То что нужно настоящему мужыку!

Последнее «чудо-оружие» Третьего рейха

Вечером 8 сентября 1944 года над столицей Великобритании раздался мощный гул, который напомнил многим раскат грома: это в лондонском районе Чезвик упала первая немецкая ракета «Фау-2». Громовой раскат, раздавшийся в тот день над Лондоном, возвестил всему миру о том, что на полях сражений появилось новое оружие — баллистические ракеты. Несмотря на свои небольшие боевые возможности и несовершенство конструкции, данные ракеты стали принципиально новым средством ведения войны. Эти ракеты, которые немцы относили к Вундерваффе (буквально «чудо-оружие»), не смогли изменить ход Второй мировой войны, но своим применением открыли новую эру — эру ракетной техники и ракетного оружия.

Журналисты BBC опросили большое количество жителей Лондона, которые пережили первую волну атак немецкими ракетами Фау-2. Люди, которые были захвачены врасплох, испытали шок и не верили в то, что существование столь радикального воздушного оружия реально. При этом наглядные свидетельства того, как немецкие ракеты поражали цель, поступали редко. Большинство очевидцев говорило о «светящемся шаре», падение которого сопровождалось «ужасным треском».

Ракеты Фау-2 появлялись над Лондоном, «как гром среди ясного неба».

Лондонцев пугало то, что при ударах ракетами Фау-2 у них не было ощущения надвигающейся опасности и возможности предпринять какие-то меры для своей защиты. Не было и объявлений воздушной тревоги, к которым они успели привыкнуть за годы войны. Первое, что осознавали люди при ракетных ударах, — это звук взрыва. Из-за того, что объявить тревогу при ударах ракетами Фау-2 было физически невозможно, люди не могли спуститься в укрытия, все, что им оставалось, — это надеяться на свою удачу и везение.

Стоит отметить, что союзников очень сильно беспокоило боевое применение Гитлером «оружия возмездия» в конце войны, когда победа была уже очень близка. Баллистические ракеты, реактивные снаряды и новые авиабомбы были демонстрацией технической мощи гитлеровской Германии в последние часы своего существования, однако новое оружие уже никак не могло изменить ход войны. Количество ракет Фау-2, которые смогли поразить Лондон и другие города, было сравнительно небольшим, а нанесенный ими ущерб и близко не мог сравниться со стратегическими бомбардировками городов Германии союзниками.

При этом точное количество жертв от ударов ракет Фау-2 неизвестно до сих пор. Данные эти не фиксировались, точно известно лишь о жертвах при обстрелах территории Англии, где от этого «чудо-оружия» Гитлера погибло чуть менее трех тысяч человек. При этом само производство данных ракет отняло больше жизней, чем их боевое применение. При производстве ракет погибло более 25 тысяч узников немецких концлагерей. Жертвы среди них также никто точно не считал. Собирались ракеты Фау-2 недалеко от концлагеря Бухенвальд, работа по их сборке велась круглые сутки. Чтобы ускорить процесс их выпуска, специалистов (особенно токарей и сварщиков) привозили из других немецких концлагерей. Узники голодали, не видели солнечного света, трудясь в подземных бункерах, куда производство было загнано налетами авиации союзников. За любую провинность узников просто вешали прямо на кранах сборочных линий ракет.

Проблемы союзников усугубляло то, что они не всегда и с огромным трудом определяли место и время пуска немецких ракет. В отличие от медлительных самолетов-снарядов Фау-1, ракеты Фау-2 поражали цели с очень большой высоты и на скорости, которая превышала скорость звука. Даже, если такую ракету удавалось обнаружить еще на подлете к цели, на тот момент времени просто не существовало ни одного эффективного средства защиты от нее. Затруднительной представлялась и бомбардировка стартовых позиций. Немецкие команды запуска Фау-2 применяли мобильные версии ракет, которые доставлялись на стартовую площадку грузовыми автомобилями.

Первым шагом в последовательности запуска баллистических ракет было их размещение на хитроумном передвижном средстве, которое было придумано немецкими инженерами исключительно для операций с Фау-2. После того как ракету присоединяли к специальной люльке, гидравлическим способом она устанавливалась в вертикальное положение. После этого пусковая платформа в виде многократно используемого круга, который был помещен в квадратную раму, подводилась под ракету. Стартовая платформа, которая в 4-х углах поддерживалась домкратами, брала на себя вес Фау-2, позволяя удалить лафет, который немцы применяли для транспортировки ракет и перевода их из горизонтального в вертикальное положение. Для каждого подвижного устройства была необходима своя собственная команда и грузовик, разнообразные транспортные средства, автоцистерны с горючим, трейлеры и транспорт для перевозки личного состава — обычно порядка 30 автомобилей. Как только площадка для запуска баллистических ракет была определена, немецкие военные блокировали окружающую территорию и вывозили из окрестностей всех местных жителей. Эти меры предпринимались для достижения максимальной секретности. Для запуска одной ракеты ФАУ-2 каждой команде было необходимо от 4-х до 6-ти часов.

Непосредственно перед запуском команда обслуживания ракет выполняла ряд действий: устанавливала воспламенители двигателя, аппаратуру управления и стабилизаторы наведения, заправляла ракеты топливом и размещала на них другие компоненты. Для управления ракетой была необходима электроэнергия, которая изначально подавалась от наземных источников, а уже в полете от батарей на борту ракеты. Учитывая опасность, связанную с любым запуском баллистической ракеты (они не отличались особой надежностью), особенно тщательно расчеты проверяли системы зажигания и топливо. Команда запуска обычно состояла из 20 солдат, которые для заправки Фау-2 надевали специальные защитные шлемы и комбинезоны.

Непосредственно во время пуска ракета медленно поднималась со своей металлической платформы, примерно 4 секунды продолжала полет вертикально, после чего принимала заданную траекторию полета, управляемая гироскопической системой наведения на борту. Выбранный угол начальной траектории полета — чаще всего 45° — точно устанавливал дальность действия ракеты. Отключение двигателя Фау-2 происходило приблизительно через 70 секунд после старта. К этому моменту ракета уже двигалась в небе на высоте 80-90 км со средней скоростью 1500-1800 м/с. После отключения двигателя ракета начинала снижение, поражая цель через 5 минут после пуска. По причине небольшого времени подлета обстрел Лондона и других городов был неожиданным и нередко разрушительным. После того как ракета поражала цель, команда запуска быстро проводила эвакуацию всего оборудования, для того чтобы не допустить обнаружения или ответной атаки со стороны авиации союзников.

Все, что могли противопоставить запускам ракет Фау-2 союзники, — это удары авиации по возможным местам базирования немецких ракетных подразделений и позиций старта. Командование королевских ВВС Великобритании для непрерывного поиска и уничтожения стартовых площадок ракет выделило специальные силы истребительно-штурмовой авиации в составе 12-й истребительной авиагруппы. В течение всего октября 1944 — марта 1945 года данная авиагруппа произвела более 3800 вылетов в район Гааги, откуда проводились запуски. За это время группа сбросила на окрестности порядка 1000 тонн бомб. Но высокая мобильность пусковых установок ракет Фау-2 и городская местность, в которой легко можно было маскировать и стартовые площадки, и ракеты, не позволяли авиации союзников эффективно бороться с ними. Помимо этого авиация бездействовала в ночное время и в плохую погоду. Потери немецких ракетчиков от ударов авиации составили всего порядка 170 человек, 58 автомобилей, 48 ракет и 11 заправщиков жидким кислородом. При этом за все время бомбардировок ни одной ракеты Фау-2 не было потеряно на стартовом столе.

К осени 1944 года в организации подразделений баллистических ракет и систем управления ими произошли изменения. После неудачного покушения на Гитлера в июле 1944 года командование ими было передано группенфюреру СС Камлеру, который стал специальным комиссаром по Фау-2. Он был назначен на этот пост Гиммером. В августе того же года по приказу Камлера все ракетные подразделения Рейха, которые насчитывали около 6 тысяч человек и 1,6 тысяч автомобилей, передислоцировались из мест своего постоянного базирования в районы сосредоточения, которые были выбраны в Голландии и Западной Германии. Одновременно с этим они были реорганизованы. Были сформированы две группы: «Север» и «Юг», каждая из которых состояла из двух батарей, а также отдельная 444-я учебно-испытательная батарея, которая была оперативно подчинена группе «Юг». При этом по одной батарее от каждой группы оставались на полигоне для осуществления учебно-испытательных пусков ракет Фау-2.

