так, Пушкин в своих письмах шутливо обзывал Санкт-Петербургскую губернию "Чухляндией", а в поэме "Медный всадник" вспоминал "приют убогого чухонца".
Еще в одном произведении, ставшим несомненной классикой, тоже есть упоминание ныне подзабытого народа. Вспомните, где по Ильфу и Петрову делают всю контрабанду? Разумеется, в Одессе на Малой Арнаутской улице. Так вот она получила свое название в честь народа арнаутов, которые компактно заселили этот одесский район начиная с конца XIX века. Арнауты — это православные албанцы, которые после экспансии турок-османцев бежали из Греции, где они составляли 20% населения, в Украину.
Говоря о ныне забытых названиях было бы несправедливо обойти стороной марийцев. Это сейчас народ называет себя мари, а в Российской империи они звались черемисами. Происхождение этого этнонима, как считают ученые, имеет уральские корни. Черемис — воинственный лесной человек или член племени "чере".
Сами же марийцы всегда считали это название оскорбительным и использовали для самоидентификации слова "человек", "мужчина", "муж" — марий или мари на их языке.
А вот лопари ничего оскорбительного в названии народа не видели. Слово имеет финские корни. Loppu — это "конец", "край земли". Поэтому народы, жившие на самом севере Кольского полуострова, на Руси исстари называли лопарями. И даже многим известная историческая область Лапландия тоже произошла от этого слова. А теперь "лопари" — малоупотребимый этноним. Вместо него существует название саамы. Кстати, в России саамов меньше всего — 1700 человек. А в основном этот народ живет на севере Скандинавии — в Норвегии и Швеции. Как раз в границах той самой Лапландии, которая никогда не была единым государственным образованием.
Многие из перечисленных народов официально признаны в России малочисленными. Но наряду с ними есть у нас народы и вовсе исчезающие, счет представителей которых идет всего лишь на сотни
Комментарии (0)