Венецианский карнавал — один из самых ярких символов города. Его история уходит в глубину веков. На праздник стекаются толпы людей, желающих приобщиться к великому маскарадному искусству, полюбоваться роскошными костюмами и масками, демонстрируемыми на всех площадях.
Создание маски — это уникальное венецианское искусство, традиция, насчитывающая сотни лет и делающая карнавал поистине уникальным.
Начнем с истоков. Первое упоминание о маскараде восходит к акту дожа Витале Фалье от 1094 года. Там впервые написано слово carnevale. И о нем говорится как об общественном развлечении. Венецианские богатые семьи решили учредить в городе увеселительные мероприятия с теми же целями, которые преследовались в Древнем Риме. Нужно было переключить внимание людей с социальных проблем и устроить в городе праздник, во время которого венецианцы и незнакомцы широкой рекой лились по улицам, пели песни и танцевали.
Благодаря анонимности, которую гарантировали маски, было достигнуто некое выравнивание всех социальных различий. Была разрешена публичная насмешка над властью и аристократией. Очевидно, что эти уступки были широко распространены и способствовали снятию социальной напряженности в обществе.
Впервые венецианский карнавал был признан государственным праздником в указе 1296 года. Республиканский Сенат объявил выходной перед Великим постом. С этого времени и в течение многих последующих веков маскарад длился по несколько недель.
В масках и костюмах можно было полностью скрыть свою личность. Тем самым отменялись все формы социальной, половой и религиозной принадлежности. Каждый мог придумывать новые правила и поведение, основанное на измененной внешности. Характер диктовала маска. Беззаботное освобождение от повседневных привычек, от предрассудков, ощущение внутренней свободы от собственных комплексов и привычек, возможность попробовать другую жизнь стало самой сущностью карнавала.
Со временем карнавал приобретал все большее значение. Это положительно сказывалось на экономике Венеции. Все больше росла торговля масками и костюмами.
Начиная с 1271 года в городе появляются специальные школы по производству масок, разрабатываются методики изготовления. Мастера по изготовлению масок стали настоящими ремесленниками. Они создавали все более изощренные формы и фактуры.
Горожан развлекали жонглеры, акробаты, музыканты, танцоры, дрессировщики животных, артисты разных жанров, использовавшие необычные, оригинальные костюмы. Уличные торговцы продавали все виды товаров, от сезонных фруктов до дорогих тканей, от специй до продуктов из дальних стран, особенно с Востока, с которыми Венеция уже установила тесные и ценные коммерческие связи со времени знаменитого путешествия Марко Поло по Шелковому пути. Кроме главного мероприятия, во многих частных домах, кафе и театрах устраивались небольшие спектакли. В резиденциях венецианских дожей проходили великолепные балы-маскарады.
В XVIII веке Венецианский праздник доходит до своего максимального блеска. Он становится престижным и известным во всей Европе. Венеция превращается в место туристического паломничества.
Джакомо Казанова — главный герой того времени. Венецианский писатель, прожигавший свою жизнь между горячими любовными похождениями и приключениями, сумел стать частью мифологии города и придать неповторимый колорит той эпохе.
Венецианский карнавал открывается праздником Festa delle Marie (Праздником Марии). В день очищения Девы Марии, 2 февраля браки двенадцати молодых девушек, выбранных среди самых бедных, коллективно благословлялись в базилике Сан-Пьетро-ди-Кастелло.
Приданое девушкам готовили патрицианские семьи Венеции. После роскошной свадьбы невесты шествовали к площади Сан Марко. Во Дворце дожей им вручались подарки, драгоценности и золото из городской казны. После богатого приема невесты отправлялись на гондолах по Большому каналу до церкви Санта-Мария Формоза и там продолжали праздновать.
Были в истории города случаи, когда невест с богатым приданым крали. Произошло это в 943 году. Истрийские пираты вторглись в церковь, забрали невест. После некоторого замешательства, венецианцы под командованием дожа, не раздумывая, на парусных лодках, отправились в погоню за грабителями. Они настигли их у города Каорле, напали и убили всех. Ни одна невеста при освобождении не пострадала. Трупы пиратов дож приказал выбросить в море.
В честь этой победы над пиратами и был учрежден Festa delle Marie. С этого момента его стали отмечать ежегодно.
За свою многовековую историю шествие проводилось по-разному.
В 1272 году городская казна пыталась уменьшить количество девушек сначала до четырех, затем до трех. Власти берегли кошельки патрициев и пытались сократить огромные расходы на приданое. Получалось так, что со временем стали выбирать совсем не бедных невест, самых красивых. Это нарушало религиозный смысл традиции. Тогда решили заменить симпатичных девушек деревянными символическими статуэтками. Этого венецианцы вынести не смогли. Они закидали фигуры камнями и овощами. Делали это так активно, что в 1349 году пришлось принять специальный закон, запрещающий бросать камни. Затем шествие отменили вовсе — заменили поздравлением дожей в церкви Санта-Мария Формоза.
Полностью традиция была восстановлена в 1999 году. Карнавал всегда начинался с «Полета ангела».
Ангел летел по натянутому канату от колокольни Сан-Марко к Дворцу дожей. Он символически воздавал дань уважения главе города, и тот начинал праздник. В Средневековье этот трюк выполнял профессиональный акробат. Он шел по канату в костюме с крыльями за спиной. Но в 1759 году спектакль закончился трагедией: акробат рухнул на землю.
Сегодня это выглядит так:
Карнавал дал толчок развитию Комедии дель арте. Знатные венецианские семьи хотели видеть все более сложные представления и нанимали профессиональных актеров.
Появились театральные труппы и талантливые авторы, самым знаменитым из которых стал Карло Гольдони. Пьеро и Арлекино тоже родом из Венеции.
Комментарии (0)