То что нужно настоящему мужыку!

Уникальные случаи из истории войн: большие удачи, достигнутые небольшой ценой

Видное место в истории Великобритании занимает Ричард I, известный как Ричард Львиное сердце. За десять лет своего царствования, начавшегося в 1189 году, он совершил столько, сколько не удавалось иным полководцам за всю жизнь. Ричард был ключевой фигурой Третьего крестового похода и хоть и не взял Иерусалим, но смог два раза нанести поражение легендарному полководцу Саладину.

Гибель броненосца "Петропавловск" 31 марта 1904 года

Сергей Каратаев

Случайный выстрел, поражение Англии

Ричард I значительно укрепил английское влияние во Франции и добился бы много большего, но в марте 1199 года он осадил небольшой французский замок Шалю-Шаброль который рассчитывал взять без особых проблем. Замок защищал малочисленный гарнизон и всего два рыцаря, поэтому Ричард не считал осаду серьезным мероприятием. Нередко он даже не надевал доспехи за что и поплатился: всего один выстрел из арбалета, произведенный французским рыцарем Пьером Базилем, изменил историю не только Англии и Франции, но, возможно, и всей средневековой Европы, и Ближнего Востока.

Арбалетный болт попал Ричарду в шею и хотя рана была признана не смертельной, но начавшееся заражение привело к тому, что 6 апреля Ричард скончался. Король умер в возрасте 42 лет не успев воплотить в жизнь многие из своих планов. Несмотря на ряд побед английской армии, из-за смерти Ричарда Англия проиграла очередную войну с Францией и потеряла часть владений на континенте. По итогам Третьего крестового похода так и не был решен вопрос с Иерусалимом, и наверняка, в обозримой перспективе, Ричард опять отправился бы в Святую землю. Но всего один меткий выстрел из арбалета 26 марта 1199 года изменил судьбы сотен тысяч людей и целых регионов.

Японская мина и русская революция

Не менее роковое событие произошло 13 апреля 1904 года около китайского города Люйшунь, который нам знаком как Порт-Артур. В 1904 году Порт-Артур являлся русской военно-морской базой, в которой базировались основные силы российского Тихоокеанского флота. С началом русско-японской войны японский флот под командованием адмирала Х. Того пытался запереть русские корабли в гавани Порт-Артура, что не входило в планы русского командования.

В марте в Порт-Артур прибыл один из самых талантливых русских адмиралов той поры С.О. Макаров, который попытался перехватить инициативу у японцев. Под руководством энергичного и целеустремленного Макарова эскадра быстрыми темпами обретала боеготовность, готовясь завоевать господство на море, но 13 апреля флагманский броненосец «Петропавловск» подорвался на японской мине и из-за детонации артиллерийских погребов взорвался и затонул в считанные минуты. Вместе с кораблем погиб адмирал Макаров и большинство офицеров его штаба. Всего было спасено 80 человек экипажа «Петропавловска», а 648 человек погибли.

Потеря флагманского броненосца сильно подорвала боеспособность порт-артурской эскадры, но гораздо большей потерей стала гибель Макарова. Он был одним из немногих русских адмиралов, кто мог повернуть ход неудачно начавшейся для России войны в её пользу. После его гибели не нашлось никого, кто мог бы предотвратить дальнейшее развитие катастрофических для Российской империи событий.

Как известно, Россия проиграла войну с Японией в 1905 году, при этом была практически полностью уничтожена как порт-артурская, таки и спешившая ей на помощь Вторая тихоокеанская эскадра. На суше русская армия хоть и не была разгромлена, но проиграла абсолютно все сражения, потеряв не только крепость и военно-морскую базу Порт-Артур и порт Дальний, но и уступив японцам часть Манчжурии и половину Сахалина. Неудачный ход русско-японской войны спровоцировал рост внутренней напряженности в стране, что вылилось в Первую русскую революцию 1905 года и затянувшееся на два года «утихомиривание» страны с помощью жестких мер.

После позорной русско-японской войны и революции Россия сильно изменилась, что и предопределило революцию 1917 года. Возможно ничего бы этого не произошло, если бы ранним утром 13 апреля 1904 года броненосец «Петропавловск» не наскочил на японскую мину…

Маленькая лодка потопила трех монстров

Впрочем, не всегда сверхуспешные боевые действия одной из сторон приводили к катастрофическим последствиям для другой. Если до середины ХIХ века главным соперником Великобритании выступала Франция, то в ХХ веке основная угроза стала исходить от Германии. И хотя Англия продолжала считаться «владычицей морей» и имела самый сильный флот в мире, именно на море немцы нанесли англичанам самые чувствительные поражения в Первую мировую войну. Уже 23 сентября 1914 года, меньше чем через два месяца после начала войны, Британия погрузилась в траур. Потому что накануне не самая современная немецкая подводная лодка U-9 всего за час отправила на дно сразу три британских броненосных крейсера. Крошечная подлодка водоизмещением всего 500 тонн, утопила три однотипных крейсера суммарным водоизмещением 36 600 тонн, при этом погибли 1459 английских моряков!

На тот момент самое серьезное противостояние на море было в русско-японскую войну 1904-1905 гг. и в этой войне активное участие принимали броненосные крейсера. Из которых только один – русский «Рюрик», – погиб в результате артиллерийского боя с японскими крейсерами (последние без серьезных потерь смогли выдержать попадания снарядов русских броненосцев в Цусимском сражении). Во всем мире пристально следили за ходом русско-японской войны и пришли к выводу: чтобы потопить броненосный крейсер потребуется многочасовой обстрел крейсеров-одноклассников, либо попадания, минимум, десятка-другого 12-дюймовых снарядов броненосцев. Да и то не факт, что броненосный крейсер после этого затонет, ведь даже полностью избитый и небоеспособный «Рюрик», по которому японцы на финальном отрезке сражения стреляли как по учебной мишени, затонул только после открытия кингстонов русскими моряками.

Поэтому, находящиеся в дозоре 22 сентября 1914 года три британских броненосных крейсера типа Cressy опасались лишь встреч с немецкими броненосными или линейными крейсерами. Но никак не с крошечной подводной лодкой U-9, капитан которой Отто Веддиген сумел сблизиться с английскими кораблями и первой же торпедой поразил крейсер Aboukir. Копеечная, по сравнению с ценой трех крейсеров, торпеда привела к самой большой катастрофе Королевского флота со времен Нельсона. Попав в среднюю часть корабля она разрушила динамо-машины в результате чего крейсер остался без электричества, а поступавшая вода заставила кочегаров срочно гасить котлы.

Увидев, что Aboukir тонет, крейсер Hogue остановился рядом с ним и начал спасать экипаж, превратившись в прекрасную мишень. Чем и воспользовался Отто Веддиген, выпустив по нему торпеду. От взрыва сдетонировал боезапас одной из орудийных башен и Hogue затонул менее чем за десять минут. Теперь спасать экипажи обоих крейсеров принялся уцелевший крейсер Cressy, но через некоторое время и он получил торпеду, а затем ещё одну. Шансов выжить у него не было. Единственно что успел сделать обреченный Cressy, так это отправить радиограмму с призывом о помощи. U-9 отправилась домой праздновать невиданную в истории немецкого флота победу, а моряков с трех потопленных крейсеров спасли голландские пароходы и подошедшие позже английские миноносцы. Всего удалось спасти 837 человек, из 2296 находившихся на крейсерах матросов и офицеров.

Сверхрезультативная атака U-9 не изменила ход Первой мировой войны, но стала свидетельством того, какие мизерные средства иногда требуются, чтобы нанести противнику тяжелейший урон.

Взрыв, который многое изменил

Впрочем, англичанам вскоре представился шанс поквитаться. И произошло это… под землей. После кровопролитных сражений 1915 года в Западной Фландрии, линия фронта там стабилизировалась. Немцы и англичане пытались её неоднократно передвинуть, но это приводило лишь к бесполезным потерям. Дошло до того, что немцы решились на применение отравляющих газов близ города Ипр, но добились лишь того, что их обвинили в варварстве и бесчеловечности, после чего газы стали применять все воюющие стороны.

Англичане, поняв все бесперспективность атак хорошо укрепленных позиций, решили срезать вклинивающийся в их сторону так называемый Месенский (по имени бельгийского городка Месен) выступ прибегнув к помощи… шахтеров! Англичане почти пятнадцать месяцев рыли тоннели в сторону немецких позиций, куда заложили 420 тонн аммонала (по другим данным почти 550 тонн). Несколько тоннелей протяженностью более 600 метров шли на глубине до 50 метров, что не позволяло обнаружить их немецким саперам, которые также рыли свои контр-тоннели. Наконец, к началу июня 1917 года все работы были завершены.

Английская артиллерия начала массированный обстрел немецких позиций, но немцам он не наносил серьезного урона, так как Месенский выступ был очень сильно укреплен. Достаточно сказать, что немцы построили многоэтажные подземные бункеры, которым был не страшен обстрел даже самыми тяжелыми снарядами.

7 июня англичане взорвали сотни тонн аммонала, в прямом смысле подняв на воздух немецкие укрепления. Самый большой ущерб немцам нанес взрыв 50 тонн взрывчатки под центральной позицией, из-за чего образовалась воронка глубиной 45 метров и диаметром 116 метров. Грохот взрыва слышали даже в Лондоне и вплоть до применения американцами атомных бомб в 1945 году, это был самый сильный взрыв за историю войн.

После взрывов английская пехота поднялась в атаку и сумела без труда захватить немецкую линию обороны. Вернее то, что от неё осталось. Нельзя сказать, что успех был достигнут небольшой ценой, но благодаря долгому и кропотливому труду шахтеров, буквально за секунды удалось уничтожить целую немецкую дивизию – более 10 000 солдат погибли и почти 7 000 немцев, будучи контуженными, оглушенными и деморализованными, сдались в плен. И хотя полностью прорвать немецкий фронт не удалось, англичане своей цели добились, срезав Месенский выступ и нанеся противнику серьезные потери.

Гибель «Бисмарка»

Англо-британское противостояние продолжилось и двадцать лет спустя, уже во время Второй мировой войны. В конце мая 1941 года наиболее яростная схватка между британским и немецким флотом произошла в Северной Атлантике, где новейший линкор Bismarck всего через пять минут потопил сильнейший линейный крейсер в мире – британский Hood. Всего одного 381-миллиметрового снаряда, попавшего в артиллерийский погреб «Худа», хватило, чтобы отправить его на дно вместе с 1418 членами экипажа.

Гибель линейного крейсера, долгое время считавшегося гордостью Королевского флота, привела англичан в ярость и они бросили на перехват «Бисмарка» все корабли, что оказались под рукой. На «Бисмарк» начали охоту три линкора, два авианосца, тяжелые крейсера и эсминцы. Не прошло и суток после гибели «Худа», как немецкий линкор подвергся атаке британских палубных самолетов-торпедоносцев Swordfish, которые поначалу успеха не добились, хотя и попали одной торпедой в линкор. «Бисмарк» к тому времени решил прорываться в порты оккупированной Франции, где надеялся исправить повреждения. Британские корабли вряд ли могли бы остановить быстроходный немецкий корабль, но все решила роковая случайность.

Торпедоносцы Swordfish с авианосца Ark Royal смогли не только отыскать «Бисмарк» при плохой погоде, но и атаковать его. Причем единственная попавшая в цель торпеда вывела из строя руль линкора, что сделало невозможным его движение к французскому побережью с большой скоростью. «Бисмарк» мог развивать скорость не более 7 узлов, что позволило британским линкорам Rodney и King George V вскоре догнать его и обрушить на него огонь девяти 406 мм и десяти 356 мм орудий. Компанию им составили тяжелые крейсера Norfolk и Dorsetshir добавив в общую артиллерийскую «копилку» шестнадцать 203 мм орудий.

«Бисмарк» мог противопоставить им восемь 381 мм пушек, которые сосредоточили огонь исключительно на линкоре Rodney, так как немцы надеялись вывести из строя самого мощного противника. Однако через 45 минут боя «Бисмарк» превратился в горящую развалину с вышедшей из строя артиллерией, системами управления огнем и разбитым центральным постом. Rodney расстреливал его практически в упор, с дистанции трех километров, а точку в этом избиении поставили сами немцы, открыв кингстоны и затопив корабль. Английские крейсера спасли больше сотни немецких моряков, но прекратили спасательную операцию получив предупреждение о находящихся поблизости немецких подводных лодках. Таким образом из экипажа немецкого линкора в 2220 человек спаслись только 116 человек, а все остальные погибли.

Если бы «Бисмарк» смог уйти во Францию, то Англии пришлось бы гораздо тяжелее в начальный период войны. Особенно если компанию «Бисмарку» составили бы другие немецкие корабли. Они могли бы своими рейдами парализовать перевозки военных грузов между США и Англией. «Бисмарк», с его максимальной скоростью 30 узлов, мог уйти от любого британского линкора и расстрелять из своих 381 мм пушек любой британский крейсер, способный его догнать. Так что всего одна, удачно попавшая в руль линкора торпеда с устаревшего торпедоносца-биплана, спасла тысячи жизней английских и американских моряков и изменила ход боевых действий в Атлантике.

Канал Quto в Яндекс.Дзен

Александр Плеханов


Источник: Уникальные случаи из истории войн: большие удачи, достигнутые небольшой ценой
Опубликовал:
Теги: скорость история война случай цена

Комментарии (1)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Бузыкин Alexander
Торпедоносцы Суордфиш кроме попадания в рулевую группу на юте Бисмарка добились попадания торпедой в носовую топливную цистерну. Германский линкор не только лишился управления (полбеды), но и в набрал много воды в качестве балласта. В результате резко снизилась скорость и маневренность. На поверхности от Бисмарка оставался жирный кильватерный след от солярки. Гидросамолеты британских КВВС находили такую цель даже в условиях плохой видимости. У немцев не было ни единого шанса добраться до гавани Бреста.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории войн
Крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории войн
2
Мужской журнал 09:01 25 янв 2022
Самые поразительные случаи спасения в истории
Самые поразительные случаи спасения в истории
7
Мужской журнал 07:01 08 дек 2021
Шесть фактов об истории Земли, похожих на научную фантастику
Шесть фактов об истории Земли, похожих на научную фантастику
9
Мужской журнал 10:01 30 окт 2021
160 лет назад: уникальные старинные фотографии ветеранов наполеоновских войн
160 лет назад: уникальные старинные фотографии ветеранов наполеоновских войн
5
Читайте самую соль! 14:43 25 дек 2023
Россия обречена на победу: главный урок русской истории
Россия обречена на победу: главный урок русской истории
63
Ваши новости 12:00 06 фев 2022
Бывший «солдат удачи» рассказал о русских во Французском легионе
Бывший «солдат удачи» рассказал о русских во Французском легионе
25
Ваши новости 09:01 13 ноя 2021
Самые большие турбовинтовые самолеты в истории человечества
Самые большие турбовинтовые самолеты в истории человечества
15
Читайте самую соль! 19:14 19 мар 2022
Самые большие пушки в мировой истории
Самые большие пушки в мировой истории
0
Авто-Тема 18:19 25 фев 2020
12 любопытных фактов, которые показывают обратную сторону нашей истории
12 любопытных фактов, которые показывают обратную сторону нашей истории
36
Мужской журнал 09:01 01 май 2018
Удачи Вам ,Сергей,Юрьевич!
Удачи Вам ,Сергей,Юрьевич!
0
Ваши новости 17:01 30 авг 2019
Ужасы коронавируса: спасти экономику ценой жизни?
Ужасы коронавируса: спасти экономику ценой жизни?
13
Ваши новости 08:01 12 ноя 2020
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
3
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства