Немецкие солдаты под прикрытием противотанковой САУ Panzerjager I, попавшие под огонь на дороге между Анню и Мердорпом
Блицкриг на Западе. Во время Бельгийской операции произошло первое
Прорыв обороны
Англо-французское командование действовало так, как и требовалось Гитлеру и его генералам. Направило навстречу немцам французские и британскую армии. Союзники соединились с бельгийцами и стали развертываться по рубежам рек и каналов от Антверпена до Намюра. Казалось, что врага остановят, возможно, и погонят (на севере союзники сначала превосходили немцев). Но немцы действовали быстрее, чем ожидали союзники. Французы и британцы иногда даже не успевали добраться до намеченных позиций или закрепиться на них. Немецкие подвижные соединения быстро шли вперёд, опрокидывали врага во встречных боях. В Арденнах, где сильного удара не ждали, союзники сами ослабили позиции переброской дополнительных сил и вооружений на северные участки обороны. Арденнские стрелки, как могли, сдерживали врага, разрушали и минировали дороги, устраивали завалы из камней и бревен. Однако немецкие сапёры быстро расчистили дороги, и германские дивизии прошли Арденны и рассекли оборону 9-й и 2-й французских армий.
Люфтваффе нанесли ряд ударов по аэродромам Бельгии, в первые же дни уничтожили значительную часть бельгийских ВВС и завоевали господство в воздухе. 6-я армия Рейхенау сходу форсировала южную часть канала Альберта (захват Эбен-Эмаля). Бельгийские войска, прикрываясь разрушением коммуникаций и арьергардами, в ночь с 11 на 12 мая отошли на рубеж р. Диль. Бельгийцы без боя оставили укрепрайон Льежа, чтобы избежать окружения. Стремительное падение первой линии обороны бельгийской армии ошеломило союзников. Они считали, что бельгийцы сами продержатся до двух недель, пока англо-французские войска закрепятся на линии «Диль», подтянут тылы. 12 мая бельгийский король Леопольд III (он был главнокомандующим бельгийской армией) провёл военное совещание с французским премьером Даладье, союзным командованием. Было принято решение, что бельгийцы возьмут ответственность за участок линии «Диль» от Антверпена до Лувена (Лёвен), а союзник – за северный и южный фланги.
Французская 7-я армия прикрыла северный приморский фланг, передовые части 11 мая вышли к г. Бреды в Нидерландах. Однако немцы уже захватили переправы у Мурдейка, южнее Роттердама, не дав противнику соединиться с голландцами. А голландская армия отходила к Роттердаму и Амстердаму. Французы не решились перейти в контрнаступление и стали отходить к Антверпену; немецкая
Битва в центральной части страны. Прорыв немецких подвижных соединений
Решающее сражение в центральной Бельгии произошло в районе Анню – Жамблу. На этом направлении наступало подвижное соединение 6-й армии – 16-й моторизованный корпус под командование Эриха Гёпнера (3-я и 4-я танковые дивизии). На вооружении немецких дивизий было свыше 620 машин, но большинство танков были моделей Т-1 и Т-2 со слабым вооружением и бронированием, также имелось значительное число командирских танков (вооружены пулеметами). В составе 1-й французской армии, которая выходила в район Жамблу – Намюр, имелся кавалерийский корпус генерала Рене Приу, который был аналогичен германским подвижным соединениям и состоял из 2-й и 3-й лёгких механизированных дивизий. Танковые подразделения имели в своем составе 176 средних танков Somua S35 и 239 лёгких Hotchkiss H35. Французские танки превосходили немецкие как по броне, так и по огневой мощи. Также на вооружении французского кавкорпуса имелось значительное число лёгких танков AMR 35, вооруженных 13,2-мм пулеметом, они были равны немецким Т-1- и Т-2 или даже превосходили их. Ещё большую угрозу для немецких танков представляли десятки разведывательных бронемашин «Панар-178», вооруженных 25-мм пушками.
Две танковые дивизии немецкой 6-й армии прошли севернее Льежа и вышли в район Намюра, где столкнулись с французскими танками. 12 мая 1940 года произошло первое танковое сражение Второй мировой войны — битва при Анню. Немцы уступали в вооружении и броне. Однако имели преимущество в тактике: сочетали танки и другие рода войск, активно использовали радио, что позволяло более гибко реагировать на ситуацию во время боя. Французы же использовали линейную тактику, унаследованную от Первой мировой войны. Французские танки не имели радио. Сначала немцы взяли верх и блокировали несколько французских батальонов. Но затем французы бросили в бой основные силы и деблокировали свои передовые части. Немцы потерпели поражение и вынуждены были уступить. Большие потери были в лёгких танках Т-1 и Т-2. Все французские пушки (от 25-мм) пробивали Т-1. Т-2 держались лучше (их дополнительно бронировали после Польской кампании), но также несли высокие потери.
Немецкие зенитчики осматривают французский танк AMR 35 ZT 1 из состава 2-й механизированной дивизии, подбитый в Бельгии
Французские пулеметные разведывательные легкие танки AMR 35, брошенные на дороге в Бельгии
Французский разведывательный бронеавтомобиль образца 1935 года AMD 35 из состава 2-й механизированной дивизии, брошенный на приморском шоссе у бельгийского городка Ле-Панне.
13 мая немцы взяли реванш. Французов погубила плохая тактика. Они расположили свои силы линейно, без резервов в глубине. 3-й бельгийский корпус, который отступал через расположение кавкорпуса Приу, предложил поддержку, но французы неблагоразумно отказались. Гитлеровцы сконцентрировали силы против 3-й мехдивизии противника и прорвали её оборону. У французов не было резервов в тылу, и они не смогли выправить положение контратаками. Они отступили. В боях 12—13 мая французы потеряли 105 машин, а немцы 160. Но поле боя осталось за германцами, и они смогли починить большую часть поврежденных машин. Корпус Гёпнера преследовал неприятеля до Жамблу. Французы понесли серьёзные потери. Одновременно немецкие ВВС активно бомбили французские танковые дивизии. Там французы уже оборудовали противотанковые позиции и 14 мая в битве при Жамблу отразили вражескую атаку. Тем временем немцы прорвали оборону противника под Седаном, и подвижный корпус Приу оставил позиции у Жамблу. 15 мая 1-я французская армия из-за неудач союзников на других участках фронта стала отступать.
В результате 13 мая германцы опрокинули две механизированные дивизии противника. Французы были отброшены к реке Диль. 14 мая передовые части немецкой армии вышли к р. Диль. После капитуляции Голландии 14 мая 1940 года войска 18-й немецкой армии перебрасывались к северной границе Бельгии, что усилило позиции 6-й армии. Тем временем войска 4-й немецкой армии прорвали позиции бельгийской армии и вышли к Маасу южнее Намюра. Также успешно продвигалась 12-я армия и танковая группа Клейста. В первый день немцы прошли Люксембург, взломали оборону на бельгийской границе, на второй день отбросили пытающихся контратаковать французов, на третий – форсировали бельгийско-французскую границу и заняли Седан. 15 мая гитлеровцы разбили части 9-й французской армии между Намюром и Седаном.
В районах Седана и Динана немцы преодолели Маас. Танковые соединения 4-й немецкой армии, сбивая сопротивления французов, продвигались на Камбре. Ударная танковая группировка Клейста (5 танковых и 3 моторизованные дивизии – 1200 танков), форсировав Арденны, которые считались союзниками практически непреодолимыми, форсировали Маас, прошли через Северную Францию и уже 20 мая были на побережье. В результате германские группы армий «А» и «Б» громадным полукольцом прижали северную группировку англо-франко-бельгийских войск к морю.
Подбитый у дороги Hotchkiss H35 из 1-й французской легкой механизированной дивизии
Французский тяжелый танк Char B1, подбитый в Бельгии
Сгоревший бронеавтомобиль AMD-35. Франция. Май 1940
Подбитый бельгийский легкий танк AMC 35 во время битвы за Антверпен, 19 мая 1940
Отступление к побережью
Прорыв германских дивизий в Северную Францию и далее к Ла-Маншу сделал оборону центральной Бельгии бессмысленной. Вермахт теперь обходил южный фланг бельгийской группировки союзников. Союзники начали отступление к р. Сенна (левый приток р. Диль) и далее к р. Дандр и Шельда. При этом на Шельде не было сильных укреплений и там нельзя было оказать сильное сопротивление. Бельгийцы не хотели сдавать линию р. Диль и свою столицу Брюссель. Однако 15—16 мая французская 1-я армия и британцы стали отходить, поэтому бельгийцам также пришлось оставить свою оборонительную линию «Диль» (линия КВ). На южном участке бельгийские войска оставили район Намюра.
На северном участке бельгийцы вместе с 7-й французской армией и британцами ещё некоторое время удерживали линию КВ. Затем французы отошли к Антверпену и далее, на помощь 1-й армии. Когда ушли французы 4 бельгийские пехотные дивизии остались перед 3 пехотными дивизиями немецкой 18-й армии. 16 мая бельгийцы стали оставлять укреплённый район Антверпена. 18—19 мая немцы взяли Антверпен.
16—17 мая 1940 года британцы и французы отступили за канал Брюссель — Шельда. Бельгийские войска отошли к Генту за р. Дандр и Шельда. 17 мая немцы заняли Брюссель, бельгийское правительство эвакуировалось в Остенде. После захвата бельгийской столице 3-ю и 4-ю танковые дивизии передали в группу армий «А». На бельгийском направлении у немцев осталась одно подвижное соединения в составе 18-й армии – 9-я танковая дивизия. Союзные войска в это время превратились в дезорганизованные массы. Перспектива прорыва немецких танков к Аррасу и Кале деморализовала французов.
Союзное командование было в смятении. Британцы склонялись к мысли об эвакуации с материка. Командующий британкой экспедиционной армией Джон Верекер (лорд Горт) видел, что у французов нет чёткого плана, нет стратегических резервов. Французские армии в Бельгии превратились в неорганизованные толпы и неспособны прорвать кольцо окружения. Во Франции также нет серьёзных резервов для деблокады бельгийской группы армий. Поэтому надо отходить к Остенде, Брюгге или Дюнкерку. Верховное командование потребовало прорыва на юго-запад, «невзирая ни на какие трудности», чтобы достичь главных французских сил на юге. В это же время британцы решили, что часть войск всё равно нужно будут эвакуировать морем, и начали сбор судов.
20 мая стало известно, что немцы вышли к морю и войска в Бельгии отрезаны. Лорд Горт сообщил прибывшему главе британского Генштаба Айронсайду, что прорыв на юго-запад невозможен. Большая часть британских дивизий была уже на Шельде, их перегруппировка означала крушение общей обороны с бельгийцами и гибель экспедиционных сил. Кроме того, войска были измотаны маршами и боями, их боевой дух упал, боеприпасы были на исходе. Бельгийское верховное командование сообщило, что прорыв невозможен. У бельгийских войск нет танков и самолетов, и они могут только обороняться. Также бельгийской король сообщил, что на оставшейся под контролем союзников территории провианта хватит только на 2 недели. Леопольд предлагал создать укрепленный плацдарм в районе Дюнкерка и бельгийских портов. В такой ситуации контрудар на юго-запад был самоубийством. Все ждали, что кольцо окружения прорвут французские войска на р. Сомма. Под давлением Айронсайда 21 мая британская армия ограниченными силами нанесла контрудар на Аррас. Сначала англичане добились тактического успеха, но дальше пробиться не смогли.
Колонна техники противотанкового батальона вермахта на улице Льежа. В центре фотографии — тягач «Крупп Протце» с 37-мм противотанковой пушкой PaK-35/36
Сдавшиеся в плен бельгийские солдаты выходят из форта «Бонсель» (форт Льежского укрепрайона)
Немецкие солдаты фотографируются на захваченном французском танке Char B1-bis. Во время выхода из боя 15 мая 1940 года в районе бельгийского городка Флавьён машина на заднем ходу попала в яму, из которой выбраться не смогла. Экипаж покинув танк и попал в плен. Машина из состава 1-й танковой дивизии
Немецкие военнослужащие стоят перед Дворцом юстиции в оккупированной столице Бельгии — Брюсселе. На переднем плане — памятник солдатам-пехотинцам бельгийской армии, воевавшим в период Первой мировой войны. 18 мая 1940 г.
Немецкие солдаты едят мороженое у замка Le Petit-Château в Брюсселе
Последние бои
Французы не смогли организовать успешное наступление на Сомме. Британцы, разочаровавшись в союзниках, решили, что пора спасать свои войска. Французы и британцы отходили на запад, к Дюнкерку, восточный фланг прикрывала бельгийская армия. Бельгийцы заняли рубеж на р. Лис. 22 мая позиции войск посетил новый британский премьер-министр У. Черчилль. Он считал, что британцы и французы при поддержке бельгийского кавалерийского корпуса должны совершить прорыв на юго-запад, в направлении на Бапом и Камбре, а оставшиеся бельгийские войска — отойти на р. Изер. Это значительно сокращало фронт бельгийской армии. Однако бельгийцам приходилось оставить Пашендейль, Ипр и Остенде, почти всю страну. К тому же отход без воздушного прикрытия вёл к большим потерям.
23 мая французы снова атаковали позиции немцев, но без успеха. Бельгийские войска под натиском противника оставили Тернёзен и Гент. Бельгийцы оставили большую часть страны, были отброшены в приморские области, где не было крупной промышленности и оборонительных рубежей. Источников снабжения не было. Войска испытывали нехватку боеприпасов, топлива и провианта. В воздухе господствовали немецкие самолеты. Вдобавок ко всему на последнем клочке бельгийской территории сгрудились массы беженцев.
Уинстон Черчилль и новый французский главнокомандующий Максим Вейган, принявший командование от Гамелена, настаивали на прорыве. Однако британцы боялись бросить позиции только на бельгийцев, которые должны были прикрывать прорыв союзников. Растяжение бельгийских войск могло вызвать быстрое их поражение, удар по тылам наносящих контрудар союзников и падение портов. То есть могло привести к полному разгрому союзной группировки. 24 мая немецкие войска проломили оборону бельгийцев на р. Лис и захватили плацдарм. Немецкие люфтваффе наносили сильные удары по бельгийской армии, почти весь артиллерийский парк был разбит.
25 мая немцы форсировали Шельду и практически разъединили бельгийские и британские войска. Положение союзников было катастрофическим. Управление было нарушено, связь прервана, в воздухе господствовали немецкие ВВС. Авиация союзников практически бездействовала. Войска смешались с огромными толпами беженцев. Одни части пытались ещё контратаковать, другие держали оборону, третьи в панике бежали к портам. Союзное командование не смогло организовать сильные контрудары с юга и севера, чтобы деблокировать группировку во Фландрии и Северной Франции. Британцы, фактически бросая позиции и союзников, начали отход к морю, чтобы начать эвакуацию. 26 мая началась Дюнкеркская операция по эвакуации британской армии.
Немецкий лёгкий танк Pz.Kpfw.38(t) чешского производства из 7-й танковой дивизии потерял гусеницу при попытке преодолеть разрушенную бельгийцами транспортную двухуровневую развязку
Немецкие мотоциклисты на улице разрушенного бельгийского городка Динан
Французский пулеметный разведывательный легкий танк AMR 35, брошенный 29 мая 1940 года на улице бельгийского городка Верне
Капитуляция
Ситуация для бельгийцев была безвыходная. 25—26 мая 1940 года немцы заняли Булонь и Кале. Утром 27 мая немецкие войска вышли к Дюнкерку и могли его обстреливать. 26 мая бельгийская армия оставила рубеж на Лисе, на восточном фланге гитлеровцы вышли к Брюгге. Бельгийцы пытались организовать оборону в районе Ипра. Британцы стремились удержать последнюю надежду на эвакуацию – Дюнкерк, и стали отходить к порту. Тем самым англичане оголили северо-восточный фланг французской армии в районе Лилля. Пока британцы отступали, немцы наступали и окружали большую часть французской армии.
Бельгийское командование даже не предупредили об эвакуации британцев. В боях 26—27 мая бельгийская армия была практически разбита. Бельгийская армия к 27 мая была прижата к морю в районе Ипра — Брюгге, на участке в 50 км шириной, прикрывая союзников с востока. Немцы пробили оборону на центральном участке. Остенде и Брюгге были на грани падения. Бельгийцы не имели возможности самостоятельно держаться на побережье. У них не было надежды на эвакуацию и помощь союзников. Бельгийскому королю Леопольду III предложили бежать, бросить подданных, как сделал норвежский король и голландская королева. Но он впал в прострацию, решил, что дело союзников проиграно. Быть изгнанником и сидеть в Англии король не пожелал. Решив, что дальнейшее сопротивление бессмысленно, Леопольд вечером 27 мая направил парламентера немцам и в 23 часа подписал капитуляцию. 28 мая бельгийская 550-тысячная армия сложила
Потери бельгийской армии: свыше 6,5 тыс. убитыми и пропавшими без вести, более 15 тыс. ранеными. Потери показывают, что, хотя бельгийская амия находилась в боевом соприкосновении с немцами почти всю кампанию, но боевые действия большую часть времени не были высокой интенсивности. Только на рубеже р. Шельды и р. Лис активность боевых действий возросла. Остальное время бельгийцы в основном отступали. Здесь бельгийцы испытывали давление противника и на стыке с британской армией несли заметные потери.
Лондон и Париж обвинили бельгийцев в предательстве. Глава бельгийского правительства Юбер граф Пьерло отказался принять капитуляцию, возглавил правительство в изгнании сначала в Париже, затем в Лондоне. Бельгийские округа Эйпен, Мальмеди и Сен-Вит были присоединены к Рейху. На Бельгию возложили контрибуцию в 73 млрд. бельгийских франков. Страна находилась под немецкой оккупацией до осени 1944 года.
Вступление немецких войск в Брюсcель
Немецкие солдаты складывают бельгийское оружие в Брюгге после капитуляции
Во время операции «Динамо» (эвакуация англо-французских войск из Дюнкерка в Англию) эсминец «Бурраск» 29 мая 1940 года подорвался на мине в районе Остенде (Бельгия) и на следующий день затонул
Автор:
Комментарии (1)