По дороге в Царское Село (город Пушкин) мы проезжаем Египетские ворота, которые обычно всех удивляют не только своим видом, но и вообще фактом существования в резиденции российских императоров.
Во время экскурсии рассказу об этой постройке можно уделить не более минуты, поэтому приходится ограничиваться общими фразами. А между тем, история бытования ворот очень интересна и необычна.
Египетские ворота в Царском Селе. Все фото сделаны лично мной, если не указано иное
1️⃣ Въездные ворота в царскую резиденцию - пункт охраны
К Царскому Селу ведёт несколько дорог с разных сторон.
В настоящее время мы въезжаем в город Пушкин по дороге, которая раньше называлась Кузьминской, так как вдоль неё до войны располагалась деревня Большое Кузьмино. Ворота назывались так же: Кузьминские.
Они были поставлены как пропускной пункт на въезде в царскую резиденцию. Перед ними находился шлагбаум, за ними - гауптвахта, а пилоны играли роль караулок (кордегардий), где размещалась стража.
Египетские ворота в Царском Селе, 1835 год. Живопись на фарфоре по оригиналу В.Е.Галямина. Государственный Эрмитаж
За воротами дорога расходилась на три стороны: на бульвар, к центру города и в сад Александровского дворца.
Фрагмент листа из Атласа города Царского Села, составленного Н.И.Цыловым, 1857 г.
К началу 20 века, когда Царское Село стало постоянным местом жительства семьи Николая II, за воротами на территории сада разместились казармы Собственного Его Императорского Величества сводного пехотного полка и СЕИВ Конвоя.
Кузьминская дорога изначально была прямая и вела к Екатерининскому дворцу. Но современная Дворцовая улица делает странный крюк. Замечали?
Появился этот изгиб в эпоху императора Александра I.
Дело в том, что дворец, который выстроила для него бабушка Екатерина, стоял в непосредственной близости от трассы, да ещё и под углом к ней. А напротив дворца располагался пруд. Другого места для размещения постройки не нашлось - остальная территория уже была освоена.
Фрагмент карты Царского Села и города Софии, 1810-е годы
Перед Новым дворцом невозможно было устроить обширный луг, который служил бы отличной площадкой для любования зданием и зелёной "буферной зоной". Было невозможно, но очень хотелось.
Поэтому в 1810-е годы в процессе переделки парка площадь перед дворцом увеличили за счёт корректировки трассы Кузьминской дороги. На новой площадке высадили деревья и проложили сеть дорожек.
Фрагмент плана императорских садов и парков в Царском Селе, 1858 г.
Первоначальная трасса Кузьминской дороги сохранилась до наших дней. Вдоль неё к началу 20 века появилось множество разных построек. Их и старую дорогу хорошо видно, например, на немецком аэрофотоснимке, сделанном в 1939 году.
Фрагмент немецкого аэрофотоснимка города Пушкина, сделанного 15 августа 1939 г.
На этом же снимке вверху видны домики ещё сущестсвующей деревни Большое Кузьмино, трасса царской ж/д ветки, круглая площадь перед воротами и сами ворота.
Проезд транспорта сквозь них сохранялся до конца 1980-х годов.
1 из 4
Листайте галерею >> 1950-е (?) Источник изображения: vk.com/photo-67055863_457290508
Однажды в левую часть, не вписавшись в поворот, врезался грузовик и снёс решётку. На опоре-герме остались трещины, которые видно и сейчас.
После этой аварии дорожное движение организовали вокруг ворот, а на прилегающей к ним территории появился сквер с газонами и клумбами.
Сейчас об исторической трассе напоминают лишь сохранившиеся колёсоотбойные тумбы и фрагмент булыжной мостовой. Пройти сквозь ворота можно пешком. Прогуляемся?
2️⃣ Почему египетские? Дань моде или сакральный смысл?
При подготовке статьи я встретила несколько трактовок причин установки этих ворот: от простой дани моде на египетский стиль до мистического посвящения усопшему императору Александру I. Каждый вариант интересен и вполне имеет право на существование.
Мода на вещи в египетском стиле в Европе появилась в начале 18 века, когда в Италии обнаружили древнеегипетские и псевдоегипетские памятники времён поздней античности. Новый всплеск интереса к этой культуре произошёл после Египетского похода Наполеона.
Целью похода было продвижение французской армии в сторону британской колонии в Индии с последующим её захватом. Или хотя бы создание видимости такой угрозы.
Вместе с военными в эту древнюю страну отправилась огромная экспедиция: 167 учёных из разных областей науки, а также художники и гравёры. Французы собирались не только завоёвывать территории, но и добывать знания и, конечно, трофеи - античные ценности.
Первый год пребывания Наполеона в Египте был триумфальным, но впоследствии французская армия уступила британской и все собранные артефакты были перевезены в Лондон, где сейчас и находятся.
Как говорится, всё, что нажито непосильным трудом: три саркофага отечественных, три папируса, камни Розетские... три... штуки...
Часть Египетской коллекции Британского музея. Источник изоражения: guruturizma.ru
Но труд учёных и художников не пропал даром. В Париже в период с 1809 по 1829 годы было выпущено огромное многотомное коллективное издание "Описание Египта".
А с 1802 по 1813 годы - "Путешествие по Нижнему и Верхнему Египту" Доминика Виван-Денона. Эти издания содержали текстовые описания и главное - зарисовки древних памятников.
Воооот такого формата в них были гравюры. Источник изображения: fotostock.com
Для Европы это стало открытием ещё одной художественной вселенной. Египетские мотивы: иероглифы, сфинксы и скарабеи, обелиски и пирамиды, изображения богов и фараонов - стали неотъемлемой частью нового стиля Наполеоновской Франции - ампира.
Особенно ярко это проявлялось в мебельном декоре и архитектуре.
Ампирная мебель с египетскими элементами. Источник изображения: roskosh-jewel.ru
Петербург тоже не остался в стороне от новой моды. В Царскосельском парке ещё при Екатерине II появилась пирамида-усыпальница, на Строгановской даче на Чёрной речке - ворота в египетском стиле, чуть позднее построен Египетский мост через Фонтанку (1826 г.), установлены сфинксы у Академии художеств (1832 г.).
Комментарии (0)