Все мы знаем великолепную картину Карла Брюллова «Всадница», знакомую нам по школьным учебникам. На полотне изображены Джованина и Амацилия Пачини, дочери композитора Джованни Пачини, удочеренные Юлией Павловной Самойловой. На нее мы сегодня и обратим пристальное внимание.
Когда-то юная Юлия Пален была фрейлиной при императорском дворе и стала любовницей императора Александра Первого. Девушка забеременела, был сделан аборт, но все прошло так неудачно, что она никогда не смогла иметь своих детей.
После Юлию быстро выдали замуж за флигель-адъютанта императора Николая Александровича Самойлова. Брак был несчастливым. Супруги ссорились. Граф выпивал, кутил, крутил романы на стороне. Позже по взаимному согласию супруги разошлись, но остались друзьями. Николай вернул все приданое.
Юлия Павловна уехала в Италию. Она была наследницей богатого состояния своей семьи Пален и Скавронских. Мать нашей героини, Мария Скавронская состояла в родственных связях с Екатериной Первой. Отец — Павел Петрович Пален, генерал от кавалерии, герой войны 1812 года.
Наследство позволяло ей вести богемную жизнь в Милане, окружить себя людьми искусства, нуждающимися в щедрой поддержке и покровительстве. Ее друзьями стали композиторы Доницетти, Россини, Беллини. Известно, что графиня оплачивали клакеров в Римской опере. Они аплодировали и кричали «Браво!» тем, кому симпатизировала Самойлова.
С Карлом Брюлловым они познакомились в 1827 году в Риме. Произошло это у князя Гагарина. Причем, хозяин дома, заметив интерес Брюллова, предупредил его: «Друг мой, прошу Вас, будьте осторожны, не обожгитесь. От этой женщины можно сойти с ума!»
Но было уже поздно — Карл влюбился. Сразу и на всю жизнь. Любовники отправились в путешествие по Италии, посетили развалины Помпей. Именно Юлия подсказала ему идею картины «Последний дня Помпеи». Если повнимательнее присмотреться к полотну, то можно заметить, что свою возлюбленную Брюллов изобразил на нем несколько раз. Кроме того, он написал множество ее портретов.
В 1829 году у нее умирает бабушка графиня Скавронская. Юлия возвращается в Россию, принимает наследство, останавливается в усадьбе в Славянке и разводит там бурную деятельность. У нее выступают поэты, играют музыканты, идут политические споры. Все это сильно раздражает императора. Особенно последнее.
Николай Первый вежливо попросил Самойлову прекратить «весь этот либерализм» и продолжить прекрасную жизнь в Италии. Дважды уговаривать не пришлось, она уехала и снова встретилась там с Брюлловым.
Роман продолжился, но император отозвал художника в Петербург. Под предлогом того, что у него кончился пансион от Академии художеств.
В разлуке Карл Павлович старался забыть роковую красотку и женился на Эмилии Тимм, пианистке, подруге Ференца Листа, дочери рижского бургомистра. Брак закончился скандалом через месяц. Брюллов узнал, что его жена состояла в интимной связи с собственным отцом. Такие новости и пересуды в обществе привели к депрессии. Спасала из нее Самойлова.
Их роман вновь продолжился до 1845 года, пока красавица не решилась на разрыв отношений ради молодого итальянского тенора. Как говорили современники, безумно красивого. Между ними была разница в 20 лет.
Влюбленная Юлия вышла за тенора замуж, но не везет так не везет… Он умер в тот же год, когда они поженились. Она долго носила по нему траур.
Желая избавиться от черных мыслей, она переехала в Париж и продолжила помогать художникам и писателям.
Ну а теперь вернемся к тем самым девочкам, изображенным на картине «Всадница».
В конце жизни Самойлова растратила почти все свое состояние. Приемные дочери обратились в суд, чтобы взыскать с нее все оставшееся имущество и деньги. Как бы там ни было, Юлия Самойлова навсегда осталась в истории России непревзойденной красавицей, той о ком Пушкин написал: «Ей нет соперниц, нет подруг, красавиц наших бледный круг в ее сияньи исчезает».
Источник:
Комментарии (0)