То что нужно настоящему мужыку!

Уникальные сражения Второй Мировой: операция «Бразиль»

 

«Бой у острова Сухо», художник И.И. Родинов.

Эта операция вполне заслуживает право считаться уникальной.

Где ещё:

- боевые действия проходили не на (и не над) суше, не на море и даже не на реке?

- вместе сражались финские и итальянские военные?

- незначительные задействованные силы и незначительная цель, тем не менее, имели стратегическое значение?

Такое могло быть только на Ладожском озере. Если мне не изменяет память, серьезных боевых действий на озерах вообще не было, кроме как в Северную войну на Чудском озере.

А уж в ХХ веке ничего похожего на бой у острова Сухо точно не происходило.

Впервые про бой у Сухо я прочитал в романе «Балтийское небо», который с детства знаю почти наизусть. Посвящена этому целая глава, совершенно никак не связанная с основным действием романа. Описано всё красочно, но, разумеется, без конкретики, и, конечно, интересно узнать подробности.

Итак, остров Сухо имеет искусственное происхождение. Его создали по приказу Петра Великого на отмели в 30 км от берега. Островок крохотный, что видно на фото.

 

Остров расположен в 20 км от южного берега Ладожского озера, размеры — 90 на 60 м.

Во время войны, в 1942 году там решили установить батарею. К моменту описываемых событий на острове находилось около 90 человек, включая артиллеристов, радистов, наблюдателей и строительного взвода, который занимался постройкой всего необходимого. Строителей было около 40 человек, причём большинство девушки. Оружия у них не было и во время сражения они находились в укрытии. На острове установили три 100-мм пушки, крупнокалиберный зенитный пулемёт ДШК, и две зенитные установки пулеметов «Максим»: счетверенная (М-4) и одиночная (М-1).

Немецкая «армада», задачей которой было не захватить остров (как писали в советское время), а разрушить там маяк и радиостанцию (эта операция получила название «Бразиль»), имела пестрый интернациональный характер.

Во-первых, почти все корабли входили в состав финского в отряд «К» под руководством финского капитана Кияйнена. Но финских кораблей на Ладоге был раз-два и обчелся: торпедный катер и дюжина катеров-тральщиков. Весь остальной финский озерный флот хоть и передвигался (часто лишь на вёслах), но упоминания не заслуживает.

Для усиления на Ладогу было переброшено четыре итальянских торпедных катера типа MAS и четыре же немецких катера-заградителя типа КМ. Вообще немцы отправили шесть катеров, но добрались не все. Все-таки доставить на северный берег Ладоги даже небольшие суда — задача не из легких. Это солдаты Петра Великого в тех краях запросто перетаскивали через непролазные леса корабли гораздо больших размеров.

 

Итальянский торпедный катер MAS-528 прибыл на Ладогу.

Впрочем, катера КМ в операции «Бразиль» не участвовали, итальянские же выполняли задачу дальнего прикрытия. Итальянцы вообще особо в бой не рвались и предпочитали заниматься дозорной службой. Хоть они и сообщили о двух потопленных советских судах, но сей «подвиг» не подтверждается никакими документами с нашей стороны.

Основной ударной силой при захвате острова сухо должны были стать самоходные паромы-катамараны «Зибель». Поскольку они были разборные, то доставить их оказалось даже проще, и всего их на Ладогу притащили три десятка. Причём паромы подчинялись 144-му зенитному дивизиону 1-го Воздушного флота, так уж у них было устроено. Подобная система явно не упрощала управление.

 

Лёгкий артиллерийский паром «Зибель» на Ладоге

Для захвата острова было выделено 11 паромов. Из них 7 тяжелых с тремя 88-мм, одной 37-мм и двумя 20-мм пушками и 4 легких с одной 37-мм пушками и четырьмя 20-мм счетверенными установками. Остальные три транспортные (с десантом около 70 человек), штабной и госпитальный.

 

Паромы типа «Зибель» на Ладоге в сопровождение катеров.

Так же было 7 десантно-штурмовых катеров для перевозки десанта. Каждый мог брать на борт по 40 солдат, но лишь три катера несли десант, два были резервными и два ремонтно-технические.

 

Тяжелый артиллерийский паром «Зибель» на Ладоге.

В роли десанта выступали артиллеристы 144-го зенитного дивизиона и группа диверсантов школы Абвера из бывших советских военнопленных.

Корабли должна была поддерживать авиация 1-го воздушного флота и финские истребители. Удар по острову нанесли девять бомбардировщиков Ju.88 (попали лишь два).

Надо заметить, что это была уже третья попытка захватить остров. Один раз помешал шторм. Ладога это хоть и озеро, но от моря не отличишь. Особенно если отойти от берега так, чтобы земли не было видно. И шторма там настоящие. Мои воспоминания о шторме, наблюдаемом из лодки длиной около шести метров, когда на море страшно, а к береговым скалам подойти ещё страшнее, словами передать сложно.

Ещё один раз операция сорвалась из-за того, что экипажи паромом забыли взять карты. Это не шутка, подготовка экипажей приличными словами не описывается, их просто никто не учил морскому делу, пусть оно и «озерное» в данном случае.

Собственно, нам остаётся только радоваться, потому что у острова часть паромов эти горе-моряки просто посадили на мель. Десант немцы всё-таки высадили и бед натворили немало. Описывать не буду, тем более что в романе «Балтийское небо» это сделано просто замечательно.