5 сентября 1944 года группа «Север» была на позициях в районе Гааги в полной готовности к пуску ракет по Лондону. Группа «Юг» с приданной ей 444-й отдельной батареей располагалась в районе Эйскирхена (100 километров восточнее Льежа), готовая к ударам по городам на территории Франции. 444-я батарея предназначалась для ударов непосредственно по Парижу. 6 сентября 444-я батарея предприняла две неудачных попытки запуска ракет по французской столице. Первый успешный пуск был произведен только утром 8 сентября, он же оказался и единственным, так как продвижение войск союзников заставило немцев покинуть стартовые позиции и передислоцироваться в Голландию на остров Вольхерен, откуда 444-я батарея впоследствии наносила удары по Великобритании.

Удары баллистическими ракетами Фау-2 по Англии также начались 8 сентября 1944 года, но в вечерние часы. В этот день группа «Север» из предместья Гааги Вассенар произвела запуск двух ракет по Лондону. Первой из них было убито 3 человека и ранено 17, вторая ракета ущерба не причинила. Через неделю к ударам по Лондону присоединилась и 444-я батарея. Точкой прицеливания для немецких ракетчиков был центр Лондона (примерно 1000 метров восточнее вокзала Ватерлоо). Но вскоре немцам опять пришлось менять позиции, их напугал воздушный десант союзников возле Арнема. Данная десантная операция закончилась неудачей, но немцы на время были вынуждены перегруппировать свои ракетные части, что привело к прекращению ударов по Англии.

25 сентября, когда стало ясно, что Арнемская наступательная операция англо-американских войск завершилась провалом, 444-я батарея была выдвинута в район Ставерена (северное побережье залива Зейдер-Зее) с задачей нанести ракетные удары по городам Ипсвич и Норвич, однако уже через несколько дней она снова вернулось в район Гааги, откуда с 3 октября снова начала наносить удары по Лондону. В общей сложности в сентябре 1944 года активные действия немецких ракетных подразделений, вооруженных ракетами Фау-2, силами 2-3 батарей продолжались всего 10 дней (8-18 сентября). За это время они выпустили 34 ракеты Фау-2 по Лондону, системами ПВО Англии было отмечено 27 ракет: из них 16 взорвались в черте города, 9 — в различных районах Англии, две ракеты упали в море. При этом число жертв и ущерб нанесенный взрывами ракет, каждая из которых несла около тонны взрывчатки, были небольшими. В среднем каждая ракета разрушала 2-3 дома и поражала 6-9 человек.

Начало пусков ракет Фау-2 повторило ситуацию, которая сложилась в начале действий Фау-1. Немцы не смогли добиться массированного удара. Не было у них и стратегической внезапности, союзники располагали информацией о возможностях немецких баллистических ракет. Однако тактическая внезапность сохранялась на протяжении всего периода использования данных ракет, так как небольшое время подлета не позволяло своевременно предупредить население, а большое рассеивание ракет лишало наблюдателей возможности определить место их падения.

Последствия удара Фау-2 по Лондону, 9 марта 1945 года.

В начале октября 1944 года пуски баллистических ракет осуществлялись из районов Гааги и Ставерена по Лондону, городам восточной Англии и Бельгии. Но уже 12 октября Гитлер приказал наносить удары Фау-2 лишь по Лондону и Антверпену — главной базе снабжения американо-английских войск в Европе. Группа «Север» и 444-я отдельная батарея были развернуты в предместье Гааги — Гаагише-Бош, откуда вплоть до 27 марта 1945 года осуществляли пуски ракет Фау-2 по Лондону, Антверпену, а впоследствии по Брюсселю и Льежу.

Стоит отметить, что потеря немцами созданной в Северной Франции системы снабжения ракетных подразделений заставила группенфюрера СС Каммлера и его штаб в спешном порядке создавать новые промежуточные пункты для хранения, проверки и ремонта ракет и склады. Подобные склады немцы создали недалеко от Гааги в населенных пунктах Раапхорст, Терхорст и Эйхенхорст. Перевозка ракет Фау-2 осуществлялась немцами в строжайшей секретности. Ракетные поезда, которые отправлялись с заводов Пенемюнде или в Нордхаузене, могли транспортировать по 10-20 баллистических ракет. При перевозке Фау-2 грузились парами. Каждая пара ракет занимала 3 железнодорожных платформы, которые были хорошо замаскированы и очень тщательно охранялись. Время доставки готовых ракет с заводов на склады или в Влизну, где проводились испытания, составляло 6-7 дней.

Пуски баллистических ракет Фау-2 производились из разных точек в окрестностях Гааги. Так как для ракет не требовалась громоздкая пусковая установка, как для Фау-1 (необходима была катапульта длиной 49 метров), то их стартовые позиции постоянно менялись. Это обстоятельство делало их почти неуязвимыми для авиации союзников. Фау-2 на специальной платформе подвозилась непосредственно к месту старта, устанавливалась вертикально на бетонированной или асфальтированной площадке, где производилась заправка ракеты окислителем и горючим, после чего осуществлялся ее пуск по заданной цели.

Последствия удара ракетой «Фау-2» в Антверпене.

За полгода запусков, несмотря на 30-кратное превосходство союзников в воздухе и интенсивные бомбовые удары англо-американских ВВС, ни одна баллистическая ракета Фау-2 не была уничтожена на старте. В то же время гитлеровцам удавалось наращивать интенсивность ударов по Лондону. Если в октябре 1944 года в английской столице разорвалось 32 ракеты Фау-2, то в ноябре уже 82 баллистических ракеты, в январе и феврале 1945 года — по 114, а в марте — 112. Удалось немцам повысить и точность попадания ракет в цель. Если в октябре она составляла всего 35% от числа ракет, упавших на английской территории, то с ноября и далее уже более 50% долетевших ракет поражали объекты в черте Лондона.

К концу марта 1945 года удары баллистическими ракетами по целям в Англии и Бельгии были прекращены. Всего средствами воздушного наблюдения системы ПВО Великобритании было зафиксировано 1115 ракет Фау-2, из которых 517 взорвались в Лондоне (47%), 537 на территории Англии (49%) и 61 ракета упала в море. Потери от ударов данных ракет составили 9277 человек, в том числе 2754 убитых и 6523 раненых. Всего с сентября по конец марта 1945 года немцы произвели пуски более 4-х тысяч ракет Фау-2 по Лондону, Южной Англии, Антверпену, Брюсселю, Льежу и Ремагену, а также другим целям. Так по Лондону было выпущено от 1400 до 2000 ракет, а по Антверпену, который был главной базой снабжения союзников в Европе, до 1600 ракет. При этом в Антверпене взорвалось примерно 570 ракет Фау-2. Большое количество ракет просто взрывались при запуске на земле или в воздухе или выходили из строя уже в полете.

Несмотря на несовершенство конструкции, удары первых баллистических ракет иногда приводили к серьезным жертвам среди гражданского населения и военных. Так 1 ноября 1944 года две ракеты Фау-2 убили 120 человек, 25 ноября разрывом всего одной ракеты в Лондоне было убито 160 и ранено 108 человек. Утром 8 марта 1945 года одна из немецких ракет попала в лондонский магазин, пробила его и взорвалась уже в тоннеле метро под ним, в результате взрыва здание полностью обрушилось, при этом погибло 110 человек. Но наибольшее количество жертв от использования немцами ракет Фау-2 было зафиксировано 16 декабря 1944 года в Антверпене. В этот день в 15:20 баллистическая ракета попала в здание кинотеатра «Рекс», в котором как раз шел показ фильма. Во время показа в кинотеатре были заняты все 1200 мест. В результате взрыва ракеты погибло 567 человек, 291 человек был ранен. 296 погибших и 194 раненых были британскими, американскими и канадскими военнослужащими.

Сцена разрушений на лондонской Фаррингдон Роуд после падения ракеты Фау-2, 1945 год.

Достаточно большим был и моральный эффект, который произвели ракеты Фау-2 на гражданское население. Это было обусловлено тем, что защиты от нового оружия тогда просто не существовало, а пуски ракет немцы могли производить в любое время суток. Из-за этого жители Лондона постоянно находились в состоянии напряжения. Наиболее сложным в психологическом плане были именно ночные часы, когда немцы проводили обстрел английской столицы еще и «самолетами-снарядами» Фау-1.

И все же гитлеровскому командованию до завершения Второй мировой войны так и не удалось добиться по-настоящему массовых ракетных ударов. Тем более, речь не велась об уничтожении целых городов или отдельных промышленных районов. Со стороны Гитлера и руководства Германии эффективность «оружия возмездия» была явно переоценена. Ракетное оружие такого технического уровня развития просто не могло изменить ход конфликта в пользу Германии и тем более предотвратить неизбежный крах Третьего рейха.

Источник:

https://masterok.livejournal.com


Источник: Последнее «чудо-оружие» Третьего рейха
Опубликовал:
Теги: транспорт ремонт скорость море оружие

Комментарии (5)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Ivan Kosov
Если бы нацистам, удалось начинить хотя бы одну ракету ядерной боеголовкой!То европейцы сейчас кричали бы Хайль Гитлер.И у них не было бы гей парадов.Америкосы не создали бы первую атомную бомбу.А япошки оттяпали бы у нас курилы.Хотя тогда бы очень обиделся дядя Иосиф и накостылял всем по самые помидоры.И построил бы один большой СССР.
Еремин Валерий
Андрей Жадаев:"видео интересно"

Особенно про наши испытания ФАУ-2.
Читал где-то, про историю первых испытаний ФАУ-2 в СССР. Известно, что американцы захватили зону, предусмотренную на Ялтинских переговорах зоной оккупации СССР и 2 месяца не передавали нашим войскам. В этих местах были подземные заводы по изготовлению ФАУ-2, испытательные полигоны, и научный центр, которые здесь разместили после их уничтожения английской авиацией на острове Рюген. Американцы вывезли все, что было связано с ФАУ-2, особенно всех учёных и конструкторов. Когда наши специалисты прибыли в эти места, там были только обломки ракет оставленные американцами и сотрудники, по американским меркам не представляющие интереса. Наши забрали всё что осталось и привезли в СССР, рабочих и сотрудников тоже. В итоге, с их помощью собрали 5 ФАУ-2, все сделали как советовали немецкие сотрудники, поставили на старт, запустили и все 5 ракет взлетели. Доложили Сталину и кучу предложений и идей, как улучшить. Сталин говорит, давайте начнём выпускать как немцы делали, 250 км тоже неплохо. Сделали 10 ракет, всё вроде как у немцев, поставили на старт... все ракеты взорвались на старте. Берия, как ответственный за программу, начал разбор. Выяснилось что у немцев в ракете из лёгких сплавов было применено 87 марок сталей, а наши заводы, грубо говоря, умели делать ст.3 и броню, было 29 видов пластмасс, а мы только карболит делали... Заслуга Берии, что за полгода он организовал производство 87 марок сталей и всех необходимых пластмасс.
Сделали из новых материалов ракеты, всё - полетели...
А дальше наши начали улучшать и быстро стали лидерами в ракетостроении.
С уважением.
Владимир Гончаров 
Немцы,конечно,умнички, но и наши не дураки.
Гриша Смоляк 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Иван он и в Африке Иван.
Андрей
видео интересно
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Фальшивые деньги – тайное оружие Третьего рейха
Фальшивые деньги – тайное оружие Третьего рейха
2
Мужской журнал 10:01 10 дек 2021
Какие секреты Третьего Рейха не раскрыты до сих пор
Какие секреты Третьего Рейха не раскрыты до сих пор
15
Мужской журнал 08:02 13 янв 2019
Чудо-оружие Рейха: военно-транспортный самолет Me.323 Gigant
Чудо-оружие Рейха: военно-транспортный самолет Me.323 Gigant
26
Авто-Тема 12:21 01 мар 2019
7 странных проектов конструкторов Третьего Рейха, у которых, похоже, развивалась гигантомания
7 странных проектов конструкторов Третьего Рейха, у которых, похоже, развивалась гигантомания
3
Авто-Тема 18:24 13 мар 2019
Известная грузовая техника Третьего Рейха
Известная грузовая техника Третьего Рейха
1
Авто-Тема 06:40 02 июн 2021
Крушение II Рейха
Крушение II Рейха
2
Мужской журнал 09:01 12 сен 2021
Оружие массового поражения
Оружие массового поражения
5
Мужской журнал 10:01 29 дек 2017
Мускулы для Третьего рейха
Мускулы для Третьего рейха
2
Мужской журнал 09:01 11 окт 2019
"Пугач" опасное оружие советских подростков
"Пугач" опасное оружие советских подростков
25
Авто-Тема 19:24 25 янв 2019
Оружие древних богов - Ваджра
Оружие древних богов - Ваджра
30
Мужской журнал 07:01 22 ноя 2018
Бензин и дизтопливо Третьего рейха: легенды и мифы
Бензин и дизтопливо Третьего рейха: легенды и мифы
3
Авто-Тема 19:01 02 июн 2019
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
3
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства