Именно так переводится с греческого слово pygmalios, которым назвали самый малорослый народ, проживающий в тропических лесах Африки. Существует предположение, что когда-то пигмеи занимали всю Центральную Африку, но затем были вытеснены оттуда другими племенами. Сегодня их можно встретить в лесах Габона, Камеруна, Конго, Руанды и Центральноафриканской Республики.
До настоящего времени происхождение пигмеев остаётся научной загадкой. У них нет ни преданий, ни мифов, ни сказок, которые помогли бы её решить. Тем не менее об этом народе известно с глубокой древности.
Красочные мифы о реальном народе
Первые упоминания о странных маленьких людях имеются в древнеегипетских надписях III тысячелетия до нашей эры. Сохранился рассказ египтянина Хуфхора, вельможи эпохи Древнего царства, в котором он хвалится, что привёз из своего похода карлика. Тот предназначался для потехи молодого царя и назывался «днг». Показательно, что и сегодня это название сохранилось в языках народностей Эфиопии, в которых карлик называется «денг» или «дат».
Спустя много веков Гомер написал о сказочных карликах, которые по размерам не превышали лягушек и часто становились жертвами журавлей. У него журавли предстают как выходцы из потустороннего мира, а смысл мифа — в борьбе жизни и смерти.
Некоторые античные учёные объясняют вражду между пигмеями и журавлями превращением в журавля пигмейской девушки, враждовавшей с племенем. При этом не совсем понятно, идёт ли речь о реальных африканцах или о мифических существах.
Обычно пигмеи в греческом мифотворчестве — сказочный народ карликов, живущий в Ливии или в Малой Азии. Размером они были от муравья до мартышки. У «отца истории» Геродота пигмеи — особое племя, обитающее в Африке в верховьях Нила. По его утверждению, они тесно связаны с культом бога плодородия Нила и отождествляются с карликами, в окружении которых изображался Нил. Отсюда представление о пигмеях как о земледельческом племени, волосатых и чёрных человечках, обитающих в плодородном слое земли.
Однако Аристотель считал пигмеев вполне реальным народом. В свою очередь, географ Страбон перечислял их вместе с большеголовыми, безносыми, циклопами, полупсами и другими мифическими существами античности. Показательна легенда, в которой Геракл победил сына богини земли — ливийского великана Антея. Когда герой отдыхал после борьбы, на него с оружием напали пигмеи, жившие, подобно муравьям, в песке. Геракл забрал их всех в львиную шкуру и унёс с собой. Возможно, сказания о пигмеях у египтян и греков связаны с существованием карликов в тропической Африке. Ведь их изображения имеются на фресках в Помпеях и Геркулануме. А излюбленным сюжетом на греческих вазах являлась комическая война пигмеев с журавлями.
В VII веке китайский историк Ли Тай подробно описал карликов ростом в 90 сантиметров, проживающих к югу от Римской империи. Его информация странным образом пересекается с древнегреческой мифологией. Европейцы же впервые столкнулись с низкорослым народом «матимба» в Западной Африке ещё в XVI-XVII веках. А в XIX веке существование пигмеев было окончательно подтверждено немецкими и русскими исследователями.
Избегающие Солнца
Оказалось, что в Африке действительно существует самый маленький в мире народ. У мужчин-пигмеев рост колеблется в пределах 142-150 сантиметров. Для них характерны крупное туловище на коротких ногах, светло-коричневая кожа, курчавые тёмные волосы и тонкие губы. Но есть племена, в которых средняя высота мужчин не превышает 141 сантиметра, а женщин — 130-132 сантиметров. Несмотря на то, что эти люди напоминают негроидов, они считаются отдельной расой. Точная численность представителей племени не известна. По разным данным их насчитывается от 40 до 280 тысяч человек. Средняя продолжительность жизни у мужчин — не более 45 лет, в то время как женщины живут немного дольше.
Из-за своего роста и других отличий эти люди всегда испытывали немало бедствий и унижений со стороны более рослых соседей. До расселения банту пигмеи занимали всю Центральную Африку, но затем были вытеснены из наиболее благоприятных мест в зелёный ад экваториальных лесов. Сейчас они до такой степени привыкли жить в чащобе, что не выносят прямых лучей солнца, а оказавшись на открытом пространстве, стараются как можно быстрее вернуться в родные дебри. Обычные африканцы презирают своих маленьких соседей. Из-за этого пигмеи почти не смешиваются с другими племенами, хотя случаи женитьбы чужих мужчин на крошечных женщинах всё же случаются.
Когда же появились белые люди, проблем у маленьких африканцев стало ещё больше. Некоторые «цивилизованные» путешественники и колониальные чиновники ещё в конце XIX — начале XX века смотрели на пигмеев как на редкую диковинку. Известны случаи, когда их увозили в Европу и США, где взрослых людей, и особенно их детей, продавали, как живые экспонаты, в зоопарки. Там их демонстрировали праздным зевакам наряду с экзотическими дикими животными из различных стран мира.
Сегодня на Западе подобное невозможно. Но на родине ситуация практически не изменилась. В это трудно поверить, но в Африке до сих пор существует убеждение, что убив и съев пигмея, можно получить магическую силу, защищающую от колдовства. И это не только поверье, но и практика. Не только в далёком прошлом, но буквально в наши дни — во время гражданской войны в Конго в 1998-2003 годах пигмеев ловили и ели, словно диких зверей.
Но особенно не везёт тем племенам, на территории которых находят полезные ископаемые. В таком случае местных жителей просто истребляют. Для этих целей существует даже секта «стирателей», члены которой не только убивают пигмеев, но и питаются их плотью.
В XXI веке рабство запрещено во всех странах. Но в той же Республике Конго до сих пор в семьях банту существуют рабы-пигмеи, которые передаются по наследству. Искоренить это явление практически невозможно, так как сами рабы не протестуют против своего положения. Напротив, несмотря на своё бесправие, они убеждены, что без совместной жизни с банту им может стать только хуже.
Карлики тропического леса
Жизнь пигмеев неизменно связана с лесом. В тропических дебрях они добывают себе пропитание, вступают в брак, рожают детей и умирают. Пигмеи не занимаются земледелием, предпочитая собирательство и охоту. Поэтому они ведут кочевой образ жизни и покидают свою стоянку только тогда, когда вокруг неё не остаётся дичи и съедобных растений или кто-то умирает. Эти люди очень суеверны, так как смерть соплеменника объясняют тем, что лес не хочет, чтобы они жили на этом месте. Переселение происходит в пределах существующих с соседями границ, так как охота на чужой земле может стать поводом для конфликта.
Главным занятием мужчин-пигмеев является охота на птиц, обезьян, антилоп, оленей и других обитателей леса. В отличие от профессиональных охотников, они никогда не убивают животное без необходимости и не запасают мясо впрок. Добычу всегда делят по справедливости и сразу же съедают после охоты. Сезонным промыслом является рыболовство. На рыбалке пигмеи используют специальную траву, которую бросают в воду, и рыба засыпает, но не погибает. Улов собирают ниже по течению. Тропические джунгли — это не только дом, но и постоянная угроза для людей. Они кишат различными опасными животными, которых остерегаются даже охотники. Особенно они боятся питонов. Если случайно наступить на питона, то шансов на спасение практически нет, и жизнь заканчивается в смертельных объятиях змеи.
Значительную долю в рационе пигмеев составляет мёд, но в пищу также идут плоды, ягоды, различные корнеплоды и растения, а также черви, личинки, улитки, лягушки и змеи.
Мясо в лесном меню составляет всего лишь 9%, в то время как не менее 50% составляют овощи и фрукты, которые вымениваются у соседей в обмен на дары джунглей.
Жизнь маленьких людей, которые обитают в джунглях, лишена романтики и заключается в постоянной борьбе за выживание. Основной задачей каждого из них является добывание пищи, поэтому удачная охота — самый желанный повод для праздника и пира. После обильной еды они самозабвенно поют и пляшут. В этих случаях грохот барабанов может звучать в джунглях по 4-5 часов подряд, а то и всю ночь. А утром вновь надо искать еду. И так из года в год, и так всю жизнь, пока цивилизация не уничтожит первобытные традиции.
Евгений ЯРОВОЙ
Источник:
Комментарии (4)