 

«Бой за остров Сухо», художник М.В. Петров-Маслаков.

Испортили всю затею с десантом два оказавшихся возле острова советских корабля: тральщик ТЩ-100 и малый охотник МО-171. Моряки не только вступили в бой, но сообщили в штаб флотилии. Это было очень кстати, потому что радиостанцию на острове разбили первыми же выстрелами.

В результате к острову отправились чуть ли не все силы Ладожской флотилии, а это немало: четыре (из шести) канонерских лодки со 130-мм пушками, бронекатера, тральщики, торпедные катера, малые охотники. Пошла так же судно с ротой морской пехоты и медиками. Немцы, впрочем, дожидаться не стали и стали спешно уходить, причем севшие на мель паромы расстреливали сами.

Кроме кораблей, к острову Сухо направились и самолёты. Ладожскую флотилию и Дорогу Жизни прикрывала части авиации Балтийского флота. Немецкие и финские истребители тоже подтянулись, пытаясь отогнать наши штурмовики от своих кораблей. Так что разыгралось сражение в воздухе. А затем и на море. Тихоходным канонеркам (главной ударной силе) было сложно догнать немцев, а вот более мелкие корабли пришли гораздо быстрее.

Немцам уйти все-таки удалось, их потери составили четыре парома и один катер. В советских описаниях утопленных немецких катеров было аж шестнадцать, да ещё одна баржа (не знаю, что уж под этим имелось в виду), но документами это не подтверждается. Зато самолетов немцы потеряли очень много: восемь «мессеров» и три бомбардировщика Ju.88 (по другим сведениям, один был Do.215). Ещё было сбито пять финских истребителей Fiat G.50 Freccia. Немцам удалось сбить четыре наших штурмовика: два Ил-2 и два И-15бис.

Потери Гарнизон острова Сухо потерял 7 человек убитыми, 6 попало в плен, 23 было ранено, позже двое раненых умерли. Потери немецкого десанта составляли 25 убитых и 55 раненых. Суди по всему, были большие потери среди экипажей кораблей, но данных об этом нет.

 

Увы, не нашел, кто автор этой картины.

Осенью 1942 года итальянские и немецкие моряки ушли с Ладоги. Итальянские катера продали Финляндии, часть немецких кораблей тоже досталась финнам, включая два парома «Зибель», на которые они поставили 102-мм пушки, вместо немецких 88-мм орудий.

Хоть немцы и решали довольно скромную задачу в операции «Бразиль», весь ход боя показал, что вступать в бой с советской флотилией бесполезно, слишком неравные силы. Ладога окончательно осталась за нами.


Источник: Уникальные сражения Второй Мировой: операция «Бразиль»
Опубликовал:
Теги: фото дорога история море шутка война

Комментарии (2)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Борис NIKITIN
Вечная память Героям Великой Отечественной , они защитили Нашу Родину !
Михаил Устьянцев 
Я смотрю на сегодня. Почему в школах забыли, ну, почти забыли о патриотизме. Кстати, эти суки "сдать Ленинград" всё ещё по нашей российской земле ходят? Кто-нибудь пытался отправить их в "рай", ну, на тот свет, я имею ввиду в "развитую сексуально Европу"))).
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Документальные фотографии немецких военкоров, сделанные в дни Второй мировой
Документальные фотографии немецких военкоров, сделанные в дни Второй мировой
114
Авто-Тема 12:15 18 мар 2019
Самый необычный подводный бой Второй мировой войны
Самый необычный подводный бой Второй мировой войны
18
Мужской журнал 09:00 11 сен 2021
Швеция во время Второй мировой войны
Швеция во время Второй мировой войны
15
Мужской журнал 07:01 07 фев 2022
Почему САУ Второй Мировой не имели вращающейся башни
Почему САУ Второй Мировой не имели вращающейся башни
15
Авто-Тема 07:56 25 янв 2019
Госдуму призывают определить новую дату начала Второй мировой войны
Госдуму призывают определить новую дату начала Второй мировой войны
113
Ваши новости 00:30 29 ноя 2020
5 самых неординарных танков Второй мировой
5 самых неординарных танков Второй мировой
4
Авто-Тема 10:54 07 май 2018
Андорра во Второй мировой войне
Андорра во Второй мировой войне
2
Мужской журнал 07:00 15 фев 2022
Неизбежность Второй мировой и Великой Отечественной войн
Неизбежность Второй мировой и Великой Отечественной войн
3
Мужской журнал 09:00 16 авг 2021
Да, насиловали: И американцы насиловали немок во время Второй мировой - и нисколько не стесняются
Да, насиловали: И американцы насиловали немок во время Второй мировой - и нисколько не стесняются
65
Ваши новости 04:00 28 сен 2019
Где было больше предателей в годы Второй мировой войны?
Где было больше предателей в годы Второй мировой войны?
113
Мужской журнал 10:01 23 фев 2020
Интересные факты о Второй мировой
Интересные факты о Второй мировой
20
Мужской журнал 10:02 08 авг 2018
ГИБДД представила новые основания для остановки и проверки документов у водителей
ГИБДД представила новые основания для остановки и проверки документов у водителей
0
Авто-Тема 09:14 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства