Такой фильм стране не нужен
— Вы там что, с ума все посходили? Какая любовь? Какая романтика? В плане заявлен героический фильм о войне и патриотизме. А у вас что?
Сценарий, представленный режиссером Владимиром Мотылем на комиссию «Мосфильма», не соответствовал указаниям партии и правительства ни по одному пункту.
Кадр из фильма «Женя, Женечка и «Катюша»», 1967. Свою последнюю роль в фильме сыграл легендарный Марк Бернес. Его персонажа, полковника Караваева, озвучивал уже другой актер – Григорий Гай
Не последнюю роль сыграло и то, что непосредственное участие в написании сценария принимал Булат Окуджава, который в те годы был «под подозрением», и чьи книги подвергались жёсткой критике.
Готовый сценарий был закрыт без возможности подать апелляцию.
Вторая попытка
Однако режиссер предпринял вторую попытку и предложил сценарий «Ленфильму», который разрешил съемку, но буквально через несколько недель остановил процесс с той же формулировкой, что и «Мосфильм». Картина снималась по заявке Главного политического управления армии и конфликта с управлением никто не хотел.
Только благодаря счастливой случайности Мотыль добился разрешения на съёмки «Жени, Женечки...», а зрители получили возможность увидеть этот удивительный фильм.
Кадр из фильма «Женя, Женечка и «Катюша»», 1967
Страшно представить, сколько картин, так и остались на архивных полках в виде рукописей и готовых сценариев с безжалостной формулировкой «Отказать!»
«Женя, Женечка и «Катюша»», 1967
Фильмы о войне бывают разными. Грустными, правдивыми, трагическими, зрелищными… Но этот фильм особенный. Так сегодня не снимает никто.
С самого начала режиссер картины решил, что батальные сцены и военный быт — не главные составляющие фильма. Главное — это герои, их внутренний мир. Что будет, если на поле боя попадет вчерашний мальчишка, городской интеллигент из арбатских переулков?
Олег Даль в роли Жени Колышкина. Кадр из фильма «Женя, Женечка и «Катюша»», 1967
Женя Колышкин — Олег Даль
По сути, Женя и Олег Даль очень похожи — два человека, живущих в своем собственном, придуманном мире. Недаром Мотыль считал, что именно Даль — «снайперское» попадание в образ.
Олег Даль в роли Жени Колышкина. Кадр из фильма «Женя, Женечка и «Катюша»», 1967
Вот только актера он застал в один из самых тяжелых моментов его карьеры. В 1966 году Даля в очередной раз уволили из театра за пьянство и неоднократные срывы спектаклей, актер уже несколько месяцев был без работы и беспробудно пил.
Первые и вторые пробы Даль благополучно провалил по причине полной невменяемости: Олег Иванович был в буквальном смысле не в состоянии прочитать текст. Однако Мотыль был терпелив. Он назначил актеру третьи, последние пробы, понимая, что именно работа будет для Даля спасением. И вот эти, заключительные пробы, прошли просто блестяще.
На всякий случай, на роль Жени Колышкина, у режиссера был и «запасной» актер — Борислав Брондуков. Мне самой невероятно сложно представить в этой роли кого-то, кроме Даля, но, тем не менее, у Брондукова этот шанс был.
Борислав Брондуков в фильме «Вас ожидает гражданка Никанорова», 1978
Женечка Земляникина — Наталья Кустинская
На роль Женечки художественный совет единогласно утвердил Наталью Кустинскую, которая и приступила к работе в картине. Но уже после нескольких съемочных дней режиссер понял, что Кустинская совершенно не соответствует типажу персонажа.
— Она превосходная актриса, но так далека от образа фронтовички, — сокрушался Мотыль. — Нет в ней ни грубости, ни жесткости. Это полный провал
В итоге съемки были остановлены, Кустинская уволена, а на итоговом монтаже осталось всего несколько общих планов, где в Земляникиной можно рассмотреть Наталью Николаевну.
Новая Женечка
Нужный типаж искали довольно долго, пока, наконец, Мотылю не предложили обратить внимание на выпускницу Щукинского училища, подававшую определенные надежды. Звали актрису Галина Фигловская.
Галина Фигловская действительно окончила Щукинское училище, но на момент предложения роли, уже поставила на своей карьере крест, ушла из профессии и работала на закрытом предприятии
Многие источники до сих пор делают упор на то, что после съемок о Фиглявской нет никаких сведений, она просто пропала. Нет, она не пропала. Она вернулась к своей нетворческой профессии, на то же закрытое предприятие, поэтому и сведений о ней никаких нет.
После «Женечки» Галина снялась всего в двух картинах: «След на земле», 1978 и «Красная стрела», 1986. Обе роли были второго плана, а фильмы малоизвестны зрителю
Но ее роль в «Жене, Женечке…» — это потрясающее, удивительное попадание в образ. Такой легкой, такой естественной она была. Галина как будто сыграла саму себя. И режиссер, и Булат Окуджава были в полном восторге от новой Земляникиной.
Галина Фигловская в роли Женечки Земляникиной, Кадр из фильма «Женя, Женечка и «Катюша»», 1967
Сюжеты и эпизоды, основанные на реальных событиях
Интересно, что несколько сюжетов картины были основаны на реальных событиях.
Эпизод, в котором солдат, заблудившись, оказывается под Новый год «в гостях» у немцев, Окуджава взял из фронтовой газеты, это реальный случай. В отличие от Жени Колышкина, настоящий участник событий скрыл от однополчан, что был в расположении врага, это открылось только к концу войны.
Кадр из фильма «Женя, Женечка и «Катюша»», 1967
Те же газеты вдохновили Окуджаву и на несколько других эпизодов, вошедших в фильм.
А вот сцена на Балтике, когда Колышкин и Земляникина разминулись буквально на несколько шагов, автобиографична: похожий случай произошел с родителями режиссера.
Выход картины в прокат
Готовый фильм был принял комиссией Госкино более чем прохладно. Высокопоставленные офицеры крайне негативно отнесли к такому изображению солдатского быта.
Картине присвоили «третью категорию» проката. Это означало, что показывать ее будут только в областных кинотеатрах, на окраинах, да в сельских клубах.
Но несмотря на это, фильм полюбился зрителям сразу и безоговорочно: за первый год его посмотрели 24,5 млн человек. И самое главное, что этот «нестандартный» фильм тепло приняли фронтовики. В 1967 война ещё не была далёкой легендой, и мнение воевавших стало основной оценкой картины.
Пронзительный, лирический, один из самых нежных фильмов о войне и сегодня считается шедевром кинематографа.
Кадр из фильма «Женя, Женечка и «Катюша»», 1967. Для актёра Михаила Кокшенова фильм стал одной из первых картин, принесших ему популярность
Кстати, в первом утвержденном сценарии не было ни слова о смерти Женечки в финале картины. Трагичности сюжету было решено добавить уже в процессе съемок, чтобы фильм не лишился самой главной идеи: что бы ни происходило, и как бы ни повезло героям, война — это трагедия, горе и потери…
Комментарии (1)