Нападение императорской Японии на главную военно-морскую базу Тихоокеанского военно-морского
Рождение японских мини-субмарин
Вашингтонское морское соглашение 1922 года определило совершенно новый расклад сил ведущих военно-морских держав после Первой мировой войны и стало существенным препятствием в нарастающей гонке морских вооружений. Особо недовольной оказалась императорская Япония, так как согласно договору её военно-морской флот существенно уступал флотам Англии и США по числу авианосцев, линкоров и крейсеров.
Японцы искали выход из сложившейся ситуации и нашли две лазейки. Первой из них стало отсутствие договоренностей с США и Великобританией о количестве подводных лодок. Второй – разрешение Вашингтона и Лондона на строительство пунктов передового базирования японского ВМФ на островах Тихого океана. Сложив один плюс один, японцы решили превратить эти удалённые острова в передовые базы подводных лодок, которые не только могли бы сами атаковать флот врага, но и выступили бы в качестве носителей сверхмалых субмарин. Скрытно подойдя к военно-морским базам американцев или англичан, лодки-носители должны были запустить сверхмалые субмарины, которые могли неожиданно атаковать вражеский флот прямо на якорных стоянках!
В 1934 году в условиях строжайшей секретности были построены две экспериментальные сверхмалые подводные лодки «А-хётеки» (лодки-мишени, тип А). По результатам испытаний в проект внесли необходимые усовершенствования, после чего было развёрнуто серийное строительство сверхмалых подводных лодок типа А под обозначением «Ко-хётеки», имевших на вооружении две 450-мм торпеды тип 97. В качестве кораблей-носителей этих карликовых субмарин могли быть использованы гидроавиатранспорты и океанские подводные лодки.
15 апреля 1941 года 24 младших морских офицера получили секретное предписание войти в состав специального формирования. Тренировки экипажей подводных лодок проводились недалеко от военно-морской базы Куре. Во время освоения подлодок подчас случались аварии и поломки. Гибли экипажи, а вместо мишеней поражались катера, которые обеспечивали их доставку…
Кроме того, выяснилось, что сверхмалые лодки обладали слишком малой дальностью плавания, которая определялась ёмкостью аккумуляторов, а их подзарядка была возможна только на корабле-носителе. По этой причине оказалось совершенно невозможно использовать лодки с необорудованных стоянок на удалённых островах. Но для атаки защищённой военно-морской базы врага они вполне подходили.
Итак, лук и стрелы были готовы, осталось только спустить тетиву...
Стрела пущена в цель...
Молодые офицеры-подводники настойчиво добивались включения сверхмалых подводных лодок типа А в операцию против Пёрл-Харбора. В октябре 1941 года командование флотом дало своё согласие и создало соединение сверхмалых подводных лодок «Токубецу Когекитай», сокращенно «Токко». Это словосочетание можно перевести как «Соединение специальных атак» или «Специальное морское ударное соединение». При этом ни одна из карликовых подлодок не имела персонального номера и идентифицировалась только по лодке-носителю.
На карликовые подводные лодки сформировали экипажи (в соответствии с японскими правилами сначала указана фамилия и только затем имя подводника, в скобках указана лодка-носитель). Характерная деталь: в связи с небольшим шансом вернуться с задания живым, к операции было запрещено привлекать подводников, которые были женаты, являлись единственными или старшими сыновьями в семье.
Лейтенант Иваса Наодзи и унтер-офицер Сасаки Наохару (І-22).
Младший лейтенант Хироо Акира и унтер-офицер Катаяма Ёсио (I-20).
Младший лейтенант Сакамаки Кацуо и унтер-офицер Инагаки Киодзи (І-24).
Мичман Ёкояма Масахару и унтер-офицер Уэда Тэдзи (I-16).
Мичман Харуно Сигэми и унтер-офицер Ёкояма Харунари (I-18).
После чего закипела работа по оборудованию больших подводных лодок в носители сверхмалых субмарин. Первой в военно-морскую базу Куре прибыла субмарина I-22 для внесения в конструкцию необходимых доработок. Несколькими днями позже прибыли ещё три. Четвёртую подлодку – І-24, только что построили в Сасебо и сразу же начали её ходовые испытания.
Рано утром 18 ноября большие подводные лодки покинули Куре, остановившись ненадолго в Оуразаки, чтобы забрать малые лодки. Под вечер они взяли курс на Пёрл-Харбор. Лодки шли, держа дистанцию в 20 миль друг от друга, при этом флагманская І-22 находилась в центре. В дневное время лодки шли под водой, боясь обнаружения, и всплывали только по ночам.
По плану они должны были прибыть в пункт сбора, расположенный в 100 милях к югу от Пёрл-Харбора, ночью, после захода солнца, за два дня до начала атаки. Проверив лодки под покровом темноты, субмарины-носители должны были подойти к Пёрл-Харбору и занять позицию в своём квадрате в 5–10 милях от входа в гавань.
Рано утром 7 декабря мини-субмарины должны были покинуть свои носители, незаметно проникнуть в гавань Пёрл-Харбора и лечь на дно, после чего присоединиться к воздушной атаке и нанести американцам максимальные разрушения своими десятью торпедами.
За три часа до рассвета (в 03:00 7 декабря 1941 года) первой производит пуск своей сверхмалой лодки крайняя левая в группе I-16. Затем последовательно, с интервалом в 30 минут стартуют сверхмалые лодки с носителей І-24, І-22 и I-18. Карликовая субмарина с последней лодки І-20 должна была пройти через створ гавани за полчаса до рассвета.
Операция началась...
Первые выстрелы, первые жертвы...
Вход в бухту Пёрл-Харбор преграждали два ряда противоторпедных сетей, а американские тральщики каждое утро проводили контрольное траление вод, окружающих базу. Казалось, проскочить за ними в бухту не составляло особого труда. Однако планы японцев оказались нарушенными с самого начала.
В 03:42 (в других источниках указывается время 03:58) тральщик «Кондор» обнаружил перископ подводной лодки перед входом в бухту. В её поиск тут же включился старый эсминец «Уорд» (постройки 1918 года), командир которого Уильям Вудворд Аутербридж (1906–1986) немедленно радировал в штаб о контакте в зоне его патрулирования. Однако после часа поисков он так ничего и не обнаружил.
Около 05:00 американцы открыли проход в сетях, чтобы пропустить тральщики, а также подошедший военный транспорт «Антарес», буксир и баржу. Две сверхмалые подводные лодки воспользовались этим и сумели скрытно проникнуть в гавань. Это были субмарины лейтенанта Иваса Наодзи с І-22 и мичмана Ёкояма Масахару с I-16.
Третьей карликовой лодке младшего лейтенанта Хироо Акира и унтер-офицера Катаяма Ёсио с лодки-носителя І-20 не повезло. Она была замечена в 06:30 примерно в 3–4 милях от гавани вахтенными транспорта «Антарес» и кружащей над морем летающей лодки «Каталина» 14-й патрульной эскадрильи. Вполне возможно, что на лодке вышел из строя глубиномер, так как она двигалась в гавань со скоростью 8 узлов в надводном положении – над поверхностью воды возвышались рубка лодки и часть сигарообразного корпуса.
На этот раз «Уорд» не подкачал и после визуального обнаружения лодки в 06:37 открыл орудийный огонь прямой наводкой с небольшой дистанции. Уже второй снаряд попал в основание рубки с правой стороны. Лодка вздрогнула, но продолжала движение с рваной дырой в рубке. Набрав через пробоину забортную воду, она навечно скрылась в глубинах океана. Эсминец сбросил в точке погружения четыре глубинные бомбы.
Долгое время считалось, что их взрывы чуть ли не разорвали карликовую субмарину пополам. Но на самом деле они не нанесли её корпусу никаких существенных повреждений. Свою посильную лепту в уничтожение непрошеного гостя внесла и «Каталина», сбросив на месте гибели лодки несколько бомб. Карликовая субмарина младшего лейтенанта Хироо Акира стала первой жертвой ещё не объявленной войны на Тихом океане, а эсминец «Уорд» сделал первые выстрелы в этой войне и первым же добился победы.
В 06:53 командир эсминца Аутербридж отправил сообщение на берег:
«Мы атаковали, обстреляли и сбросили глубинные бомбы по подводным лодкам, действующим в оборонительном морском районе».
Сообщение было передано командующему Тихоокеанским флотом США адмиралу Хазбенду Киммелу к 07:30. Но тот проигнорировал его, так как в последнее время было много подобных сообщений, ни одно из которых при проверке не подтвердилось. Спустя 25 минут на небе появились десятки японских самолётов, и началась воздушная атака на Пёрл-Харбор...
Первую погибшую при прорыве в Пёрл-Харбор карликовую подводную лодку младшего лейтенанта Хироо Акира и унтер-офицера Катаяма Ёсио с лодки-носителя І-20 обнаружили 28 августа 2002 года при помощи глубоководного аппарата Гавайского университета. Лодка лежала на глубине 400 метров примерно в пяти милях от Перл-Харбора. Корпус субмарины не был разрушен глубинными бомбами, как предполагалось ранее. В основании рубки виднелось отверстие от попадания снаряда с эсминца «Уорд», который, видимо, мгновенно убил экипаж лодки.
Второй карликовой субмариной, погибшей при прорыве в гавань Пёрл-Харбора, стала субмарина с лодки-носителя I-18, экипаж которой составлял мичман Харуно Сигэми и унтер-офицер Ёкояма Харунари. О действиях этой лодки не было известно ничего, кроме того, что она пропала без вести, а её экипаж погиб.
Лишь спустя почти 20 лет, а именно 13 июня 1960 года, лодка была обнаружена водолазами ВМС США и морской пехоты США, проходившими обучение в лагуне Кехи, к востоку от входа в Пёрл-Харбор. Лодку подняли и осмотрели.
Её корпус был повреждён в результате атаки глубинными бомбами. Люк был открыт изнутри, останков экипажа обнаружено не было, а обе торпеды находились в аппаратах. Стало ясно, что лодке мичмана Харуно так и не удалось проникнуть в гавань Пёрл-Харбор, а обстоятельства гибели её экипажа остались невыясненными.
Подводная лодка была восстановлена и выставлена на обозрение в бывшей японской Военно-морской академии императорского флота в Этадзима 15 марта 1962 года.
Невезучая лодка…
Пока рано утром 7 декабря лодки-носители одна за другой спускали на воду карликовые субмарины, на I-24 возникла серьёзная заминка. На её «малютке» (экипаж младший лейтенант Сакамаки Кацуо и унтер-офицер Инагаки Киодзи) вышел из строя гирокомпас. Устранить неисправность так и не удалось. Уже было 05:30 утра, а лодка всё ещё не была готова к спуску, опаздывая на два часа от установленного планом времени. Рассвет приближался, когда Сакамаки и Инагаки протиснулись в люк своей лодки.
До входа в гавань Пёрл-Харбора было 10,5 миль, но сразу двинуться туда не удалось – больше часа подводники отчаянно пытались выправить дифферент своей подлодки. С трудом им удалось это сделать, и они достигли входа в бухту. Гирокомпас по-прежнему оставался неисправным, поэтому Сакамаки был вынужден поднять перископ, чтобы сориентироваться. Он увидел патрулирующий вход в гавань американский эсминец «Хелм», который вскоре приблизился так близко, что можно было различить в перископ каждую деталь на палубе и белую форму моряков.
Американцы заметили перископ и тут же ринулись в атаку, сбросив несколько глубинных бомб. Он их взрывов лодку долго качало, а затем подхватило течением и унесло в открытый океан. Сакамаки вновь пытался найти вход в базу, но напоролся на риф. В результате удара один из торпедных аппаратов получил повреждения, внутрь лодки стала поступать вода. Из-за химической реакции воды с серной кислотой аккумуляторов начал выделяться удушливый газ.
В это время японская авиация уже бомбила Пёрл-Харбор, а лодка Сакамаки всё ещё не проникла в бухту! Отравленный газами экипаж (было трудно дышать, болели глаза) тщетно пытался вновь подойти к входу в гавань. Но примерно в 14:00 лодка вновь напоролась на риф и повредила второй торпедный аппарат. Отравленных и обессилевших подводников охватила депрессия. Стало окончательно ясно, что операция провалилась. Сакамаки последним усилием воли попытался хотя бы добраться до лодки-носителя I-24, но вскоре оба подводника потеряли сознание, и лодка стала неуправляемой.
Когда Сакамаки очнулся, была уже ночь. Двигатель лодки не работал, так как аккумуляторы были полностью разряжены. Приоткрыв крышку люка, Сакамаки увидел примерно в 200 метрах берег какого-то острова, луну и яркие звёзды среди облаков. Немного придя в себя от свежего морского воздуха, Сакамаки попытался запустить двигатель и после множества попыток ему это удалось. Но радоваться пришлось недолго – лодка вновь налетела на риф и на этот раз застряла намертво.
Поняв, что всё кончено, Сакамаки решил потопить субмарину – ведь это было секретное «чудо-оружие» императорского флота. Заранее раздевшись и вставив в подрывные заряды детонаторы, он зажёг бикфордов шнур и вместе с Инагаки бросился в море. Согласно другим источникам, Сакамаки приказал подготовить взрыв унтер-офицеру и механику лодки Инагаки, но тот приказ не выполнил и бросился в море (эту версию подтверждает тот факт, что взрыва на лодке так и не произошло). Было 06:40…
Сакамаки думал, что они плывут к острову Мауи, но на самом деле это был западный берег острова Оаху, того же самого, где размещалась база Пёрл-Харбор! Прыгнув в воду вслед за командиром, обессилевший Инагаки до берега так и не добрался и утонул. Обессилившего и потерявшего сознание Сакамаки обнаружил на берегу и взял в плен капрал Дэвид Акуи 298-го полка Гавайской территориальной гвардии.
Американская пропаганда не упустила удобного случая хотя бы частично смыть позорное пятно Пёрл-Харбора при помощи захваченной японской подводной лодки. Во время Второй мировой войны эта субмарина неоднократно «гастролировала» по Соединенным Штатам, разжигая патриотизм и тем самым помогая в продаже населению военных облигаций.
Внутри гавани…
Одной из двух карликовых субмарин, успешно проникших в гавань Пёрл-Харбора, стала лодка лейтенанта Иваса Наодзи и унтер-офицера Сасаки Наохару (с лодки-носителя І-22). Когда в 07:55 начался первый налёт японской авиации, лейтенант Иваса приступил к маневрированию и в 08:36 атаковал американскую базу гидросамолётов «Кёртисс», моряки которой в это время вели огонь по японским самолётам.
Выпущенная лодкой торпеда прошла мимо, зато американские моряки заметили перископ и тут же открыли по нему огонь. В 08:40 японская лодка из-за полученных повреждений или ошибки экипажа неожиданно всплыла примерно в 700 метрах от гидроавиатранспорта и тут же погрузилась вновь.
В некоторых источниках утверждается, что два снаряда с «Кёртисс» поразили лодку, но документальных подтверждений этому нет. В любом случае, японцы уже подписали себе смертный приговор – их заметил спешащий к выходу из гавани эсминец «Монагхэн».
Лейтенант Иваса также обнаружил приближающегося врага, развернулся и выпустил по эсминцу вторую (последнюю) торпеду. Она прошла мимо, примерно в 45 метрах по правому борту «Монагхэна». Спустя несколько мгновений, в 08:43, эсминец протаранил лодку, после чего добил её сбросом двух глубинных бомб. Из-за мелководья гавани, прогремевшие взрывы подняли корму эсминца из воды. Он потерял управление и врезался в баржу, отделавшись незначительными повреждениями.
Позже, во время строительства новых причальных сооружений для подводных лодок на базе Пёрл-Харбор, погибшую лодку лейтенанта Иваса вместе с грунтом использовали в качестве материала для одного из молов. В 1952 году остов субмарины обнаружили вновь, но к тому времени кислота из аккумуляторных батарей так сильно повредила лодку, что возиться с «японкой» не стали и «перезахоронили» в том же месте. При этом останки экипажа так и остались внутри лодки.
Наибольший интерес историков вызывает судьба мини-субмарины мичмана Ёкояма Масахару и унтер-офицера Уэда Тэдзи с лодки-носителя I-16. Согласно официальным исследованиям, лодке удалось проникнуть в гавань, но она не смогла поразить какие-либо цели, после чего бесследно исчезла, а её экипаж погиб.
В 2007 году морской историк и бывший подводник ВМС США Паркс Стефенсон решил разрешить загадку этой лодки. К тому времени была известна судьба и обнаружены остовы четырёх из пяти мини-субмарин, участвующих в атаке Пёрл-Харбора.
Но куда исчезла пятая?
Прежде всего удалось обнаружить, что уже после налёта, а именно в ночь на 8 декабря, якобы пропавшая без вести мини-субмарина мичмана Ёкояма отправила две радиограммы, которые приняла подводная лодка-носитель I-16. В 00:41 8 декабря Ёкояма радировал об успехе воздушной атаки на Пёрл-Харбор и повреждении американских линкоров. Спустя 10 минут от него поступила ещё одна радиограмма:
«Невозможно ориентироваться».
Это ясно говорило о том, что лодка Ёкояма не погибла 7 декабря, а нашла спокойное место, залегла на дне до ночи, прежде чем всплыть на поверхность и отправить обе радиограммы.
Но где же это спокойное место?
Внимание Стефенсона привлекла бухта Уэст-Лох – западная бухта базы Пёрл-Харбор, расположенная прямо напротив стоянки линкоров. Это было идеальным местом для укрытия, и лодку следовало искать именно там. Однако никаких следов «японки» обнаружить не удалось.
Уэст-Лох известен катастрофой, которая произошла здесь 21 мая 1944 года и была засекречена вплоть до 1960 года. В тот майский день в бухте стояли 29 десантных кораблей LST, которые готовились к операции «Форейджер» – атаке ВМФ США на захваченные японцами Марианские острова. Некоторые из этих кораблей были загружены боеприпасами и топливом.
Экипажи активно готовились к выходу в море, и ничто не предвещало беды, пока в 15:08 на LST-353, стоявшем у одной из пристаней в бухте, не прогремел взрыв. Огонь быстро охватил несколько соседних кораблей. Звучали всё новые и новые взрывы, и командование базы поначалу решило, что это очередная атака японцев либо неожиданное землетрясение.
Разобравшись, что происходит, командиры уводили свои не пострадавшие корабли из гавани, спасая их от загоревшейся разлитой в воде нефти. Последний взрыв прогремел в 22:30, но пожары на некоторых кораблях продолжались вплоть до следующего дня.
В результате происшествия затонуло шесть десантных кораблей, погибло 392 моряка и морских пехотинца. Пострадало 20 зданий, 17 единиц техники и восемь 155-мм орудий. Расследование пришло к выводу, что причиной инцидента могло стать неосторожное обращение персонала с боеприпасами либо воспламенение паров бензина.
В течение нескольких недель после катастрофы все остовы кораблей были подняты, отбуксированы и затоплены в 3 милях к югу от Гавайских островов (исключение составил выброшенный на берег десантный корабль LST-480). В 1992, 2000 и 2001 годах Гавайский институт проводил погружения в этом районе, и в 2009 году прислал Стефенсону сделанные тогда фотографии. На них были запечатлены обломки не только американских десантных кораблей, но и японской мини-субмарины!
Специалисты Гавайского института предположили, что это лодка, которая могла быть захвачена американцами в 1942 году на Гуадалканале или в другом месте, отбуксирована на Гавайи для исследований и позднее затоплена. Однако наличие характерного для первых лодок типа А сетепрорезателя на носовой части разрешило все сомнения – это была именно пропавшая без вести пятая мини-субмарина мичмана Ёкояма!
Картина стала более-менее ясна – дав ночью 8 декабря 1941 года радиограммы на I-16, экипаж затопил лодку в Уэст-Лох и позднее погиб (вероятно, покончил с собой). Остов лодки так и пролежал в бухте до мая 1944 года, когда его, разорванный на три части близкими взрывами десантных кораблей, не разобравшись, подняли вместе с другими обломками и затопили южнее Гавайских островов.
Так как оба торпедных аппарата лодки были пусты, оставалось выяснить, в кого мичман Ёкояма выпустил свои торпеды?
Здесь Стефенсону помогла рассекреченная фотография, сделанная японским самолетом во время атаки Пёрл-Харбора 7 декабря 1941 года. На ней видно, как сброшенные торпедоносцами торпеды устремляются к цели. Но один торпедный выстрел сделан из другой точки. Проследив траекторию движения торпеды, исследователи обнаружили характерные всплески на водной поверхности бухты. Такие возникают в момент пуска торпед с карликовой субмарины типа А.
Стало ясно, что мини-подлодка Ёкояма выпустила свои торпеды по стоящим напротив линкорам «Западная Вирджиния» и «Оклахома».
Выпущенная в линкор «Западная Вирджиния» торпеда в цель так и не попала и позднее была обнаружена неразорвавшейся – о ней упоминается в отчёте Конгрессу адмирала Честера В. Нимица в 1942 году.
А вот торпеда, выпущенная в линкор «Оклахома», с большой долей вероятности достигла цели, так как линкор получил настолько серьёзные повреждения, что не осел на дно, как другие, а перевернулся, похоронив в своих отсеках 429 офицеров и матросов.
Осенью 1943 года линкор подняли и обследовали. Оказалось, что полученные им повреждения подводной части были сильнее, чем могли нанести авиационные торпеды, сброшенные японскими самолётами. В то же время японские мини-субмарины использовали гораздо более мощные торпеды тип 97, жертвой которой и стал линкор, получивший в ходе атаки до восьми торпедных попаданий.
Подведём итоги
Итак, официальная версия нападения японских мини-субмарин типа А на Пёрл-Харбор гласит: все лодки были потоплены, не добившись никаких успехов, их экипажи погибли, а один подводник попал в плен. Однако расследование судьбы каждой из пяти карликовых подводных лодок позволяет сделать несколько иные выводы.
Первое. Противолодочная оборона главной военно-морской базы Тихоокеанского флота США была организована плохо. Первым двум японским мини-субмаринам удалось проникнуть в базу, и лишь неосторожное использование перископов и необъяснимое всплытие на поверхность лодки младшего лейтенанта Хироо Акира позволило американцам наконец обнаружить подводную опасность и принять меры.
В результате всплывшая лодка младшего лейтенанта Хироо была потоплена, а лодка мичмана Харуно получила повреждения глубинными бомбами и была затоплена экипажем. Третью лодку младшего лейтенанта Сакамаки погубили технические проблемы и рифы.
Стоит отметить, что американцы быстро исправили дело. В ходе войны японские подводники не раз патрулировали воды вокруг Пёрл-Харбора, но так и не смогли нанести никакого урона кораблям, которые за годы войны сотнями приходили и уходили из военно-морской базы. Их немедленно обнаруживала авиация, затем в дело включались противолодочные корабли и подводные лодки, срывая все атаки и зачастую отправляя на дно подводных самураев.
Второе. Анализ фотографии атаки Пёрл-Харбора, а также повреждений поднятого со дна линкора «Оклахома» позволяют сделать вывод – японским подводникам в ходе атаки удалось потопить вышеназванный линкор. Или, по крайней мере, окончательно добить его своей торпедой – более мощной, чем имеющиеся на вооружении японской военно-морской авиации. А это значит, что в целом операцию стоит признать удавшейся – гибель американского линкора и более 400 членов экипажа с лихвой компенсируют потерю пяти мини-субмарин и 10 подводников.
Третье. Несмотря на мужество, решительность и готовность идти до конца, подготовка японских экипажей мини-субмарин оказалась не на высоте. Неосторожное и слишком частое использование перископа привлекло внимание врага уже на начальном этапе операции и сорвало внезапность атаки. А из четырёх атакованных японскими подводниками в Пёрл-Харборе целей, три представляли собой очень крупные корабли и стояли неподвижно – линкоры «Оклахома» и «Западная Вирджиния», база гидросамолётов «Кёртисс». Но попадания японцам удалось добиться только в «Оклахому».
В Японии мужество и самопожертвование экипажей мини-субмарин оценили очень высоко – они стали национальными героями. Была выпущена открытка с изображением девяти героев Пёрл-Харбора, в их число не попал захваченный в плен и тем самым опозоривший себя и императорский флот – младший лейтенант Сакамаки Кацуо, который стал японским военнопленным № 1 в войне на Тихом океане.
Попасть в плен по японским традициям было несмываемым позором, поэтому Сакамаки уволили из рядов императорского флота и вычеркнули из списка героев-подводников Пёрл-Харбора. Очнувшись в госпитале, Сакамаки прекрасно понял своё положение (он остался в живых, попал в плен, да ещё и не уничтожил секретную подводную лодку) и попросил разрешения покончить с собой, на что получил отказ.
После окончания Второй мировой войны Сакамаки женился, работал в Toyota Motor Corporation, став в 1969 году президентом её бразильского филиала. В 1983 году он вернулся в Японию и продолжал работать в Toyota до выхода на пенсию в 1987 году. За исключением написания мемуаров, Сакамаки не любил вспоминать о войне и стал пацифистом.
Лишь в 1991 году он посетил
Комментарии (0)