День 3.
У вас есть карта России? Поищите, в самом центре там будет огромное ничего, а ниже этого ничего – Красноярск. От Красноярска вверх тянется синяя линия Енисея. Идём по Енисею вверх до того места, где синяя линия превращается в голубую ленточку, и Енисей уже не река, а море, часть Северного Ледовитого океана. Там и расположился уникальный, по многим параметрам самый-самый-самый НПР – Норильский промышленный район.
Сегодня я напишу о главном сокровище плато Путорана, куда вы тут же захотите поехать! А ещё познакомимся с воздушными воротами НПР – легендарным аэропортом Алыкель – ровно на полпути между промышленным Норильском и морским портом Дудинка.
1.
Главная особенность НПР – нет, не климат, у нас есть места и попрохладнее. Главное – абсолютная изолированность от остальной России. Дорог сюда нет. Вообще. Совсем. Никаких. Теоретически есть зимник из Уренгоя, по которому отдельные смельчаки проезжают в марте–апреле, когда станет потеплее. Но достаточно почитать их отчёты , чтобы понять: нормальный человек в такую авантюру не ввяжется.
2. (Это фото и два ниже – не мои).
Ближайший крупный город – Новый Уренгой – расположен в 700 километрах. До административного центра НПР – от Красноярска – 1500 км. Представьте, что Сочи управляется из Москвы!
Дальше: всё, что есть в НПР, фактически принадлежит мегакорпорации – Норильскому никелю. Включая немалые зарплаты и оплачиваемые отпуска по три месяца в году (билеты на семью тоже оплачивают). Законы и требования Норникеля здесь куда важнее законов РФ!
Плюс закрытый для иностранцев статус города, паспортный контроль и куча других заморочек...
В итоге, норильчане оправданно считают себя островитянами, а остальную Россию называют материком.
Так вот, единственный реальный способ попасть в Норильск (и, что важнее, выбраться отсюда) восемь месяцев в году – аэропорт Алыкель. Летом ещё есть теплоходы в Красноярск и Мурманск, но они идут неделю, и это вариант скорее для жителей прибрежных посёлков.
Если попросить обычного человека назвать три наших самых известных аэропорта, там, конечно, будут Шереметьево, Домодедово, Внуково, Пулково, Адлер...
Если задать этот же вопрос пилотам, вариантов будет больше, но в лидеры вырвутся Хорог, Бодайбо и Норильск-Алыкель.
3. Хорог – невероятно сложный и красивый горный аэропорт в ущелье на Памире. Сколько в тех горах самолётов лежит... (фото из интернета).
4. Аэропорт Бодайбо – это мем, звезда ютубов и символ, обобщённый образ аэропорта в глуши. Экипажи винтовых Ан-24, летающих в Бодайбо, такие кадры комментируют в духе "танки грязи не боятся".
А Норильск... многие предпочитают про него не думать вообще. Ну, не секрет, что есть маршруты, которые не любит ни один пилот. Например, Москва-Питер. Сначала полчаса стоишь в очереди на взлёт. Взлетел, только набрал высоту – сразу снижаться. Потом полчаса в очереди на посадку, выгрузка-загрузка пассажиров – и заново. В итоге сил тратишь много, а налёта на жалкие два часа (у пилотов оплата за часы полёта). Частенько на такие рейсы ставят проштрафившихся.
А при чём здесь Норильск, спросите? При том, что многие предпочтут десять раз слетать Мск-Спб, чем один раз в Норильск!
При скорости ветра больше 15 м/с самолёты не могут взлететь: сдувает с полосы (даже на стоянке). Это сильный ветер, он и человека с ног может сбить. А в Норильске часто бывают ветра по 40 м/с.
"Подождите, как сорок метров в секунду? Это же (умножаю в уме) почти 150 километров в час?! На такой скорости из машины руку нельзя высунуть! Как это ветер дует две недели подряд без остановки? Самолёты что, совсем не летают? И если погода нелётная, то все две недели сидишь в гостинице? А на работу в такую погоду люди как добираются? Что значит, в колонне вездеходов?.." – разговоры с местными жителями о погоде не оставят вас равнодушными :)
5.
На этом история только начинается. Взлётная полоса. Построена в 1950-м, ремонтировалась с тех пор один раз. Полоса на вечной мерзлоте на сваях , каждое тёплое лето плывёт. Пару десятилетий назад в центре взлётной полосы вырос бугор, пугающий всех пилотов, и поломавший не один самолёт из-за грубых посадок. С каждым годом ситуация с полосой ухудшалась, тянуть дальше некуда: нужно ремонтировать.
6. Аэропорт заставлен поломатыми на местной полосе самолётами. Починить их в местных условиях невозможно, вывезти – ещё невозможнее. Снимается всё, что можно увезти, остальное гниёт.
7. Ещё пара поломатых самолётов. Ту–154 своё уже отлетал, его не жалко. А вот почти новый Ту-204 стоимостью в 50 миллионов долларов, стукнутый о полосу Алыкеля, оказался последней каплей.
Да, полосы ремонтируют, это не редкость. Например, в трёх московских аэропортах за прошедшие десять лет переложили по полосе, на каждую потратили по 3-4 года. Но. Плюсовая температура в Норильске – три месяца в году, при заморозках класть полосу нельзя.
Тогда светлые головы придумали такую схему: в первый год закрываем первую треть полосы. Напрягаемся что есть мочи, но меняем этот кусок за три месяца. Двух третей, в принципе, достаточно для посадки больших самолётов с ограничением загрузки.
Во второй год закрываем третью треть полосы. Работает та же бригада, набившая шишки в первый год. Самый цирк был запланирован на третий, 2017-й год, когда пришла пора ремонтировать среднюю треть полосы. Оставшийся кусок – около километра, ни один большой самолёт отсюда не взлетит.
Дальше начинается самое интересное. "Паровозик" – уникальная ситуация в гражданской авиации. Рейс Москва-Норильск оставили – и пассажиры в Домодедово реально садятся в большой самолёт на 200 мест. Этот самолёт приземляется в Сургуте или Новом Уренгое, где всех пересаживают на 5-6 небольших винтовых ATR-42 или Ан-24 – и с интервалом в несколько минут все эти самолёты вылетают в Алыкель!
Не поучаствовать в таком приключении я не мог.
8. Все здания в НПР невероятных и местами сумасшедших цветов: так спасаются от сенсорного голода в долгую белую зиму.
9. Верится с трудом.
10. Нет, дорожный указатель подтверждает: мы на Таймыре!
11. Алыкель – не только аэропорт, но и заброшенный посёлок военных лётчиков.
По этому кадру можно подумать, что в НПР царит разруха, но нет, это исключение, единственный абандон (в значении «покинутый объект» – Мариинск). Вскоре мы обратили внимание, что в НПР работает всё: все заводы-гиганты, все огромные шахты, все терминалы. После других городов России, где абандон стоит на абандоне, это впечатляет.
12. Дороги! Они идеальные, несмотря на вечно плывущую мерзлоту!
13. Ого, а вот и снег на обочине! На дворе 18 июля, температура за тридцать!
14. Подъезжаем.
15. Норильск встречает гигантским медным заводом. Обратите внимание на пешеходный переход! И, хоть на этом кадре не очень хорошо видно, на закрытые отапливаемые автобусные остановки!
Впрочем, про сам город будет следующая простыня. Вообще, путешествие мы спланировали из расчёта 50/50 городского туризма и загородных походов. День гуляем по улицам/паркам/музеям, день бродим по окрестностям. Так что дальше мы поехали в...
День 4.
Талнах – ресурсный центр НПР. Административно – район Норильска, а реально – отдельный город шахтёров. Здесь добывается основной объём руд: шахты, шахты, шахты.
16. Это ещё не Талнах, это дорога Норильск-Талнах. Вот последнее, что я ожидал увидеть в Норильске – это километры дач и санаториев! Это же какая-то рязанщина, а не заполярье!
17. Вид на город.
18. Детская площадка.
19. Шахты. Длина тоннелей в талнахских шахтах – более четырёхсот километров. По сути, здесь построен второй московский метрополитен!
Но нам Талнах интересен не этим, а тем, что здесь острее всего чувствуется: НПР – последний рубеж сибирской равнины. Здесь, в Норильске, начинаются Путораны, затем Анабары, Верхоянский хребет – и дальше горы до самого Тихого океана.
Плато Путорана считается настоящей жемчужиной России, в этих горах каждый должен побывать хоть раз. Тем более, из Норильска летом туда легко попасть, а на озеро Лама даже бегают речные трамвайчики с вариантами выходного дня и турпоездками на неделю.
Наверное, в посте про четвёртый день у меня будет меньше всего слов. На Путораны нужно смотреть или по ним лазить, словами это не передать!
20. Воооон туда сейчас полезем!
21. Семидесятая параллель, серьёзно!
22. Горное озеро. Местные жители называют это место "красными камнями".
23. Лезем выше, что нам горы – путоранским баранам!
24. Долезли до ледника. Белые полоски – таящая вода! Ледяная, вкуууусная! Под ледником сидеть страшно, но на что не пойдёшь ради кадра!
25. В жарящие +30, случается, хочется нырнуть в сугроб. Или хотя бы полежать на нём. Норильск – мечты сбываются.
26. Чем выше – тем меньше зелени.
27. Но цветочки пробиваются.
28.
29. На эти пейзажи можно смотреть вечно!
30. Даже больше, целую неделю!
31. Вдалеке – озеро Мелкое, переходящее в озеро Лама, главную местную достопримечательность.
На Ламе у меня от избытка эмоций разрядился аккумулятор в камере :) так что фото понадёрганы из интернета у профессиональных фотографов.
32. Про невероятную красоту я уже писал. Да, это в России :)
33.
34.
35.
36. Есть и зимний вариант. Кстати, на этом фото хорошо видно, почему Плато Путорана так назвали: вершины гор срезаны будто ножом.
Такая шикарнота норильчанам досталась!
Где-то в этих местах, делясь впечатлениями друг с другом, мы обнаружили, как сильно изменилось наше отношение к Норильску. Это больше не засыпанный снегами город на краю цивилизации, а красивейший край, куда можно приезжать на отдых летом! Снять на недельку номер в санатории на Ламе, взять в прокат моторку, порыбачить, пособирать грибы, позагорать – вся инфраструктура для отдыха здесь есть! Главное – подобрать погоду по вкусу. Кому жару – это вторая половина июля.
37. Речной трамвайчик из Норильска.
Жалко расставаться с такой красотой, но продолжение – в следующем посте :)
Источник:
Комментарии (0)