То что нужно настоящему мужыку!

Кому на Руси пить хорошо?

 

Статья из архива, размещена 2013-03-01

История развития всего человечества тесно связана с употреблением алкогольных напитков. Алкоголь вообще-то слово арабское, означающее нечто особенное, изысканное. А рождение сброженных напитков восходит ко времени основания сельского хозяйства, то есть около десяти тысяч лет до нашей эры. И как же так получилось, что из медовой браги, ячменного пива и кумыса, широко распространённых среди древних славян, в государстве Российском сформировались условия, при которых алкоголизм стал общенациональной проблемой. Почему культура потребления спиртных напитков стала подобна той, что мы имеем на сегодняшний день. И как вышло, что никто в мире не принимает нас как высокоинтеллектуальную нацию, давшую миру множество великих открытий и талантливых ученых, нацию сильных людей, умеющих любить и защищать свою Родину. Напротив, существует прямо-таки непоколебимая уверенность в том, что перепить русского человека не сможет никто. Попробуем же проследить историю возникновения спиртных напитков в родном Отечестве.

 


Ряд авторитетных источников рекомендуют искать корни сей странной склонности русских к непомерному употреблению «горькой» в истории предков, кочевых скифских племен, которые обитали на территориях от Причерноморья и вплоть до Урала. Как описывает в своих трудах первый древнегреческий «отец истории» Геродот, скифы были просто патологическими пьяницами, причем неразбавленное, в отличие от греков, вино пили не только мужчины, а все население поголовно – от детей до глубоких старцев. При этом в племенах скифов царили практически «законы джунглей», где выживал сильнейший, а слабых и бесполезных могли не просто убить, но даже съесть. Несмотря на это, согласно первым историческим описаниям Геродота, скифское государство было настолько огромным и могучим, что смогло дать отпор даже Дарию, грозному царю Персии, покорившему Вавилон. Но именно из-за своей неспособности противостоять пьянству скифы позднее были побеждены сарматами, которые зная о слабости кочевников к «огненным» напиткам, устроили для вождей «пир примирения», где едва живых перебили практически голыми руками. Скифы, можно сказать, пропили свое государство. А из века в век в качестве собственного нелепого оправдания ярые любители алкогольной продукции цитировали слова Великого киевского князя Владимира о том, что «Руси есть веселье пити, не можем без того быти». Именно этой фразой он, якобы, отмахнулся от предложения исламского мира обратить Русь в свою веру. Дескать, у них на вино запрет наложен, а нам без пития просто никак нельзя, ибо невесело это!

Авторы, придерживающиеся другой точки зрения, считают, что миф о глубоких корнях тяги русского человека к пьянству не имеет под собой абсолютно никаких оснований. Действительно, ни в одной летописи домосковской Руси нет упоминаний о пьянстве, как о социально неприемлемой форме употребления спиртного. Хмельные напитки в те времена были слабоградусными, а так как большинство жителей не имело лишнего продовольствия для их производства, то и пили русичи крайне редко: на православных праздниках, по случаю свадеб, поминок, крестин, появление в семье младенца, завершения уборки урожая. Также поводом для «принятия на грудь» до принятия христианства на Руси была победа в бою с врагами. «Престижной» формой употребления алкоголя в те времена являлись пиры, устраиваемые князьями, да и то «не забавы ради», а для закрепления заключаемых ими торговых договоров, дипломатических связей и в качестве дани уважения к гостям государства. Также согласно древнему обычаю славяне принимали алкоголь до или после еды, но никогда во время. Когда позднее на Руси появилась водка, то ее пили, не закусывая. Возможно, именно эта привычка стала предтечей массового пьянства.

Поцелуйный обряд, Маковский Константин Егорович



Несмотря на то, что хмельные напитки значительно уступали по крепости нынешним «зельям», само их употребление повсеместно осуждалось. Владимир Мономах в своем «Поучении», которое датируется 1096-ым годом, предупреждал русский люд о пагубном воздействии и последствиях злоупотребления. А в своем «Домострое» почитаемый на уровне святых монах Сильвестр писал: «…отверзи от себе пияньство, в сем убо недуге, и вся злая ражаются от него…», что красноречиво свидетельствует и об отрицательном отношении церкви к употреблению «горячительного».

Общепринятым фактом является то, что спирт (изначально виноградный), появился на Руси после Куликовской битвы, победа в которой не позволила Мамаю перекрыть торговые пути, связывающие Крым и центральную Русь. Генуэзцы, которые уже тогда были прекрасными маркетологами, почувствовали новые веяния и в 1398-ом году завезли спирт на территорию Южной Руси. Но вопреки ожиданиям привыкшие к медовухе русичи не оценили вкусовых качеств навязываемой иностранцами чачи. К тому же продажа ее осуществлялась сезонно в течение осени и зимы через вольную корчму, для управления которой на установленный срок избирался уважаемый человек. Община же строго следила за качеством продаваемых напитков, а также за тем, чтобы не было злоупотреблений, которые сразу пресекались и высмеивались. Корчма была больше похожа не на пивной кабак, а на мужской клуб, куда вход женщинам и детям был строжайше воспрещен. Более доступными и распространенными крепкие напитки стали лишь почти два века спустя, когда в России начало набирать обороты собственное отечественное винокуренное производство. И первой водочной маркой может по праву считаться хлебная водка, так как вследствие отсутствия винограда спирт пришлось учиться гнать на основе ржаных зерен. 

Вернувшись из похода на Казань в 1552-ом году, Иван Грозный издал запрет на торговлю «горькой» в Москве. Пить ее было разрешено только опричникам, да и то лишь в «царевых кабаках», первый из которых был открыт в 1553-ем на Балчуге, практически сразу же став самым популярным местом для увеселений царя и его свиты. Почуяв запах нешуточных доходов, государство практически сразу взяло спиртовое производство и продажу водки под свое крыло, видя в них бездонный источник пополнения казны. Одновременно с этим на Руси закрывались существующие доселе корчмы, а продавать водку отныне разрешалось лишь в специально созданных царевых кружечных дворах, ставших законными казенными учреждениями по продаже крепкого напитка.

На первый взгляд может показаться, что принятые меры оказали положительное влияние на торговлю водкой, ведь осуществлялся качественный контроль над продаваемыми спиртными изделиями, а также запрещалось их повсеместное и всеобщее потребление. Пить в кабаках в то время было разрешено лишь посадским и крестьянам. Остальной люд мог «употреблять» лишь в своем доме, да и то далеко не все. Согласно решению Стоглавого собора, состоявшегося в 1551-ом году, людям творческого труда вообще категорически запрещалось пить под любым предлогом. Это решение вообще было одним из первых свидетельств возникшей на Руси новой беды, оно прямо призывало: «Пить вино во славу Господа, а не во пьянство». Вскоре аппетиты высших государственных мужей выросли, им захотелось как можно скорее набить казну и собственные карманы «спиртными деньгами». Это привели к тому, что уже в 1555-ом князьям и боярам было дано разрешение на открытие частных питейных заведений. И знать повсеместно расширила сеть увеселительных кабаков, которые с тех пор стали поистине бедой народной. И хотя в 1598-ом году Годунов запретил продавать и изготавливать водку в частном порядке, закрыв все многочисленные неофициальные заведения, на их месте сразу же открывались «царские кабаки».

Так начался новый виток погони за «пьяным» бюджетом, который всегда для России выходил боком. Введенные повсеместно «откупы», при которых хозяин кабачного заведения выплачивал казне установленную сумму каждый месяц, а затем мог спокойно торговать спиртным, отбивая потерянные деньги, способствовали тому, что владельцы начали искать побочные пути для получения доходов. Именно в этот период начинает появляться первая «паленая» водка. Не способствовало улучшению обстановки и появление специальных должностей, «целовальников», которые избирались общиной и должны были отчитываться перед наместниками государя обо всех движениях алкогольного оборота. Причем «наверху» требовали постоянного роста дохода, ведь жадность государственных мужей росла. И никого вроде как не беспокоило, что увеличение оборота означает большие объемы выпитого спиртного.

