«Бой у острова Сухо», художник И.И. Родинов.
Эта операция вполне заслуживает право считаться уникальной.
Где ещё:
- боевые действия проходили не на (и не над) суше, не на море и даже не на реке?
- вместе сражались финские и итальянские военные?
- незначительные задействованные силы и незначительная цель, тем не менее, имели стратегическое значение?
Такое могло быть только на Ладожском озере. Если мне не изменяет память, серьезных боевых действий на озерах вообще не было, кроме как в Северную войну на Чудском озере.
А уж в ХХ веке ничего похожего на бой у острова Сухо точно не происходило.
Впервые про бой у Сухо я прочитал в романе «Балтийское небо», который с детства знаю почти наизусть. Посвящена этому целая глава, совершенно никак не связанная с основным действием романа. Описано всё красочно, но, разумеется, без конкретики, и, конечно, интересно узнать подробности.
Итак, остров Сухо имеет искусственное происхождение. Его создали по приказу Петра Великого на отмели в 30 км от берега. Островок крохотный, что видно на фото.
Остров расположен в 20 км от южного берега Ладожского озера, размеры — 90 на 60 м.
Во время войны, в 1942 году там решили установить батарею. К моменту описываемых событий на острове находилось около 90 человек, включая артиллеристов, радистов, наблюдателей и строительного взвода, который занимался постройкой всего необходимого. Строителей было около 40 человек, причём большинство девушки. Оружия у них не было и во время сражения они находились в укрытии. На острове установили три 100-мм пушки, крупнокалиберный зенитный пулемёт ДШК, и две зенитные установки пулеметов «Максим»: счетверенная (М-4) и одиночная (М-1).
Немецкая «армада», задачей которой было не захватить остров (как писали в советское время), а разрушить там маяк и радиостанцию (эта операция получила название «Бразиль»), имела пестрый интернациональный характер.
Во-первых, почти все корабли входили в состав финского в отряд «К» под руководством финского капитана Кияйнена. Но финских кораблей на Ладоге был раз-два и обчелся: торпедный катер и дюжина катеров-тральщиков. Весь остальной финский озерный флот хоть и передвигался (часто лишь на вёслах), но упоминания не заслуживает.
Для усиления на Ладогу было переброшено четыре итальянских торпедных катера типа MAS и четыре же немецких катера-заградителя типа КМ. Вообще немцы отправили шесть катеров, но добрались не все. Все-таки доставить на северный берег Ладоги даже небольшие суда — задача не из легких. Это солдаты Петра Великого в тех краях запросто перетаскивали через непролазные леса корабли гораздо больших размеров.
Итальянский торпедный катер MAS-528 прибыл на Ладогу.
Впрочем, катера КМ в операции «Бразиль» не участвовали, итальянские же выполняли задачу дальнего прикрытия. Итальянцы вообще особо в бой не рвались и предпочитали заниматься дозорной службой. Хоть они и сообщили о двух потопленных советских судах, но сей «подвиг» не подтверждается никакими документами с нашей стороны.
Основной ударной силой при захвате острова сухо должны были стать самоходные паромы-катамараны «Зибель». Поскольку они были разборные, то доставить их оказалось даже проще, и всего их на Ладогу притащили три десятка. Причём паромы подчинялись 144-му зенитному дивизиону 1-го Воздушного флота, так уж у них было устроено. Подобная система явно не упрощала управление.
Лёгкий артиллерийский паром «Зибель» на Ладоге
Для захвата острова было выделено 11 паромов. Из них 7 тяжелых с тремя 88-мм, одной 37-мм и двумя 20-мм пушками и 4 легких с одной 37-мм пушками и четырьмя 20-мм счетверенными установками. Остальные три транспортные (с десантом около 70 человек), штабной и госпитальный.
Паромы типа «Зибель» на Ладоге в сопровождение катеров.
Так же было 7 десантно-штурмовых катеров для перевозки десанта. Каждый мог брать на борт по 40 солдат, но лишь три катера несли десант, два были резервными и два ремонтно-технические.
Тяжелый артиллерийский паром «Зибель» на Ладоге.
В роли десанта выступали артиллеристы 144-го зенитного дивизиона и группа диверсантов школы Абвера из бывших советских военнопленных.
Корабли должна была поддерживать авиация 1-го воздушного флота и финские истребители. Удар по острову нанесли девять бомбардировщиков Ju.88 (попали лишь два).
Надо заметить, что это была уже третья попытка захватить остров. Один раз помешал шторм. Ладога это хоть и озеро, но от моря не отличишь. Особенно если отойти от берега так, чтобы земли не было видно. И шторма там настоящие. Мои воспоминания о шторме, наблюдаемом из лодки длиной около шести метров, когда на море страшно, а к береговым скалам подойти ещё страшнее, словами передать сложно.
Ещё один раз операция сорвалась из-за того, что экипажи паромом забыли взять карты. Это не шутка, подготовка экипажей приличными словами не описывается, их просто никто не учил морскому делу, пусть оно и «озерное» в данном случае.
Собственно, нам остаётся только радоваться, потому что у острова часть паромов эти горе-моряки просто посадили на мель. Десант немцы всё-таки высадили и бед натворили немало. Описывать не буду, тем более что в романе «Балтийское небо» это сделано просто замечательно.
«Бой за остров Сухо», художник М.В. Петров-Маслаков.
Испортили всю затею с десантом два оказавшихся возле острова советских корабля: тральщик ТЩ-100 и малый охотник МО-171. Моряки не только вступили в бой, но сообщили в штаб флотилии. Это было очень кстати, потому что радиостанцию на острове разбили первыми же выстрелами.
В результате к острову отправились чуть ли не все силы Ладожской флотилии, а это немало: четыре (из шести) канонерских лодки со 130-мм пушками, бронекатера, тральщики, торпедные катера, малые охотники. Пошла так же судно с ротой морской пехоты и медиками. Немцы, впрочем, дожидаться не стали и стали спешно уходить, причем севшие на мель паромы расстреливали сами.
Кроме кораблей, к острову Сухо направились и самолёты. Ладожскую флотилию и Дорогу Жизни прикрывала части авиации Балтийского флота. Немецкие и финские истребители тоже подтянулись, пытаясь отогнать наши штурмовики от своих кораблей. Так что разыгралось сражение в воздухе. А затем и на море. Тихоходным канонеркам (главной ударной силе) было сложно догнать немцев, а вот более мелкие корабли пришли гораздо быстрее.
Немцам уйти все-таки удалось, их потери составили четыре парома и один катер. В советских описаниях утопленных немецких катеров было аж шестнадцать, да ещё одна баржа (не знаю, что уж под этим имелось в виду), но документами это не подтверждается. Зато самолетов немцы потеряли очень много: восемь «мессеров» и три бомбардировщика Ju.88 (по другим сведениям, один был Do.215). Ещё было сбито пять финских истребителей Fiat G.50 Freccia. Немцам удалось сбить четыре наших штурмовика: два Ил-2 и два И-15бис.
Потери Гарнизон острова Сухо потерял 7 человек убитыми, 6 попало в плен, 23 было ранено, позже двое раненых умерли. Потери немецкого десанта составляли 25 убитых и 55 раненых. Суди по всему, были большие потери среди экипажей кораблей, но данных об этом нет.
Увы, не нашел, кто автор этой картины.
Осенью 1942 года итальянские и немецкие моряки ушли с Ладоги. Итальянские катера продали Финляндии, часть немецких кораблей тоже досталась финнам, включая два парома «Зибель», на которые они поставили 102-мм пушки, вместо немецких 88-мм орудий.
Хоть немцы и решали довольно скромную задачу в операции «Бразиль», весь ход боя показал, что вступать в бой с советской флотилией бесполезно, слишком неравные силы. Ладога окончательно осталась за нами.
Комментарии (2)