Нам сейчас кажется, что шоколад был всегда. А между тем первая шоколадная плитка появилась только в 1899 г. в Швейцарии.
В Российской империи кондитерское производство до начала XIX в. было, по большей части, кустарным. Активно осваивали русский кондитерский рынок и иностранцы.
История появления шоколада в России началась в 1850 г., когда приехавший из немецкого Вюртенберга в Москву Фердинанд фон Эйнем открыл на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколадной продукции, в том числе и конфет.
В 1867 г. Эйнем и его компаньон Гейс построили на Софийской набережной здание новой фабрики. Эта фабрика одной из первых была оснащена паровой машиной, что позволило фирме быстро стать одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в стране.
После Октябрьского переворота 1917 г. все кондитерские фабрики перешли в руки государства — в ноябре 1918 г. вышел декрет Совнаркома о национализации кондитерской промышленности. Естественно, что смена хозяев повлекла за собой и смену названий. Фабрика Абрикосовых получила имя рабочего Петра Акимовича Бабаева, председателя Сокольнического райисполкома Москвы. Фирма «Эйнемь» стала называться «Красный Октябрь», а бывшая фабрика купцов Леновых была переименована в «Рот Фронт».
Правда, идеи Маркса и Ленина, революционный настрой и новые названия никак не могли повлиять на технологию производства кондитерских изделий. Как при старой, так и при новой власти для производства сладостей нужен был сахар, а для изготовления шоколада — какао-бобы. И с этим были серьезные проблемы.
«Сахарные» районы страны долгое время были под властью белых, а валюта и золото, за которые можно было купить заморское сырье, шли на закупку хлеба. Только к середине 20-х гг. кондитерское производство было более-менее возрождено. Помог этому НЭП, предпринимательская жилка и рост благосостояния городских жителей позволили быстро увеличить выпуск карамели, конфет, печенья, пирожных.
Свой отпечаток на кондитерскую отрасль наложила плановая экономика, пришедшая на смену НЭПу. С 1928 г. производство сладостей было строго регламентировано, каждая фабрика была переведена на свой, отдельный вид продукции. В Москве, например, карамель производила фабрика им. Бабаева. Производителем шоколада в СССР была фабрика «Красный Октябрь», а печенья — «Большевик».
В годы войны многие кондитерские фабрики были эвакуированы из европейской части страны в тыл. Кондитеры продолжали работать, выпуская, помимо прочего, стратегически важную продукцию. В набор «неприкосновенного запаса» обязательно входила плитка шоколада, спасшая жизнь не одному летчику или моряку.
После войны по репарации из Германии в СССР поступило оборудование с немецких кондитерских предприятий, что позволило в короткие сроки наладить производство шоколадных изделий. Производство шоколада росло с каждым годом. К примеру, в 1946 г. на фирме-производителе шоколада в СССР им. Бабаева было переработано 500 т какао-бобов, в 1950-м — 2000 т, а к концу 60-х — 9000 т ежегодно.
Такому внушительному росту производства косвенно способствовала внешняя политика. СССР долгие годы поддерживал различные режимы во многих странах мира, в том числе и африканских. Главным для этих режимов было поклясться в верности коммунистическим идеалам, и тогда помощь в виде оружия, техники, оборудования была обеспечена. Поддержка эта была практически безвозмездной, единственное, чем африканцы могли хоть как-то расплатиться с СССР, — это сырье и продукция сельского хозяйства, поэтому-то кондитерские фабрики бесперебойно снабжались сырьем с далеких африканских просторов.
В те годы конкуренции между производителями шоколада в СССР, в традиционном ее понимании, не было. Кондитеры могли бороться за премии и звания, например, «лучший в отрасли», за награды на выставках, за любовь, в конце концов, потребителей, но не за их кошельки. Проблемы со сбытом конфет и другой сладкой продукции могли быть у совсем уж нерадивых и «невкусных» производителей.
Но и дефицита, по крайней мере, в крупных городах не было. Конечно, время от времени названия конфет в СССР, как «Белочка», «Мишка на Севере» или «Каракум», исчезали с прилавков, а «Птичье молоко» вообще редко на них появлялось, но обычно москвичи, киевляне или бакинцы могли купить, пусть не в каждом магазине, свои любимые лакомства.
Исключение составляли предпраздничные дни. Каждое предновогоднее детское представление в театре или утренник заканчивались раздачей сладких наборов, из-за чего с полок магазинов в это время исчезали самые популярные сорта конфет. Перед 8 Марта с трудом можно было найти конфеты в коробках, которые вместе с букетиком цветов составляли «универсальный», не требующий от мужчин серьезных раздумий подарок к празднику.
Давайте сейчас, в преддверии Нового года, вспомним самые известные конфеты прошлого, с которыми у нас ассоциировался этот праздник.
Конфеты «Белочка». Это были шоколадные конфеты, главными атрибутами которых являются дробленый фундук в начинке, а также стилизованное изображение белочки с орешком в лапках.
Первая «Белочка» появилась в начале 40-х гг. и производилась Кондитерской фабрикой им. Н.К.Крупской, которая входила в состав Ленинградского производственного объединения кондитерской промышленности. В советское время объем производства фабрикой этих популярных конфет достигал тысяч тонн в год.
Конфеты «Каракум». Эти шоколадные конфеты изготавливались из орехового пралине с добавлением какао и дробленых вафель. Мало кто знает, что изначально «Каракум» был фирменной маркой Таганрогской кондитерской фабрики.
Конфеты «Мишка на Севере». Эти мягкие глазурованные конфеты с ореховой начинкой, заключенной в вафельный корпус, получившие такое ласковое название, кондитеры фабрики им. Н.К.Крупской начали выпускать накануне Великой Отечественной войны, в 1939 г.
Конфеты настолько полюбились жителям Ленинграда, что даже во время сложнейшего периода жизни города, несмотря на все трудности военного времени и осадного положения, фабрика не прекратила производство этого лакомства и уже в 1943 г. выпустила 4,4 т этих конфет. И как знать, может быть «Мишка на Севере» стал одним из тех важных элементов, что поддерживали в жителях блокадного города веру в победу.
Конфеты «Мишка косолапый». Этот своеобразный советский кондитерский символ родом не из СССР, а из царской России. Его история началась в мастерских «Товарищества паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнемъ»», причем сама история создания конфеты давно обросла многочисленными легендами.
Примерно в 80-е гг. XIX в. на пробу Юлиусу Гейсу, руководителю «Товарищества «Эйнемъ», принесли конфету: толстый слой миндального пралине был заключен между двумя вафельными пластинами и глазированным шоколадом. Находка кондитеров фабриканту пришлась по вкусу, тотчас появилось и название — «Мишка косолапый».
По легенде, в кабинете Гейса висела репродукция картины Ивана Шишкина и Константина Савицкого «Утро в сосновом лесу», вследствие чего сначала было придумано название, а позднее и оформление нового лакомства.
Конфеты «Ну-ка отними!». Эти популярные в советское время конфеты с пралиновым корпусом и шоколадной глазурью тоже были выпущены более ста лет назад на фабрике «Эйнемъ» благодаря художнику Мануилу Андрееву.
На фантике он изобразил свирепого вида мальчугана с битой в одной руке и надкусанной плиткой шоколада «Эйнемъ» в другой. Не вызывало сомнений, что мальчик готов на все, чтобы доесть шоколад.
В таком виде конфета просуществовала недолго, т.к. счастливый советский малыш не мог иметь такой свирепый вид, тем более штаны в заплатах. Поэтому на последующих вариантах этикетки фабрик НАРКОМПИЩЕПРОМа СССР, а после 1947 г. — Министерства пищевой промышленности — мальчик счастливо улыбается, рука уже в кармане и палка исчезла.
Название тоже слегка изменилось — был переставлен местами дефис и слово «конфект» было заменено на привычное нам «конфета». А в 1952 г. ученик Андреева, художник фабрики «Красный Октябрь» Леонид Челноков, творчески переработав и сохранив фон обертки, нарисовал девочку в синем в горошину платье с конфетой в руке и белой собачкой. Надпись уже была выполнена по всем правилам современной орфографии.
Конфеты «Красный мак». Предположительно название этих глазированных шоколадом конфет с начинкой пралине с добавлением леденцовой крошки и ароматизаторов «ваниль» и «фундук» произошло от балета «Красный мак».
В 1926 г. в Большом театре готовилась постановка нового балета «Дочь порта», но руководство театра посчитало либретто балета Рейнгольда Глиэра недостаточно динамичным и мало интересным. Оживили сюжет постановщик и художник, а музыкальное оформление балета «Дочь порта» с позволения автора было переведено на музыкальное оформление балета «Красный мак».
В сюжетную линию вплетены и отрицательные герои в образе заговорщиков и коварного начальника порта Хипса, и советские моряки, и юная китаянка по имени Тао Хоа, влюбленная в капитана русского судна. Конфликт буржуа и большевиков, попытка отравления справедливого капитана и трагическая кончина отважной девушки.
В финальной сцене представители китайской бедноты — партизаны «красные пики» — несут тело смертельно раненной девушки на носилках, прикрывая ее красным знаменем. Очнувшись, умирающая Тао Хоа передает окружающим детям алый цветок мака, подаренный капитаном. В небе загорается огромный красный цветок. К нему идет беднота, освобожденная от власти европейцев. На носилки с мертвой Тао Хоа сыплются бесчисленные лепестки красного мака. Печальная и одновременно красивая история. Разве не достойна она увековечивания в кондитерском искусстве?
Батончики «Рот Фронт». Этот шоколадный батончик с добавлением дробленых вафель, тертого арахиса берет начало в 1826 г., когда предприимчивый мещанин Сергей Ленов открыл «Кондитерскую мастерскую» по производству помадки и карамели в районе Замоскворечья.
Вскоре продукция предприятия стала очень популярна и получила признание покупателей и купцов по всей России, а маленькая мастерская выросла в крупную фабрику «Торгового дома Г.А. и Е.С. Леновых».
В 1917 г. семья Леновых, владельцы фабрики, продали ее Центросоюзу. Предприятие получает новое название — «Кондитерская фабрика Московского союза потребительских обществ». В конце 1918 г. фабрика, как и многие другие предприятия, была национализирована. Название «Рот Фронт» появилось в 1931 г. в знак солидарности с немецкими рабочими-антифашистами (слова «Рот Фронт» (Красный Фронт) были девизом немецкой массовой организации рабочих-антифашистов).
Шоколад «Вдохновение». Это был первый в Советском Союзе шоколад, разделенный на порционные кусочки. Мало кто знает, но его появлением в СССР мы обязаны Председателю Совета Министров СССР Алексею Косыгину. Во время своего визита во Францию чем-то подобным его угостили местные кондитеры.
Вдохновленный Косыгин привез французский шоколад с собой и дал указания Государственной кондитерской фабрике N2 немедленно начать собственное производство. В 1967 г. шоколад под названием «Вдохновение» появился на прилавках. Для оформления упаковки была выбрана тема балета, который всегда был визитной карточкой Советского Союза.
О. БУЛАНОВА
Источник:
Комментарии (0)