Долгие годы Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930 годы) считался одним из представителей блестящей плеяды отечественных исследователей, совершавших свои экспедиции под эгидой Военного ведомства. Его называли достойным преемником Н.М. Пржевальского и П.К. Козлова. Повестями Арсеньева о таёжном охотнике Дерсу Узала зачитывались многие поколения советских подростков, а одноимённый фильм, снятый японским режиссёром Акирой Куросавой, даже удостоился приза американской киноакадемии «Оскар». Но, как выяснилось, о деятельности Владимира Клавдиевича мы знаем далеко не всё.
Чёртово место
Прежде всего, напомним нашим читателям, что вышеупомянутая дилогия о Дерсу Узала является художественным произведением, пусть и основанным на подлинных экспедиционных дневниках. А что там правда, что нет — неизвестно. Ведь даже в изуродованных цензурой текстах Арсеньева можно обнаружить описание невероятных фактов.
Взять хотя бы историю «чёртова места». В августе 1907 года, после одного из переходов, экспедиция Арсеньева встала лагерем на берегу реки Билимбе. Ничто не предвещало беды, когда знаменитый гольд (нанаец) Дерсу Узала неожиданно поднял шум. По его словам, его обругала рыба! Когда Арсеньев стал расспрашивать о подробностях происшествия, охотник объяснил, что он отправился с котелком за водой, а из реки, мол, высунулась рыба и смотрела прямо на него, беззвучно открывая и закрывая рот. Видимо, ругалась на своём языке.
Но это были ещё только цветочки. Дальше — больше. Едва чайник повесили над огнём, как один из камней кострища, накалившись, лопнул с такой силой, что разбросал угли во все стороны. Это происшествие заставило Дерсу встревожиться ещё сильнее. И, наконец, когда сам Арсеньев вечером отправился с ружьём на прогулку, то он стал свидетелем загадочного явления. По окутанной туманом реке в его сторону совершенно бесшумно вдруг поплыла какая-то огромная тёмная масса. Однако, не достигнув берега, она внезапно замерла, а потом, попятившись, скрылась из виду. Что это было, Арсеньев так и не смог установить. Для зверя, пожалуй, чересчур велико по размерам. Быть может, это была груда брёвен, которую сносила река? Но вряд ли бурелом мог вот так запросто сменить направление движения и уплыть вверх по течению.
Рассказ «капитана» окончательно убедил Дерсу в том, что дело тут нечисто. Поэтому он немедленно взялся проводить обряд изгнания чёрта. Для этого гольд нарубил побольше сырых дров и разложил из них огромный костёр. Когда пламя разгорелось, следопыт стал с громкими криками разбрасывать тлеющие головешки. Вокруг разлетались целые снопы искр. К потехе не замедлили присоединиться русские солдаты и казаки из команды Арсеньева, и в мгновение ока костёр был уничтожен. Но обряд, к сожалению, не помог.
Посреди ночи всех поднял на ноги караульный, услышавший, как какое-то крупное животное прыгнуло в воду с противоположного берега. Затем оно переплыло реку и выбралось на галечный пляж уже по эту сторону. Экспедиционные мулы начали выказывать явные признаки беспокойства, да и собаки, поджав хвосты, старались держаться поближе к людям. Наконец, Арсеньев, решив дальше не искушать судьбу, выстрелил из винтовки в воздух. Ночной пришелец, пробежав по загремевшей гальке, бросился обратно в реку и уплыл. Ни Дерсу Узала, ни китайский старшина Чжан-Бао по звуку шагов определить породу неведомого зверя не смогли. Изюбр при передвижении по камням производил бы гораздо больше шума, да и медведь обычно пыхтит на ходу. Сам Арсеньев выдвинул предположение о нападении тигра, но оба следопыта эту версию напрочь отвергли. Дерсу, впрочем, и не собирался гадать, со всей уверенностью заявив, что приходил черт, и никто переубедить его не смог. Да и не пытался.
Крылатые люди?
Однако самая таинственная (и поэтому особенно часто пересказывавшаяся) история произошла с Арсеньевым в июле следующего, 1908 года в районе реки Гобилли. Отправившись поохотиться, исследователь неожиданно заметил на тропе огромный след, похожий и на человеческий, и на медвежий. Почти сразу же зарычала и ощетинилась сопровождавшая Арсеньева собака Альпа. Из зарослей послышался треск ломающихся сучьев, как будто какой-то зверь бросился в сторону. Но не убежал, а через мгновение замер. Когда же Арсеньев сделал шаг, неведомое существо отскочило ещё на пару метров и опять затаилось. Рассмотреть что-либо сквозь стену густого кустарника исследователь не мог. Тогда он поднял с земли камень и швырнул в сторону источника звука. И тут вдруг послышался шум крыльев, над лесом поднялась огромная тёмная фигура и полетела к реке, оглашая окрестности странными криками, напоминавшими женский плач вперемешку с совиным уханьем.
Знаете ли вы что…
Над многотомным романом с красноречивым названием «Последний из удэге» работал также известный советский писатель Александр Фадеев. Он покончил жизнь самоубийством, застрелившись 13 мая 1956 года.
Подивившись, Арсеньев вернулся к лагерю, где его уже ждали вернувшиеся с охоты удэгейцы. Рассказу начальника они нисколько не удивились. По убеждению туземцев, в тайге и впрямь обитают крылатые люди. Об их присутствии удэгейцы догадывались по цепочкам следов, неизвестно откуда возникавших на охотничьих тропах и так же неожиданно прерывавшихся. Как будто кто-то, приземлившись, пробегал по земле и затем опять взлетал.
Научный авторитет Владимира Клавдиевича, своим свидетельством невольно подтвердившего древнюю легенду, подогрел интерес к теме крылатых людей, в новейшее время незамедлительно окрещённых криптидами.
Злополучная выставка
Помимо собственно географических исследований Арсеньев занимался ещё и этнографией и археологическими раскопками. Ему удалось собрать богатейший материал. В ноябре 1910-го — апреле 1911 годов коллекции Арсеньева экспонировались в Санкт-Петербурге, на выставке, устроенной в Русском музее, которую соблаговолил посетить император Николай II. Самодержца особенно заинтересовали предметы погребального культа народа богхаи, считавших себя выходцами из древней и исчезнувшей страны Шуби. Своих богов жители страны представляли в виде крылатых существ, живших под землёй и после смерти уносивших души усопших в иной мир. Именно поэтому богхаи и окрестные народы процарапывали на черепах покойников странные символы, а потом старались подложить их в птичьи гнезда (выбирали, естественно, большие). Ведь, по верованиям местных племён, душа человека обитает в черепе. Соответственно, крылатый бог, прилетев в гнездо, может забрать её, а затем, по прошествии определённого времени, вернуть обратно, вложив в голову новорождённого младенца. Так будет продолжаться до тех пор, пока душа полностью не очистится и не останется в богхайском аналоге рая. Древние же крылатые боги живы и по сей день, просто они укрылись в тайных подземных жилищах, откуда регулярно прилетают в наш мир, чтобы присматривать за своим народом. По крайней мере, в этом твёрдо были убеждены местные жители, с которыми беседовал учёный.
После посещения выставки император распорядился убрать из экспозиции все, относящееся к погребальному культу богхаев. Возможно, это и послужило причиной крепкой обиды В.К. Арсеньева на весь Петербург. Такой вывод можно сделать, ознакомившись со следующими строками из его письма: «Нехороший осадок оставил у меня Питер — карьеризм поглотил человека! Этот Вавилон закрутил было и меня, да, слава Богу, я вовремя очнулся и убежал к себе в Приморье».
Слишком много совпадений
Но что, если в данном случае прав был именно государь, а не учёный? Уж не накликал ли беду Владимир Клавдиевич, раскапывая древние захоронения? Ведь как-то слишком много насильственных смертей и необъяснимых несчастных случаев окружало его впоследствии. Судите сами.
Весной 1908 года в тайге неизвестные убили знаменитого Дерсу Узала. Казалось бы, какие ценности можно взять у старика гольда? Ну разве что винтовку системы Бердана. Не слишком ли ничтожная цена за человеческую жизнь?
Восемь лет спустя, по свидетельству автора книги «Битва за Шамбалу: НКВД против Аненербе» Лина фон Паля, неизвестные бандиты вырезали всю первую семью Арсеньева. При этом было похищено и ритуальное зеркало богхаев, с которым он никогда не расставался. Словно для того, чтобы спрятать некую древнюю тайну. В 1925 году ещё один проводник Арсеньева — таза Чан-Лин трагически погиб на реке Такеме в местности Илимо.
Наконец, 4 сентября 1930 года последовала смерть самого Владимира Клавдиевича. По официальной версии, Арсеньев умер от воспаления лёгких. А по мнению некоторых исследователей, это было тщательно замаскированное самобийство. По крайней мере, в одном из писем, за несколько месяцев до кончины исследователь обмолвился: «Моё желание — закончить обработку своих трудов и уйти, уйти подальше, уйти совсем — к Дерсу!» Вот желание и сбылось…
Но и это ещё не конец истории. После смерти учёного его вторая жена, Маргарита Николаевна Арсеньева в 1935 году была арестована органами НКВД по Дальневосточному краю. Несчастную женщину заставили оговорить покойного мужа. Согласно замыслу чекистов, В.К. Арсеньеву отводилась масштабная роль главы всей японской разведки в Союзе! Саму же Маргариту Николаевну расстреляли 21 августа 1938 года.
В довершение всех несчастий бесследно исчезла незаконченная рукопись книги «Страна Удэге», над которой учёный работал целых 27 лет и считал главным трудом своей жизни. Звучит невероятно, но, возможно, причина всех этих трагедий в том, что выдающийся учёный и исследователь, прикоснувшийся к древним верованиям, слишком глубоко погрузился в пучину мистицизма. А это ещё никого не доводило до добра. Ведь недаром в народе говорят: «Не буди лихо, пока оно тихо»!
Журнал: Тайны 20-го века №8, Андрей Ворфоломеев
Источник:
Источник:
Комментарии (2)