Стремительное усиление тяги к выпивке широких масс, а также все возрастающее количество жалоб и прошений от представителей духовенства о закрытии увеселительных заведений, как источника многих смертных грехов, заставили царя Алексея Михайловича Тишайшего (Романова) вынести злободневную проблему в 1652-ом году на рассмотрение Собора, являвшегося на тот момент самым демократичным органом управления во всей Европе. Поскольку основным вопросом собрания, на котором лично присутствовал патриарх Никон, была алкогольная проблема, в истории оно получило название «Собор о кабаках». Его итогом стала грамота, носящая законодательный характер, согласно которой запрещались откупы и продажа спиртного в кредит, а также закрывались (уже в который раз) все частные заведения. Представители церкви отправились в народ с проповедями о великом вреде пьянства и его антихристианских последствиях.

Но русские законы всегда отличались удивительным качеством – первоначальная строгость с успехом компенсировалась их игнорированием и неисполнением, причем без особых последствий для нарушителей. Понесенный ущерб пришелся не по душе представителям власти, и уже в 1659-ом году тот же Алексей Михайлович пошел на попятную, ибо пора было «учинить прибыль казне». В ряде областей вновь появились откупы, а дворяне снова получение добро на производство «горячительных напитков», хотя цена на них стала фиксированной.

Из-за навязанного кабацкого стиля потребления спиртного в допетровское время пьянство в основном было распространено среди простолюдинов. Зажиточные люди и аристократы могли самостоятельно производить вино для домашнего потребления и не были в такой степени подвержены пороку. Понимая, что алкоголизм все больше загоняет русский люд в пропасть, некоторые «сознательные» слои населения пытались бороться с «всеобщим весельем». К сожалению, не только мирными методами. Семнадцатый век отличился целым рядом мятежей, во время которых отчаявшиеся жители, невзирая на страх перед возможным наказанием, принимались за разгромы кабачных лавок. Образованная и просвещенная публика из высших слоев также не оставалась в стороне. В 1745-ом году по приказу Петра Первого Императорской Академией наук были составлены «Показания к житейскому обхождению», включающие в себя свод определенных правил поведения при застолье. Несколько абзацев посвящены были и употреблению спиртного. В них говорилось, что нужно «первым не пить, быть воздержанным и избегать пьянства», а также никогда не забывать, что «алкоголь связывает разум и развязывает язык». Для борьбы с пьянством устанавливались суровые наказания, а также строились работные здания с целью исправления алкоголиков.


Конечно, с одной стороны Петр понимал, какой вред наносит народу алкоголизм, но с другой – казна-то была пуста. К тому же Россия то и дело участвовала в войнах, а для содержания мощной армии и флота необходимо было пополнять ресурсы. Поэтому после Северной войны, выжавшей из страны последние соки, Петр I вновь начал расширять практиковавшиеся до него откупы. Царь повелел обложить винокурни новыми пошлинами и налогами, учитывающими каждый перегонный куб готовой продукции. Машина спаивания заработала с новой силой. Его преемница Екатерина II в бытие свое у власти совершенно отпустила вожжи, опять вернув привилегию иметь собственные частные производства дворянам. Кроме увеличения объемов выпиваемых крепких напитков это привело еще и к тому, что казенную продукцию начала теснить на рынке частная водка, причем не всегда достойного качества. Сама императрица без обиняков признавалась, что «пьющей страной гораздо легче править». А в соответствии с новой системой рангов воинские звание стали присваиваться в зависимости от численности винных заводов. Подобная политика привела к печальному итогу, когда к концу 19-го века в стране уже существовало более пятисот тысяч питейных заведений, а потребление алкоголя стало не просто массовым, а превратилось в абсолютно неконтролируемый процесс.

Вступив на престол, Павел Петрович завернул многие реформы своей матушки, в частности он начал вновь возвращать к жизни государственную монополизацию водочного производства, которая бы позволила получать высокие прибыли с изготовителей и контролировать качество напитков. Он не боялся дворянского гнева, что, вполне возможно, и стало одной из причин устранения неугодного государя. Получивший власть и напуганный горьким опытом отца Александр на первых порах закрывал глаза на беспредел, царивший в стране, где производством алкоголя занимались уже не только дворяне, но и купцы, которые отлично понимали всю выгоду сравнительно нехитрого водочного производства. Однако, в 1819-ом году царь, подобно своим предшественникам, попытался возродить госмонополию, при которой производство и торговлю оптом взяло на себя государство, а розничные хлопоты передавались частным торговцам. Вдобавок к этим мягким мерам была введена единая цена на «крепкую», отныне ведро «воды жизни» стоило семь рублей, что должно было препятствовать развитию спекуляции при продаже спиртного. А в 1863-ем году откупная система была заменена на акцизную. Итогом подобных «благих» предприятий стало то, что к 1911-му году девяносто процентов выпиваемого алкоголя составляли самые крепкие напитки, а люди были практически отучены от пива и вин. Дошло до того, что из-за массовых возлияний была неоднократно сорвана мобилизация населения в результате начавшейся русско-японской войны. Именно сложившаяся катастрофическая ситуация заставила царя Николая в самом начале Первой мировой объявить первый в мире «сухой» закон на всей необъятной территории нашей страны. Сначала закон был введен на время сбора с 19 июня 1914-го года, а затем в августе был продлен до окончания военных действий.

Прогрессивные умы сразу же отметили, что одновременно с запретом на спиртное значительно сократилось количество несчастных случаев на предприятиях, смертей от болезней и умственных помешательств, а также уменьшилось число драк, пожаров и убийств, которые совершались в основном в пьяном виде. Однако царев закон открыл не менее опасный скрытый побочный источник. Поскольку официально купить крепкий алкоголь можно было лишь в ресторанах, недоступных для основной массы населения, в стране буквально встало на поток самогоноварение. Тем не менее, предпринятые властью шаги возымели эффект, ибо потребление алкоголя в стране на одного человека снизилось почти в десять раз! И забегая вперед, необходимо отметить, что положительный эффект от мер, предпринятых Николаем, а затем поддержанных революционным правительством, можно было наблюдать аж до 1960-го года. Именно в этот год страна вновь вышла на уровень потребления алкоголя 1913-го. Постановлением от 27 сентября 1914-го года Кабинет министров передал полномочия по введению запретов на алкоголь на местах городским думам и сельским общинам. Некоторые из депутатов Госдумы даже вносили предложение о рассмотрении проекта закона о вечной трезвости в Российском государстве.

Совнарком, взявший после революции всю власть в свои руки, продолжил антиалкогольную политику, запретив в декабре 1917-го как производство, так и продажу водки по всей стране. Были опечатаны все винные погреба, а за их несанкционированное открытие новое правительство грозило расстрелом. Ленин в своих трудах четко сформулировал позицию власти по данному вопросу, говоря, что «мы не станем подобно капиталистам пускать в ход водку и прочий дурман, несмотря на заманчивые выгоды, которые, однако, отбросят нас назад». Параллельно проводилась борьба с процветающим самогоноварением, хотя и не всегда успешно. В начале двадцатых, когда власти даже выплачивали денежное вознаграждение за каждый конфискованный самогонный аппарат, объемы изъятой самогонки оценивались десятками тысяч кубов. Но как бы ни старались новые правители удержаться от соблазна, преимущества «пьяного» обогащения взяли свое. Уже в конце лета 1923-го года был вновь дан зеленый свет государственному производству «горькой». В честь главы Совнаркома комиссарская водка в народе была названа «Рыковкой». «Вождь народов» также придерживался точки зрения, что «водка – это зло, и без нее было бы лучше», однако не считал зазорным «немного испачкаться в грязи ради победы пролетариата и в интересах общего дела». В результате в 1924-ом году сухой закон отменили, и все стало постепенно возвращаться на круги своя.

Дальнейшее развитие событий в России шло аналогично пройденному уже не один раз сценарию, когда очередные меры по борьбе с пьянством сменялись новыми всплесками массового алкоголизма. Частичный запрет на распитие спиртных напитков во время Великой Отечественной притормозил пагубный процесс, зато после окончания войны потребление водки выросло в несколько раз. В конце концов, у руля власти оказался новый Генсек, который пожелал увековечить свое имя масштабной антиалкогольной кампанией. На тот период в стране наблюдался такой уровень развития алкоголизма, что, по словам академика и известного хирурга Фёдора Углова, могло произойти фактически полное вырождению нации. Тревожные симптомы заставили Михаила Горбачева начать «шоковую терапию», ибо «задача требовала твердого и неукоснительного решения». А помимо прочего он хотел также упрочить свое хрупкое положения в Политбюро, надеясь на поддержку населения в прогрессивном начинании по выводу страну из длительного запоя.

Изначально кампания представляла собой ряд вполне логичных последовательных мер по постепенному сокращению производства дешевых вин и водки. Процесс не должен был затронуть изготовление коньяков, шампанского и сухих вин. Велась пропаганда здорового образа жизни, а в ряде регионов началась постройка спортивных клубов и парков для отдыха. Однако вследствие жесткого противостояния отдельных представителей власти, каждый из которых пытался перетянуть одеяло на себя, при обсуждении окончательного варианта были внесены более жесткие поправки, превратившие плавную поступательную борьбу с пьянством в подобие штурмовой атаки. Результатом подобных перегибов стали не только миллиардные бюджетные убытки, произошедшие практически одновременно с ростом мировых цен на нефть, но и испорченные отношения с собратьями по социалистическому лагерю, которых никто не удосужился вовремя предупредить о сокращении поставок «горячительных» напитков.

В самом начале проводимой антиалкогольной борьбы, конечно, были заметны положительные сдвиги. Например, смертность понизилась на двенадцать процентов, оставаясь на таком уровне до начала лихих девяностых. Но затем излишняя жесткость мер привела к непомерному росту самогоноварения, экономической преступности и употреблению населением опасных суррогатов, что с лихвой компенсировало все успехи. В итоге кампания медленно сошла на нет, а престижу Генсека и его команды был нанесен непоправимый ущерб. Любопытным является и тот факт, что на первом правительственном приёме в октябре 1985-го года, то есть уже после начала антиалкогольной кампании, значительно сократилось количество присутствующих гостей. Такой неожиданный поворот заставил руководителей страны вернуть на праздничные столы политиков коньяки и вина.

Эстафетную палочку антиалкогольной борьбы еще пытался подхватить Егор Гайдар, но непредсказуемая Русь вновь повернулась не тем боком. В итоге проведенных им мер бюджет страны снова пострадал, а частный, в основном криминальный, бизнес за счет дополнительных возможностей прекрасно обогатился. Последствия реформ, которые активно начал претворять в жизнь Егор Тимурович, мы ощущаем до сих пор, ибо в это время, когда государство было практически лишено традиционной монополии на спиртное, в стране начали расцветать побочные производители водки сомнительного качества. В итоге вместе с их супердоходами стало расти и число пострадавших от «алкогольных смесей» людей, ежегодная численность которых нынче равняется населению небольшого города. 

Из анализа последних пяти сотен лет Российской истории хорошо видно, как лица, стоящие у руля власти, разрывались между стремлением к лёгкой наживе за счет продажи алкоголя и заботой о здоровье жителей страны. Сегодня власти установили минимальные цены на спиртное, а винно-водочную продукцию убрали из уличных киосков и оптовых рынков продовольствия. Для магазинов, которые могут получить лицензию на продажу водки, определены строгие параметры. Но одновременно с этим наблюдается рост числа вытрезвителей, причем впервые появились женские заведения. А полный запрет продажи спиртного вряд ли представляется возможным, поскольку алкогольная отрасль является одной из основных статей дохода нашего государства. Эксперты, анализируя опыт пережитых страной антиалкогольных порывов разных времен, пытаются выработать наиболее правильную стратегию. На данный момент существует несколько вариантов, одним из которых является продажа спиртного только через немногочисленные специальные магазины и по очень немаленькой цене. Водка, по мнению сторонников этого пути, не является продуктом первой необходимости и не должна быть доступной среднему классу. Действительно, если Таможенный союз введет единый акциз в планируемом размере (двадцать три евро за один литр спирта), то бутылка «горькой» будет стоить более четырехсот рублей! Однако, как быть тогда с неизбежным ростом самогоноварения, контролировать которое было достаточно трудно во все времена?

Другим выходом из положения, в которое загнали нашу страну годы бесконтрольной продажи спиртных напитков, является, по мнению уважаемых специалистов, рост уровня жизни, а самое главное, культуры населения, так как при этом совершенно меняются человеческие приоритеты и алкоголь в целом отходит на задний план. Однако этот процесс будет очень долог и труден, поскольку придется менять прочно сформированный образ и уклад жизни, а также привычки целых поколений (особенно подрастающих) жителей нашей страны.

Газетные сообщения о том, что в США самая высокая производительность труда наблюдается после уик-энда, вызывают у россиянина вполне понятный смех. Для нашего жителя такое зачастую невозможно после распространенного двухдневного расслабления в выходные со стаканчиком в руке. На сегодняшний день россияне употребляют ежегодно около четырнадцати с половиной литров акцизного чистого 96 % алкоголя. Однако это не учитывая самодельных напитков. Растут как грибы после дождя водочные монархии, заводы которых похожи на чудо-дворцы. Традиционное русское питие продолжает оставаться одной из главнейших проблем современной России. Исследования показывают, что от алкоголя умирают более пятидесяти процентов наших соотечественников трудоспособного возраста. При нынешней тенденции из-за спиртного пять процентов молодых женщин и двадцать пять процентов мужчин не доживут до пятидесяти пяти лет. Все более распространенным явлением становится алкоголизм среди стариков. Вследствие депрессии, ухода с работы, страха смерти, одиночества каждый восьмой человек старше шестидесяти лет становится пьяницей. Чтобы страна вымерла, нам не надо никаких массовых эпидемий или войн. Согласно прогнозам только благодаря спиртным напиткам численность населения России к 2025-му году уменьшится до 130 миллионов человек. Пора уже государству признать, что ситуация достигла масштабов катастрофы, пора попытаться создать условия для спасения генофонда великой нации, имеющей ныне самый высокий уровень смертности в Европе.

Источники информации:
- http://www.softmixer.com/2012/09/blog-post_23.html
- http://file-rf.ru/analitics/742
- http://www.denprazdnika.ru/encyc/40/83/
- http://www.narkohelp.ru/publications/254.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki/

Автор: Игорь Сулимов


Источник: Кому на Руси пить хорошо?
Опубликовал:
Теги: Отдых Закон история Русь пить

Комментарии (12)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Nikolai Baranixin
Перепутана хронология царей и императоров. А по поводу мнения Европы о нас, как о пьяницах горьких:"Большой и толстый хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечит вам спокойную и счастливую жизнь"(Фаина Раневская).
Александр Неизвестно 
Очень большая статья, пишите покороче. Не каждый осилит это самокопание. А пить нужно бросать давно, лучше вообще не пробовать. Гадость первейшая, отрава для себя и твоих детей-внуков. Девушки выпивают, потом рожают умственно-неполноценных.
Олег Килымник 
Каша какая-то, много чепухи. "В 1745-ом году по приказу Петра Первого Императорской Академией наук были составлены «Показания к житейскому обхождению»" - указ императора который умер в 1725 году.
"Результатом подобных перегибов стали не только миллиардные бюджетные убытки, произошедшие практически одновременно с ростом мировых цен на нефть.." Цена на нефть в 1981 году под сорок долларов, а в 1987 - менее двадцати.
"Согласно прогнозам только благодаря спиртным напиткам численность населения России к 2025-му году уменьшится до 130 миллионов человек.." за шесть лет более чем на десять миллионов ???. С чем то можно согласиться, а что-то просто ерунда.
Георгий Ситнянский
Добавлю, что именно при Петре спаивание народа достигло наиболее чудовищных форм и размеров. Крестьян чуть не силой загоняли в кабаки.
Михаил Алексеев
Ответ Брежневу за повышение цен на водку: "Водка стала восемь. Все равно мы пить не бросим. Передайте Ильичу, что нам и 10 по плечу, а если станет 25, то Зимний будем брать опять".
Георгий Ситнянский
"Водка стала шесть и восемь - /Всё равно мы пить не бросим. /Передайте Ильичу - /Нам и десять по плечу. /Ну, а если будет больше, /Будет то же, что и в Польше (имеются в виду выступления "Солидарности в 1980-1981 - как раз тогда цены на водку до 6-8 рублей повысили - Г.С.), /Если будет двадцать пять, /Будем снова Зимний брать".
Георгий Ситнянский
Ну, совковате ничего умнее, чем объявить всех недовольных агентами ЦРУ, по определению в голову прийти не может...
Оскорбительный комментарий был удалён.
Оскорбительный комментарий был удалён.
Георгий Ситнянский
"Генуэзцы были ... евреями" - Мамай у тебя случайно не еврей? Это уже паранойя какая-то!
Георгий Ситнянский
Бухарские евреи живут там тысячелетия уже полтора, это любой для любого специалиста по Средней Азии азбучная истина. Из Ферганской долины их вроде в начале 90-х узбеки повыгоняли...
Z В. М.
Жорик,уж ты то своих в Средней Азии знаешь,не сомневаюсь.))))))
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Кого и за что сажали на кол на Руси
Кого и за что сажали на кол на Руси
84
Мужской журнал 05:01 27 май 2018
Это безумие: 8 странных правил уборки в Древней Руси, которые вас удивят
Это безумие: 8 странных правил уборки в Древней Руси, которые вас удивят
6
Все о работе руками 10:00 02 ноя 2023
Как пить чай каркаде, чтобы он принес пользу — кому можно, кому нельзя
Как пить чай каркаде, чтобы он принес пользу — кому можно, кому нельзя
0
Мужской журнал 11:01 01 апр 2019
Когда и почему на Руси появилась водка
Когда и почему на Руси появилась водка
20
Мужской журнал 08:01 23 ноя 2020
Почему и каких женщин на Руси называли «дурами»
Почему и каких женщин на Руси называли «дурами»
20
Мужской журнал 10:00 22 дек 2020
Интимная жизнь на Руси: как это было 
Интимная жизнь на Руси: как это было 
14
Мужской журнал 13:01 20 дек 2017
Какими были гаремы на Руси
Какими были гаремы на Руси
40
Мужской журнал 09:01 11 авг 2019
О рабстве на Руси
О рабстве на Руси
20
Мужской журнал 09:01 18 сен 2018
«Методы разведчиков»: как пить и не пьянеть
«Методы разведчиков»: как пить и не пьянеть
24
Мужской журнал 15:53 30 дек 2018
Кто стёр 5500 лет истории Руси?
Кто стёр 5500 лет истории Руси?
64
Мужской журнал 08:01 27 авг 2018
4 самых странных обычая на Руси
4 самых странных обычая на Руси
20
Мужской журнал 12:00 31 июл 2019
Демотиваторы дня: "Проскочил поворот к дому…" (16 фото)
Демотиваторы дня: "Проскочил поворот к дому…" (16 фото)
0
Читайте самую соль! 11:57 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства