То что нужно настоящему мужыку!

Почтовое судно против головорезов. Неожиданный итог боя

В XVIII-XIX веках в Британии имелась очень эффективная система по воспроизводству кораблей для ВМФ. Существовала сеть верфей и складов, ориентированных на них, так что новые боевые единицы могли в случае необходимости выпекаться как пончики. И качество постройки хоть и уступало штучному французскому производству (совсем немного, говорят), но зато нагоняло количеством. Плюс хорошо продуманная кузница кадров. Вот это и есть секрет Владычицы морей.

Британские корабли служили со всеми текущими модернизациями лет двадцать-двадцать пять. Хотя имелись и долгожители, перешагнувшие полувековой рубеж. Впрочем, иные находились в строю всего несколько лет – разгул стихии, огонь сражений, так сказать, относились к числу негативных эксплуатационных факторов. "Виндзорскому замку" активной службы досталось всего одиннадцать лет. Но и за этот короткий срок этот пакетбот сумел войти в историю.

Корабль заложили в 1804 году в Ярмуте. По архитектуре это был типичный бриг, который изначально строился как почтовое судно. Соответственно, большего от этого проекта не ждали. Сама же конструкция отличалась прочностью и технологичностью.

Бриг первой половины XIX века для примера. Художник: Antoine Roux

На корабле имелась какая-никакая артиллерия, состав которой изредка менялся – согласно господствовавшим доктринам той поры. Ну а в интересующий нас период (на 1807 год) команда могла встретить неприятеля огнем парочки карронад и шести пушек. Полный экипаж ее насчитывал по штату 32 человека включая капитана, который носил фамилию Саттон. Ну а владельцем корабля числился Уильям Роджерс.

Самый известный рейс "Виндзорского замка" проходил с неполным экипажем – отсутствовал капитан Саттон (остался в Нью-Йорке), и его обязанности выполнял владелец судна. Всего на борту находилось три десятка человек, из которых двое были совсем мальчишками – обычные пороховые обезьянки.

По дороге к Барбадосу и Подветренным островам пакетбот обнаружил преследование – неизвестная шхуна, которую определили как французского капера, постепенно нагоняла бриг. Понимая, что от пирата не отделаться, Роджерс принял решение сражаться, предварительно подготовив почту к отправке на дно морское – приказал привязать к тюкам грузы и расположить их на мостике.

Уильям Роджерс - капитан пакетбота. Художник: Samuel Drummond

Француз имел экипаж в 92 человека и целых 7 пушек (иногда называется число 14), причем одну 18-фунтовую, отличавшуюся мощью и дальнобойностью. Плюс хорошее преимущество в скорости. То есть, по всем канонам, исход битвы мог быть только одним. И все же англичане не сплоховали, встретив врага огнем всей наличной артиллерии. Правда, пока шла дуэль и велось маневрирование (один старался приблизиться для абордажа, а второй – уклониться, навязывая бой на дистанции с расчетом не попасть под бортовой залп), на пакетботе занимались транспортировкой одной из карронад на верхнюю палубу – именно ее залпом капитан (точнее, и.о. капитана) Роджерс задумал встретить абордажную команду.

Французам не повезло – англичане успели установить орудие на палубе. И подвернуть противнику именно тот борт, на который эта пушечка смотрела. Ну а жерло ее забили зарядами картечи. К которым добавили для ровного счета пару сотен мушкетных пуль – на всякий случай.

Другой эпизод, в котором также схлестнулись шхуна и бриг. 1814 год. Художник: Thomas Whitcombe

По законам жанра канониры французов орудовали на пушечной палубе, прикрытой настилом. На свежем воздухе же столпились те, кто собирался перепрыгнуть на корабль неприятеля – абордажные кошки приготовили загодя. Но в тот момент, когда уже французы намеревались пойти в рукопашную, бабахнула карронада, которую так старательно извлекали во время первой фазы боя. И выстрел ее оказался крайне удачным – палуба капера очистилась от всего живого.

На француза высадился сам Роджерс с пятью своими моряками. Понимая, что даже сокращенная команда француза многочисленнее его сил, он попросту закрыл трюм, заблокировав остатки команды в недрах шхуны. И потом пригласил корабельного кузнеца на палубу приза – французов выпускали из трюма по одному. И тут же заковывали в кандалы.

Уильям Роджерс в абордажном бою. Художник: Samuel Drummond

Французов погибло 21 человек, 33 оказались ранены. Британцы потеряли 4 убитыми и 9 ранеными. Ну а капер с призовой командой отправился на Барбадос, где его и продали с аукциона.

Весть о победе Роджерса произвела в Британии эффект разорвавшийся бомбы. Все только и говорили о таком чуде. И даже объявили сбор средств в честь капитана. Так что он получил, помимо призовых, еще премию от Адмиралтейства и общественные деньги. Плюс два дорогих наградных клинка и новый пакетбот под командование.

Ну а "Виндзорский замок" под командой старого капитана Саттона продолжал свою службу до 1811, когда оказался захвачен капером – уже американским. Причем команда британца храбро сражалась, но силы оказались все же неравны. Правда, захват пакетбота произошел через месяц после заключения перемирия, но суд все равно признал захват корабля правомерным (новости тогда приходили с запозданием), и славный бриг пошел с молотка, как и его французский визави когда-то.


Источник: Почтовое судно против головорезов. Неожиданный итог боя
Опубликовал:
Теги: Закон дорога скорость история море

Комментарии (5)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Юрий Михайлов
"Другой эпизод, в котором также схлестнулись шхуна и бриг" - на рисунке - корвет (вид 3\4 с левого борта) и бригантина (её с правого борта атакуют). У шхуны - от 2 до 7 мачт, на всех - косые паруса. Бриг - двухмачтовое судно с прямыми парусами. У бригантины - прямые паруса на фок-мачте (передней) и косые - на грот-мачте (задней). У фрегата и корвета три мачты с прямыми парусами. Барк имеет 3 мачты и более, косые паруса на бизань-мачте (ближней к корме) и прямые на всех остальных. У баркентины также 3 мачты и более, но прямые паруса только на фоке (первая от носа мачта), косые на остальных. Понятно, "парусные" времена давно миновали, но хотя бы классификацию знать надо.
И категорически соглашусь с Алексеем Федосеевым - бриг "Меркурий" под командованием капитана Казарского показал, что "и один в поле - воин, если он по-русски скроен". Находясь в патрульном плавании близ Босфора, он был замечен двумя турецкими линейными кораблями. Османы начали преследование, надеясь на лёгкую добычу. Ещё бы - 74 пушки на одном корабле, 110 на другом - против 18 на русском, плюс в экипажах - отборные головорезы абордажных команд. Которым мало было, что их трепал Ушаков (и ещё не драл им хвосты Нахимов) - решили, что уж такую "мелочь" захватить - раз плюнуть.
На кратком совещании экипажа было решено: драться до последнего, но врагу не сдаваться. Последний оставшийся в живых должен был взорвать корабль - для этого перед дверью крюйт-камеры был положен заряженный пистолет. Который не потребовался: русские моряки сражались так, что даже чертям в аду тошно стало. Под турецкие ядра подставляли нос и корму - а сами били по туркам с бортов, нанося весьма существенные разрушения оснастке, рангоуту и выбивая османских бандитов. На флагманском корабле даже каюту адмирала разнесли в щепки.
Имея десятикратное преимущество в орудиях, турки проиграли. "Меркурий" своим ходом вернулся в Севастополь, где был встречен с триумфом. Корабль получил кормовой Георгиевский флаг (как если бы человека орденом Святого Георгия наградили), в Севастополе был установлен памятник со словами: "Казарскому. Потомкам в пример". Указом Николая Первого отныне полагалось всегда в Черноморском флоте иметь корабль "Меркурий", и его кормовой флаг будет передаваться по наследству.
Так русские морячки показали, что если надо - и бог торговли способен на подвиг. Да такой, за который перед ним снимет шлем бог войны Марс.
Алексей Федосеев 
Русский бриг "Меркурий" - от двух турецких фрегатов отбился. Сильно их повредив. то куда круче будет!
Владимир Клопов 
Вор у вора дубинку украл...
Сергей Ремнёв 
Всё бы ничего, но хочу напомнить автору одну прописную морскую истину: бриг - это исключительно двухмачтовое судно!
Рауф Юсупов 
Новый способ боя: на верхней палубе пушки выстрелили дробью абордажникам начистоту!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Может ли парусное судно плыть против ветра
Может ли парусное судно плыть против ветра
6
Мужской журнал 11:01 28 авг 2018
Ученые обнаружили неожиданный позитивный эффект коронавируса
Ученые обнаружили неожиданный позитивный эффект коронавируса
15
Ваши новости 21:31 15 дек 2020
Выплата компенсаций за оккупацию: Москва дала неожиданный ответ
Выплата компенсаций за оккупацию: Москва дала неожиданный ответ
7
Ваши новости 13:00 09 апр 2019
Талибы против наркотиков
Талибы против наркотиков
83
Ваши новости 07:30 18 авг 2021
Джоджо Бейби против Эшли Грэм. Кто краше?
Джоджо Бейби против Эшли Грэм. Кто краше?
15
Мужской журнал 12:30 14 июн 2018
Донбасс преподнес Украине «неожиданный» сюрприз
Донбасс преподнес Украине «неожиданный» сюрприз
2
Ваши новости 16:01 26 апр 2018
Дирижабль против подлодки. Бой у берегов Флориды
Дирижабль против подлодки. Бой у берегов Флориды
7
Мужской журнал 09:00 08 сен 2021
На Украине предложили развивать опыт головорезов УПА
На Украине предложили развивать опыт головорезов УПА
6
Ваши новости 10:18 12 июл 2021
Судно с тысячами Hyundai и Kia на борту до сих пор не распилили
Судно с тысячами Hyundai и Kia на борту до сих пор не распилили
0
Авто-Тема 20:10 10 май 2021
Как предатель Мазепа повлиял на итог Полтавской битвы
Как предатель Мазепа повлиял на итог Полтавской битвы
7
Мужской журнал 09:00 19 ноя 2020
Пока люди паниковали, главный пекарь Титаника выпивал ликёр, который и спас его в ледяной воде
Пока люди паниковали, главный пекарь Титаника выпивал ликёр, который и спас его в ледяной воде
12
Мужской журнал 09:01 04 окт 2020
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
2
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства