1.
Летнее солнце над заполярным Енисеем. Двенадцать часов, может, первый час ночи. Эти кадры, это умиротворение и редкая возможность забыть про мобильный телефон...
Программа на ближайшие 6 дней у нас простая: ничего не делать. Точнее, проехать всю Россию с севера на юг на рейсовом теплоходе по Енисею. Читали рассказ про круизные теплоходы? Здесь всё то же самое, только в пять раз дешевле – и нет экскурсий.
2. В солнечную Игарку мы приехали в час ночи.
3. Лукавлю, не совсем солнечную.
Надо всем Севером вторую неделю стоит огромный антициклон, подаривший нам прекрасный заполярный загар под безоблачным небом и круглосуточными +30 (вот куда ушло московское лето). За неделю путешествия мы увидели, может, с десяток облаков, и одно из них накрыло солнце как раз в тот момент, когда мы подошли к Игарке.
Игарка знаменита удивительным музеем вечной мерзлоты, ради него мы, наконец, достали термобельё и куртки (не зря таскали): температура в подземном музее круглый год –4 градуса.
4.
5.
6. Белая бахрома по стенам – это не мерзлота, это замёрзший пар от дыхания людей.
7.
8. Музей открывается к прибытию теплохода.
Про комаров и мошкару: разочарование года. Все, кто узнавал про наши планы, твёрдо обещали, что нас там съедят. Мол, будете кормить комаров размером с маленькую птичку, а мошка тутошняя за два часа обгладывает оленя. Мы, конечно, взяли противоэнцефалитные костюмы – и накупили дюжину брызгалок и спреев (Гардэкс и Дэта).
Короче. Хоть бы одна зараза укусила! В итоге, оставили все брызгалки в гостинице на обратном пути. Местные рассказали, что, да, гады есть, но в такую жару не кусают. Тёплая одежда после музея мерзлоты также не понадобилась.
В прошлой заметке я удивлялся, как норильская промышленность пережила 90е. Вот Игарка – яркий пример обратного. В советские годы в Игарке работал огромный лесокомбинат, поставлявший шикарную древесину по всему СССР – и на экспорт. Игарский морской порт (глубина Енисея здесь под 30 метров, как и в Дудинке, океанские суда могут приходить без ограниченийй) по обороту древесины занимал второе место в стране после Архангельска. К концу 80х население Игарки достигло 25 тысяч человек.
Про 90е рассказывают какие–то странные истории, кого застрелили, кого зарезали, кто что не поделил, но в итоге – завод загубили. Вслед за заводом пришёл в запустение и порт. Из 25 тысяч человек в городе осталось чуть больше четырёх тысяч – и уже статус города под вопросом.
Недавно, правда, неподалёку от Игарки начали разрабатывать Ванкорское нефтяное месторождение. Возможно, вскоре и в Игарку вновь вернётся жизнь и перспектива.
Пока же Игарка живёт, во многом, за счёт туристов–иностранцев. В НПР иностранцев не пускают, а все желающие погулять по тайге или попутешествовать по Енисею начинают свой путь в Игарке, куда летают самолёты из Красноярска. В Игарке на теплоход заселились четыре не связанные друг с другом группы иностранцев, всего где–то человек шестьдесят: немцы, израильтяне, японцы и американцы. Подружились мы, как ни странно, с единственной компанией, с которой ни один, ни другой не мог объясниться – с немцами :)
9.
10. По всей бухте в Игарке раскиданы старые деревянные и металлические баржи, пароходы и теплоходы.
11. Сотни лодочных гаражей. Рыбалка и охота здесь кормят в буквальном смысле.
12. Просто коровы. Заполярные.
В Игарке впервые ненадолго появилась сотовая связь с двухсекундным лагом, видимо, её пробрасывают через спутник по ip-телефонии. Интернета нет. Потом связь пропадёт надолго.
А перед Игаркой было село Потапово (население – 334 чел.), где нет пристани, мы не швартовались, а пассажиры и груз выгружали прямо на моторки. Этих моторок было десятка два, они подрезали друг друга и соревновались за право первым пришвартоваться к теплоходу, то ещё зрелище!
13.
14. Потапово. Примерно так выглядят и почти все остальные посёлки по Енисею.
15. А вот так в Норильск попадают все те тысячи машин.
День 7.
Пересекаем полярный круг, 66-ю параллель. На этом наш заполярный загар заканчивается – и начинается приполярный :)
Мы всего на четыре градуса южнее Дудинки, а пейзажи совсем другие. Деревья – они есть, и они большие!
16.
Енисей здесь делает горизонтальную S-ку, и если бы фарватер шёл километром южнее, то полярный круг пересекли бы три раза. Но теплоход большой, идёт строго по максимальной глубине, и мы проходим параллельно линии на глобусе. Пунктиром на карте обозначена знаменитая сталинская стройка № 503 – железная дорога Салехард-Игарка. После смерти Сталина работы на проекте сначала законсервировали, а затем и вовсе прекратили. В начале 1960-х годов рельсовый путь от Игарки разобрали.
Капитан даёт гудок, едем дальше, следующая остановка – Курейка.
И не знал бы никто про село Курейка, если бы не один знаменитый заключённый, как Наполеон на острове св. Елены. В Курейке сидел Сталин. Говорят, хорошо сидел, нравилось ему тут, детей даже после себя оставил. И построили здесь, в Курейке, на вечной мерзлоте у полярного круга огромный пантеон в его память. И долго возили сюда экскурсии теплоходами из Красноярска.
17.
Потом, после XX съезда, мемориал забросили, а позже и вовсе поломали, о чём ныне жалеют. Изюминка места пропала. Сейчас теплоходы в Курейке не причаливают, и причал тот давно сгнил, да и населения осталось 78 человек.
18. Туруханск (бывш. Новая Мангазея), город-аэропорт на реке Нижняя Тунгуска (помните Тунгусский метеорит).
Здесь сидит Туруханское авиапредприятие, у которого ещё совсем недавно было нереальное количество вертолётов, обслуживающих весь север Красноярского края. Сейчас вертолётов меньше, но аэропорт работает, и тут всё ещё интересно.
Трёхэтажный терминал аэропорта – самое большое деревянное здание Красноярского края, и как бы не всей России! Домодедово, говорите?
Если Игарка до сих пор считается городом (спасибо морпорту), то Туруханск недавно такой статус утратил, и теперь это село.
19. С таким наслаждением залез в воду! Купальный сезон–2017 открыт! На Нижней Тунгуске... А вода даже тёплая!
20. Нижняя Тунгуска знаменита своим бурным нравом и коротким судоходным сезоном.
У речников есть буквально неделя в половодье, чтобы успеть развести по местным сёлам больше десяти тысяч тонн северного завоза – и поскорее смотаться на стабильно полноводный Енисей. Посмотрите на фото, это не ветер – это такое течение! (фото из интернета)
21.
22. Районная и сельская администрация.
23. Торговый центр "Тайга".
24. Церковь Преображения Господня – местная достопримечательность, ей почти 200 лет!
25. Пока, Нижняя Тунгуска, едем дальше!
26. Выше Туруханска пейзаж на Енисее резко меняется. Равнинные заболоченные берега заканчиваются, русло зажимается скалами, а течение заметно ускоряется.
27. Плавмагазин, или просто "ПМка", корабль – торговый центр. Внутри магазинчики, ПМка развозит товары первой необходимости, одежду и продукты по всему Енисею, в каждый посёлок приходит по своему расписанию.
День 8.
"Златокипящая" Мангазея – это такой местный енисейский Библос или Троя. Долгое время историки считали Мангазею мифом, легендой, символом. Никто не верил, что в сибирском заполярье в 16м веке мог возникнуть город, куда приезжали торговать купцы даже из Англии и Голландии! Город, положивший начало всем остальным городам на Енисее. Возник, расцвёл и был покинут за считанные семьдесят лет, а жители Мангазеи разъехались по Енисею, заложив все два десятка городов и сёл по Енисею: от Красноярска на юге до Дудинки на севере. Первыми из них оказались Верхнеимбатск и Туруханск (Новая Мангазея), самые старые русские поселения на Енисее.
28. Бакланиха, Верещагино, Сургутиха, Верхнеимбатск, Чулково, Бахта (все основаны в 17-м веке) – вот остановки нашего теплохода на третий день пути, и это все населённые пункты на Енисее за триста километров пути...
На землю за весь день сойти нельзя ни разу: теплоход встаёт на якорь, а пассажиров и грузы возят на моторках и мотоботах.
29.
Бахта, наверное, и самая известная из сегодняшних остановок. Про Бахту был снят прекрасный четырёхсерийный фильм "Счастливые люди". Съёмочная группа прожила с местными охотниками и рыболовами целый год. Фильм трогательный, пронзительно искренний. Мы здесь, в том числе, благодаря этому фильму. В Бахте с героями фильма можно познакомиться вживую, гостям тут рады!
Фильм "Счастливые люди" – рассказ про целый год жизни в посёлке Бахта:
Можете не читать всё остальное, но посмотрите этот фильм! Если на ваше решение посмотреть фильм могут повлиять рейтинги, например, по версии кинопоиска это лучший российский документальный фильм.
По изначальному плану путешествия мы хотели сойти в Бахте – и пожить тут четыре дня до следующего теплохода.
К сожалению, не сложилось со временем: появились другие планы на остаться подольше в Красноярске.
30.
Сегодня – второй день после полярного круга – и первая тёмная ночь! Мы, наконец, отошли от городской суеты Норильска – и настроились на новый лад, философский, медитативно-созерцательный.
Источник:
Комментарии (0)