Император Александр I проявлял интерес к древней цивилизации. Во время переговоров с Наполеоном в Тильзите в 1807 году с любопытством слушал его рассказы о Египте. Через год Бонапарт преподнёс Александру египетский сервиз, изготовленный на Севрской мануфактуре.
1 из 5
Листайте галерею >> Египетский сервиз на выставке в Музее зарубежного искусства в Ярославле. Источник изображения:
По словам французского дипломата Матьё де Лессепа, презентовавшего сервиз, Александр Павлович всё долго и внимательно рассматривал и был в восхищении от каждого предмета.
Если интерес и восторг нашего императора были искренними, а не являлись частью дипломатической игры, то вполне понятно, почему для новых ворот в его любимом Царском Селе был избран египетский стиль.
Хотя ворота были установлены уже при его младшем брате, Николае I, задумка родилась ещё у самого Александра.
Мне встречалось мнение, что Александр I увлекался масонскими идеями и для него эти ворота имели некое сакральное значение. Но не будем уходить в эти дебри.
Установленные вскоре после смерти Александра Павловича, несомненно, ворота были посвящены его памяти. В 1827 году, когда утверждался окончательный проект, исполнялось 15 лет со дня победы в Отечественной войне и 50 лет со дня его рождения.
Император Александр I в Царском Селе
Нельзя не упомянуть и некоторые исторические и географические совпадения, аллегорически связывающие Царское Село с египетской темой (прошу не путать с альтернативным бредом псевдоисториков).
- Главное дело жизни Александра I - победа над Наполеоновской Францией, ранее завоевавшей Египет.
- Египет когда-то был частью Византии, а возрождение этой империи считалось одним из главных дел жизни Екатерины Великой, при которой Царское Село достигло наивысшего расцвета.
- Своего старшего внука Екатерина назвала в честь прославленного полководца Александра Македонского - для будущих побед и завоеваний. Ожидания частично оправдались.
- Столицей эллинистического Египта был город Александрия, основанный Александром Македонским. Александрию и Санкт-Петербург часто образно сравнивают (опять-таки просьба не путать с альтернативным бредом о том, что Петербург - это и есть Александрия).
Кордегардии (караулки) Египетских ворот по форме напоминают одновременно и боевые башни, и пилоны, предваряющие вход в храм.
Храм в Луксоре. Источник изображения: allowwonder.com
Размышляя о том, что означало появление на въезде в царскую резиденцию ворот именно такой формы, можно объяснять это по-разному.
- Прежде всего, ворота - это атрибут безопасности: пункт охраны и пропуска. А во время Великой Отечественной войны они стали настоящими боевыми башнями.
- Также их можно воспринимать как ворота, через которые проходили бы праздничные процессии (как было принято в египетских храмах). Ведь в Царском Селе часто устраивались пышные торжества, а дорога к нему богато украшалась декорациями и иллюминацией.
- Или они являются воротами, ведущими в "храм". Парки Царского Села аллегорически можно назвать храмом природы или храмом памяти об усопших владельцах этих мест.
По трагическому совпадению, ворота стали последним проектом Адама Менеласа, того самого архитектора, который несколько лет занимался переустройством Александровского парка.
Проект Египетских ворот, подписанный Адамом Менеласом 18 сентября 1827 года
Менелас скончался от холеры до окончания строительства - в 1831 году. Так что ворота можно воспринимать ещё и как памятник зодчему, много лет прослужившему российским императорам и Царскому Селу.
Адам Адамович Менелас (1756?-1831) Adam Menelaws
Достраивал ворота Александр Тон, профессор архитектуры Академии художеств, назначенный наблюдающим за строениями Царского Села. Интересно, что его младший брат Константин примерно в это же время занимался оформлением спуска к Неве напротив Академии, где установил самых настоящих сфинсков, привезённых из Древних Фив.
3️⃣ Сюжеты, изображённые на воротах
Караулки ворот выстроены из кирпича и облицованы чугунными плитами, окрашенными в цвет, имитирующий песчаник. На плитах размещены сцены из жизни древних египтян, мифологические сюжеты и иероглифы.
Теоретически возможно, что изображения разместили на пилонах с определённым смыслом и даже составили какое-то послание для въезжающих и выезжающих. Египетское письмо было расшифровано за несколько лет до начала строительства ворот.
Но самое распространённое мнение состоит в том, что просто наиболее подходящие замыслу архитектора композиции были скопированы с гравюр из "Описания Египта", о котором речь уже шла выше, и из "Книги мёртвых".
Остров Филы. Храм Исиды. Вид на второй пилон и двор перед ним. Гравюра из "Описания Египта", том 1.
Росписи и рельефы на египетских сооружениях изображали сцены из земной жизни: охоту, рыбную ловлю, земледельческие работы, мастерские ремесленников, игры, танцы, семейные сцены, а также военные сюжеты. Жизнеописанию обитателей Царского Села всё это подходило.
В одной книге написано, что ворота украшают 30 различных сцен из египетской мифологии. Честно, я не пересчитывала, поверю наслово.
Группы рельефов одинаковые на всех фронтальных частях и на всех боковых. То есть, всего существует две композиции, каждая из которых повторяется 4 раза - по 2 раза на каждом пилоне.
Верхнюю часть башен со всех сторон украшают одинаковые прогнутые карнизы с изображениями крылатых солнечных дисков и змеиных голов.
Один из архитектурных прототипов - портик храма в Ком-Омбо.
Фрагмент гравюры из "Описания Египта", том 1
На боковых сторонах пилонов внизу расположены парные фигуры бога Осириса, в образе человека в мужской одежде и в короне из листьев папируса. Над ними - музыканты, играющие на арфах.
К этим сюжетам я тоже нашла оригиналы.
Росписи комнаты с арфами в гробнице фараона в Фивах. "Описание Египта", том 2.
Комментарии (0)